Соляровое масло это что
Перейти к содержимому

Соляровое масло это что

  • автор:

Русский [ править ]

Устойчивое сочетание (термнин). Используется в качестве именной группы.

Произношение [ править ]

  • МФА: [ sɐˈlʲarəvəɪ̯ə ˈmasɫə ]

Семантические свойства [ править ]

Значение [ править ]
  1. техн.остаточноедизельное топливо; фракциянефти с температурой кипения в диапазоне 240–400 °C, применяемая в промышленности и используемая в качестве топлива для низкооборотных дизельных двигателей, устанавливаемых на тяжёлую технику, тепловозы, суда ◆ Почти полная безвредность выхлопа ― главное достоинство стирлинга. Даже если обогревать «горячую» сторону цилиндра обычным бензином или соляровым маслом , продукты сгорания будут безвредны. Г. Либерфорт, «Двигатель, который изобрели не вовремя» // «Химия и жизнь», 1970 г. [НКРЯ]
Синонимы [ править ]
  1. разг.: солярка, соляра, соляр; частичн.: дизельное топливо
Антонимы [ править ]
Гиперонимы [ править ]
Гипонимы [ править ]

Этимология [ править ]

Происходит от нем. Solaröl , от solar ‘солнечный’ + Öl ‘жидкое масло, нефть’; название связанно с желтоватым цветом данной фракции нефти. Составные части немецкого термина происходят от лат. sōlāris «солнечный», далее от sōl «солнце» (восходит к праиндоевр. *saewel- «сиять; солнце») + лат. oleum «растительное масло».

Соляровое масло

Соляровое масло, или солярка – это одна из фракций нефти и составляющая дизельного топлива, которая в несколько раз дешевле его. Из-за отличающихся характеристик солярку не используют в современных двигателях, неприспособленных под это топливо. Но у нефтепродукта есть другие сферы применения, обусловленные низкой стоимостью и характеристиками, приближенными к дизельному топливу.

Фракционный (химический) состав

Термин «солярка» считается разговорным вариантом. В технической литературе используется только понятие «соляровое масло». Это не дизельное топливо, а отдельный вид нефтепродукта. Оно представляет собой фракцию нефти, обработанную (очищенную) с помощью щелочи. В составе солярки присутствуют:

  • парафиновые углеводороды – 10-40%;
  • нафтеновые углеводороды – 20-60%;
  • ароматические углеводороды – 15-30%.

Дополнительно состав может включать сернистые и смолистые соединения, воду и механические примеси.

Характеристики, преимущества и недостатки

Поскольку соляровое масло выступает часть дизельного топлива, их часто сравнивают по свойствам и характеристикам. Главные различия между ними заключаются в вязкости и температуре кипения. Солярка – более густой нефтепродукт, который кипит при более высокой температуре, нежели дизельное топливо.

Главные характеристики солярового масла:

  • Вязкость – 5-9 мм 2 /с.
  • Содержание серы – не более 0,2%.
  • Температура застывания – не выше -20 °C.
  • Минимальная температура вспышки в открытом тигле – 125 °C.
  • Температура кипения – 250-400 °C (у дизельного топлива около 200 °C).

Недостатком солярового масла считают неприятный стойкий запах, который сложно вывести с помощью обычной стирки, если вдруг им пропиталась одежда. Именно по специфическому запаху солярку легко

Способы получения

Солярку получают путем прямой перегонки отдельных фракций нефти и обработки щелочью. Продукт добывают из сырых нефтепродуктов, таких как каменноугольный деготь.

Способы (область) применения

Солярку используют во многих сферах: в грузовом автотранспорте, железнодорожном и водном транспорте, военной и сельскохозяйственной технике, легковых дизельных автомобилях и дизельных электрогенераторах. Одним из первых применений солярового масла была заправка светильников, которые горели ярче и дольше, чем существовавшие на тот момент аналоги.

Ввиду повышенной вязкости (5-9 мм 2 /с) и более высокой температуры кипения топливо может использоваться только в отдельных типах дизельных двигателей. Оно широко распространено на дизельных судах, тепловозах и тракторах с низкооборотистыми дизельными двигателями.

Солярке отдают предпочтение именно в тихоходных агрегаторах вроде сельскохозяйственных машин. Ее используют там, где требуются достаточно большие объемы топлива. Применение для тихоходных машин – одно из основных отличий солярового масла от дизельного топлива, которое применяют в скоростных двигателях, например, в самолетах.

Применение бессерной и сернистой солярки

Перед поступлением в продажу солярку часто очищают от серы и других примесей. Но тогда она теряет свои смазочные свойства. Чтобы устранить этот недостаток, на производстве к соляровому маслу добавляют различные присадки. Бессерная солярка может применяться в CDI и TDI двигателях с электронным впрыском. При смешивании с моторным маслом в количестве 1-5% такая солярка подходит для тракторов. Для применения в дизелях с механическими плунжерными насосами в солярке обязательно наличие серы. В противном случае будет значительно увеличиваться износ плунжерной пары.

Другие способы применения солярового масла

Еще соляровое масло применяется как котельное топливо, его добавляют в закалочные и смазочно-охлаждающие жидкости. Солярка хорошо справляется с ролью смазки для деталей двигателя, а камера сгорания охлаждается во время работы благодаря использованию такого топлива.

Дополнительно соляровое масло применяют при термической и механической обработке металлов в качестве закалочной и охлаждающей жидкости. Еще оно незаменимо для пропитки и смягчения кожи на кожевенном производстве.

Особенности транспортировки и хранения

Доставка солярки осуществляется бензовозами и железнодорожными цистернами. Особое внимание уделяется технике безопасности. Бензовозы оборудуют донными клапанами, которые исключают протекание, бронированным баком и бампером особой формы. Для хранения используют специальные резервуары, оснащенные клапанами, которые обеспечивают циркуляцию воздуха, но препятствуют проникновению влаги.

Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)

Основной регламентирующий документ – ГОСТ 305-2013 «Топливо дизельное. Технические условия». Еще в список нормативной документации входят:

  • ГОСТ 32511-2013;
  • ГОСТ 52368-2005;
  • ГОСТ Р 53605-2009;
  • ГОСТ Р 55475-2013;
  • ТУ 38.1011348-99.

Солярное масло

Не многие знают о том, что такое солярное масло, что приводит к частой путанице с дизельным топливом. Соляровым маслом называют остаточное дизельное горючее. Это фракции нефти, которые очищают с помощью щелочных растворов. Поскольку солярка является продуктом переработки нефти, то её можно смело называть соляровым маслом. Солярка применяется в качестве горючего, только подходит далеко не ко всем типам дизельных двигателей. Показатель вязкости такого горючего находится на отметке 5 — 9 мм 2 /с.

Закипает такое горючее при температуре порядка 250-400 градусов по шкале Цельсия. Характеристики солярового масла позволяют использовать его на тихоходных дизельных моторах, которые отличаются низкими оборотами во время работы.

Люди, которые полноценно разбираются во всех тонкостях применения дизельного горючего и солярового масла, могут сэкономить приличную сумму денег и избежать различных неприятностей, связанных с поломками двигателя.

Характеристики солярного масла

Вопрос, связанный с конкретными и самыми важными характеристиками солярки, является не совсем корректным. Наиболее важных показателей здесь нет. Все характеристики, так или иначе, влияют на полезную работу топлива во время его горения.

То, что соляровое масло является источником энергии, знают все, но далеко не все понимают, что это не единственное его свойство. Солярка отлично справляется с ролью смазки для поверхностей деталей двигателя, которые трутся между собой. Помимо этого, камера сгорания будет охлаждаться во время работы, благодаря применению такого типа топлива.

Тем не менее, люди все-таки выделили один из важнейших показателей солярки – это цетановое число. Эта характеристика позволяет увидеть, за какое время топливо воспламенится после непосредственного впрыска. Если выражаться на простом языке, то оно показывает, как хорошо горит соляровое масло.

Значение этой характеристики непосредственно влияет на работоспособность мотора при запуске в холод, а также сказывается на равномерности его работы и времени, за которое происходит полное нагревание двигателя.

Показатели цетанового числа, установленные стандартами разных государств, несколько отличаются. Поэтому стоит уделять особое внимание такому показателю, так как двигатели тоже предназначены для использования определенного вида солярки или дизельного топлива.

Отличительные черты солярного масла

На первый взгляд может показаться, что особых различий между соляровым маслом и дизельным горючим нет, но это вовсе не так. Во время использования того или иного вида топлива можно выделить основные отличия дизеля от солярки. Дизельное топливо является смесью различных углеводородов, которые поддаются очистке и дополнительному добавлению присадок. Это позволяет им выкипать при температурах порядка 200 градусов. Соляровое масло является прямым продуктом перегонки нефти, что делает его несколько отличным от дизельного горючего.

Соляровое масло также используется в качестве топлива, только это возможно при определенных типах дизельных моторов. Температура и вязкость этого вещества несколько выше, чем у дизельного топлива, что позволяет применять его в качестве энергоносителя для тихоходных дизельных двигателей. Как правило, его используют для моторов с низкой оборотистостью, которые устанавливаются на судах, тракторах и тепловозах.

Итак, дизельное топливо применяется для двигателей с высокими оборотами. Поскольку его вязкость и температура кипения намного ниже, его используют в качестве горючего для самолетов и подобных агрегатов. Соляровое масло отличается, более высокой температурой горения и вязкостью, поэтому его используют для тихоходных машин. Отличия можно отыскать и в основных физических характеристиках.

Углеводороды, которые являются основными составляющими дизельного топлива, позволяют добиться температуры кипения вещества, находящейся в промежутке от 180 до 350 градусов по шкале Цельсия. Во время производства дизельного горючего оно проходит определенные этапы очистки и добавления присадок, что дает возможность достичь вязкости порядка 2-4.5 мм 2 /с.

Соляровое масло производится по другой технологии, что дает ему индивидуальные характеристики. Таким образом, физические и химические свойства солярки являются совершенно другими.

Таким образом, можно сделать заключение о том, что солярка и дизельное топливо это совершенно разные вещества. Применение солярового масла в качестве энергоносителя для современных автомобильных двигателей недопустимо, иначе агрегат может вовсе выйти из строя, и сэкономить вряд ли получится. Следовательно, если автолюбителю предлагают залить в силовой агрегат легкового автомобиля солярку, следует сказать категорическое «нет». Использование солярки возможно только на специальных двигателях, которые подготовлены к высоким температурам горения и повышенному трению, в результате прохождения и сгорания топлива с большой вязкостью.

СОЛЯРОВОЕ МАСЛО

продукт перегонки каменно-угольного дегтя, желтая, густая жидкость с характерным запахом. Употребл. для освещения и для приготовл. мазей. Удельн. вес ок. 0,85.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

СОЛЯРОВОЕ МАСЛО
продукт перегонки каменно-угольного дегтя, употребл. для освещения и приготовления мазей.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

Смотреть что такое «СОЛЯРОВОЕ МАСЛО» в других словарях:

  • соляровое масло — [solar (diesel) oil] фракция нефти, прошедшая щелочную очистку. Выкипает при 240 400 °С; вязкость 5 9 сСт (при 50 °С); содержит < 0,2 % S, температура застывания < 20 °С; температура вспышки в открытом тигле >125 °С. Соляровое масло… … Энциклопедический словарь по металлургии
  • соляровое масло — soliarinė alyva statusas T sritis chemija apibrėžtis Naftos distiliavimo frakcija, verdanti 250–400 °C temperatūroje. atitikmenys: angl. solar oil; straw oil rus. соляровое масло … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas
  • СОЛЯРОВОЕ МАСЛО, «СОЛЯРКА» — наилучший сорт топлива для двигателей Дизеля. Является продуктом перегонки нефти. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
  • Соляровое масло — фракция нефти, прошедшая щелочную очистку. Выкипает в интервале примерно 240 400 °С; вязкость 5 9 сст (при 50 °С); содержание серы не более 0,2%; температура застывания не выше 20 °С; температура вспышки в открытом тигле не ниже 125 °С. С … Большая советская энциклопедия
  • Соляровое масло — см. Остатки нефтяные … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  • Соляровое масло — … Википедия
  • соляровое масло — Продукт перегонки нефти, используемый как топливо, смазки и т.п … Словарь многих выражений
  • соляровое масло — соляр/ов/ое масл/о … Морфемно-орфографический словарь
  • Масло — [oil]: Смотри также: соляровое масло антраценовое масло консервационное масло … Энциклопедический словарь по металлургии
  • антраценовое масло — [anthracene oil] один из продуктов перегонки каменноугольной смолы при 280 380 °С, бледно зеленого цвета, γ = 1,09 1,10 г/см3, содержит высокомолекулярные углеводороды: антрацен С14Н10, фенантрен и др. При охлаждении антраценового масла… … Энциклопедический словарь по металлургии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *