Тяга рулевая и рулевая рейка в чем разница
Перейти к содержимому

Тяга рулевая и рулевая рейка в чем разница

  • автор:

Рулевая рейка и рулевая тяга, одно и тоже?

Нет, многие путают названия. Строго говоря, нет понятия «рулевая рейка», а есть «зубчатая рейка», которая является составной частью рулевой передачи. Иногда рулевую передачу называют рулевой тягой. Нередко можно встретить названия средняя, правая и левая рулевые тяги. Лучше всего, чтобы мастер показал Вам по схеме, что именно надо заменить на Вашей машине, чтобы не пришлось потом ездить и менять запчасти. Если вопрос возник из-за этого, конечно 🙂

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Рулевая тяга. Назначение и особенности.

rulevaya-tyaga-zamena-nakonechnika-pyilnik-1.jpg

Любым транспортным средством в движении необходимо управлять, и в автомобиле для этого предусмотрен руль и система рулевого управления, где рулевая тяга является связующим звеном для этих элементов.

На автомобилях может быть установлено либо рулевое управление с рулевым редуктором червячного типа, либо рулевая рейка.

Рулевое управление с механизмом червяк-ролик отличает небольшая склонность к передаче ударов от неровностей дороги, возможность передачи большего усилия и большие углы поворота колес. Но, в то же время в конструкции предусмотрено большое количество рулевых тяг и шарнирных соединений, что способствует «накоплению» люфтов и делает малоинформативным и «тяжелым» руль. Отрицательных моментов, при эксплуатации червячных рулевых механизмов, получается больше, чем положительных и современные автомобили в своем большинстве оснащаются реечным рулевым механизмом. Рулевое управление с реечным рулевым механизмом отличает компактность, минимальное количество рулевых тяг и шарниров и невысокая цена. Все эти факторы способствуют его широкому применению.

Но и реечное рулевое управление не лишено минусов в эксплуатации. Это передача любого толчка на рулевое колесо, что обусловлено простотой конструкции, что собственно не приемлемо для тяжелых машин.

Назначение рулевой тяги

В конструкции рулевого управления рулевая тяга обеспечивает передачу усилия от поворота руля на поворотные кулаки колес. Конструктивно рулевая тяга может иметь рулевые наконечники с обоих ее концов, как например, у средней тяги, либо резьбовое окончание с одной стороны и рулевой наконечник с другой. Посредством резьбы, через соединительную втулку, соединяются короткий и длинный рулевые наконечники, образуя регулируемую боковую рулевую тягу. Шарниры на рулевых тягах (рулевые наконечники) необходимы для того, чтобы все подвижные элементы в рулевом приводе могли свободно, относительно друг друга и кузова, поворачиваться в различных плоскостях.

006470.jpg

Рулевой привод в свою очередь, необходим для передачи на управляемые колеса автомобиля усилия от рулевого механизма, при этом обеспечивая поворот на неодинаковые углы. Так, если оба колеса будут повернуты на одинаковый угол, то внутреннее колесо при этом будет скользить боком (скрестись по дороге) снижая при этом эффективность рулевого управления. Помимо этого скольжение будет создавать дополнительный нагрев колеса и его износ. Устранить подобный недостаток удается путем поворота внутреннего колеса на больший угол относительно внешнего колеса. При прохождении поворота каждое колесо идет по своей окружности, отличной от другой, при этом внешнее колесо проходит по большему радиусу, чем внутреннее. При этом центр поворота у обоих колес общий, и внутреннее колесо соответственно нужно повернуть на больший угол, относительно внешнего колеса.

Это достигается особой конструкцией рулевой трапеции , включающей в себя рулевые тяги с шарнирами и поворотные рычаги. Задать необходимый угол поворота колес удается путем подбора угла наклона рулевых рычагов, касательно продольной оси автомобиля и длины рулевых тяг

Например, после удара о какое – либо препятствие, повлекшее деформацию либо рычагов, либо рулевых тяг, наблюдается недоворот автомобиля в одну из сторон. Другими словами удается развернуться на дороге, скажем в левую сторону, но не удается в правую. Это свидетельствует о том, что от удара заданная геометрия подвески автомобиля нарушена.

Особенности рулевого управления

Червячный привод — п редусматривает среднюю рулевую тягу, с шарнирами с обеих сторон; два длинных и два коротких рулевых наконечника с резьбами на одном из концов и рулевым пальцем с другой. Путем соединения длинного и короткого наконечников через соединительную муфту получают боковые рулевые тяги. Для возможности регулировки величины схождения колес, длинные рулевые наконечники имеют левую резьбу.

Шестерня – рейка — Реечное рулевое управление может иметь два типа исполнения: с двумя поперечными тягами, закрепленными по концам рулевой рейки, либо тягами с их креплением посередине рейки. При кажущейся небольшой разнице в конструкции, они отличаются принципом своей работы. Так, рулевые тяги, выходящие с концов рейки, имеют соединение в виде шара, что позволяет тягам «качаться» в плоскости при прохождении неровностей, тем самым распределяя удар от дороги по элементам подвески. Там же, где рулевые тяги закреплены посередине рейки, почти вся сила удара передается на рулевое колесо. Реечный рулевой привод состоит из 2-х горизонтальных рулевых тяг и поворотных рычагов, присоединенных к стойкам передней подвески. Рулевые тяги соединены с поворотными рычагами посредством шаровых шарниров и передают на них усилие руля, заставляя их поворачиваться влево или вправо.

rulevye-tyagi-avtomobilya-dlya-chego-oni-nuzhny-v-rulevom-privode-1_0.jpg

Неисправности рулевых тяг

Стуки в подвеске или увеличенный люфт руля, помимо износа других элементов подвески, могут быть следствием предельного износа шарниров рулевых тяг. На разборных рулевых тягах в таких случаях производят их реставрацию, путем замены изношенных деталей или же заменяют рулевые тяги целиком. Может также наблюдаться тугое вращение рулевого колеса, когда установлены не качественные рулевые тяги, где все элементы шарнирного соединения рулевой тяги сделаны с нарушением заводской технологии или полностью отсутствует смазка. Чаще всего рулевые тяги выходят из строя при нарушении целостности защитного чехла и попадания влаги и дорожной грязи внутрь соединения. Поэтому для комфортной и безопасной езды лучшим средством для любого автомобиля будет профилактиктический осмотр ходовой части и рулевых тяг в частности.

Разница между гидравлическими и электрическими рулевыми рейками на Вольво

Рулевые рейки в автомобилях – значимая деталь, силовой узел, в системе управления. С помощью этого механизма усилие, прилагаемое водителем при поворотах руля, передается колесам, благодаря чему они поворачиваются в нужную сторону под нужным углом.

Изначально на старых автомобилях это действие выполнялось с помощью рейки-трапеции, которая представляла собой механическое устройство, лишенное дополнительных деталей, облегчающих повороты руля.

Позже для улучшения управляемости и для повышения комфорта вождения стали устанавливать гидравлические, гидроэлектрические и электрические усилители руля.

Общее устройство рулевой рейки

Устройство системы управления автомобилем включает в себя несколько основных деталей:

Устройство гидравлической рулевой рейки

  • Руль или рулевое колесо – устройство, которое находится в салоне и с помощью которого водитель может задавать направление автомобилю.
  • Рулевой вал – металлический элемент, соединяющий руль и рулевую колонку.
  • Рулевая рейка – силовой узел для передачи усилия водителя.
  • Рулевые тяги – механизмы, устанавливаемые на колеса, которые осуществляют контроль угла поворота колес.
  • Рулевой наконечник – соединительный элемент, который прикручен к рулевой тяге и к поворотному кулаку.
  • Пыльник – элемент, защищающий конструкцию от попадания грязи и пыли.

Между тем, сама рулевая рейка представляет довольно сложный механизм, внутри которого есть:

  • Шестерня – деталь между валом и рейкой.
  • Металлический шток – который и передает усилие другим деталям.
  • Распределитель – перераспределяет давление на поршни.
  • Сальники – для сохранения герметичности системы.
  • Поршни – передают энергию на тяги для осуществления движения.
  • Опорная втулка – соединяет рейку и рулевые тяги.

Разница между гидравлическими и электрическими рулевыми рейками

Гидравливлическая рулевая рейка не сильно отличается от классической механической. По сути это то же устройство, только дополненное гидроусилителем, который делает руль более поворотливым и послушным в руках водителя.

В случаях применения гидроусилителя в конструкцию рейки добавляются некоторые детали:

  • насос гидроусилителя, создающий давление в системе;
  • камеры с жидкостью, в которые поступает давление от насоса, придавая движение цилиндра в одну или другую сторону.

Электрические рулевые рейки имеют несколько датчиков (поворота руля, скорости и оборотов коленвала), электронный блок управления и электромотор. Действие ЭУР происходит, когда датчики передают информацию в ЭБУ, которой затем отдает сигнал на привод мотора.

Устройство электрической рулевой рейки

Таким образом, гидравлические и электрические рейки – это совершенно разные системы, которые значительно отличаются устройством, стоимостью и требованиями к обслуживанию.

Какие рулевые рейки устанавливают на Вольво

На автомобилях шведского бренда можно встретить разные варианты рулевых реек. Главным образом, системы управления различаются в зависимости от платформы и года выпуска автомобиля:

Рулевая рейка Вольво XC90

  • P2 платформа имеет гидроусилитель руля. Основные компоненты: насос, бачок для жидкости и гидравлическая рейка.
  • P3 платформа снабжается гидравлической или электрогидравлической рейками. В электрогидравлической системе нет связи с коленвалом, давление создается с помощью электронасоса, установленного на рулевом валу.
  • SPA платформа включает в себя электрическую рейку. В такой конструкции нет гидравлической жидкости, все действия происходят за счет электронных устройств.

Рулевые рейки: неисправности и их причины

В ходе эксплуатации автомобиля могут возникнуть разные дефекты в работе рулевой рейки. Основные неисправности устройства можно распознать по следующим признакам:

 Жидкость для гидравлической рулевой рейки Вольво

  • Тяжелый поворот руля. Если приходится прикладывать определенные усилия для того, чтобы провернуть руль в одну или другую сторону, это сигнализирует о проблемах в работе рейки. Причиной может послужить выход из строя усилителя (попадание в систему воздуха, поломка электродвигателя или насоса ГУР).
  • Стук при движении авто. Такая проблема может говорить о неисправности внутренних деталей рейки ввиду естестественного износа.
  • Гул из под капота, скрежет при поворачивании руля и езде. Нехарактерные звуки могут говорить о плохом натяжении приводного ремня, коррозии металлических элементов рейки и нехватки жидкости в системе.
  • Заклинивание руля. Причиной проблемы могут послужить неполадки в разных местах системы управления: от ГУРа до элементов внутри рулевой рейки.
  • Большой расход гидравлической жидкости (для ГУР). Подобная неисправность вызвана нарушением герметичности системы.

Гидравлические рейки чаще всего ломаются из-за нехватки или плохого качества масла в системе, а также в результате механических повреждений и потери герметичности.

Электрические рейки могут выходить из строя из-за проблем в блоке управления, перегорания предохранителей, неисправностей в проводке.

Обслуживание рулевых реек

Для качественной работы рулевой рейки необходимо производить ее своевременное обслуживание.

ТО устройства включает замену отработанного масла (если установлен гидроусилитель), дефектовку деталей системы, замену пыльников при необходимости.

Если возникает неприятный звук, скрежет из под капота со стороны рейки и какие-либо проблемы, влияющие на управление транспортным средством (заклинивание руля, тяжелое проворачивание), необходимо как можно скорее обратиться в сервисный центр, найти причину и устранить проблему.

При обслуживании, замене или ремонте рулевой рейки Вольво следует обращаться в специализированные мастерские. RUSVOLVO – сервисный центр, который уже много лет работает с автомобилями шведского бренда и имеет в штате квалифицированных механиков и автоэлектриков, которые знают все нюансы моделей Вольво. Доверяя свое авто профессионалам, вы получаете качественное обслуживание и гарантию на всю работу — 1 год.

Тяга рулевая: сильное звено рулевого управления

В рулевом приводе почти всех колесных транспортных средств предусмотрены элементы, передающие усилие от рулевого механизма на колеса — рулевые тяги. Все о рулевых тягах, их существующих типах, конструкции и применяемости, а также о верном выборе и замене этих деталей — читайте в предложенной статье.

Что такое рулевая тяга?

Рулевая тяга — элемент привода механизма рулевого управления колесных транспортных средств (за исключением тракторов и иной техники с ломающейся рамой); деталь в виде стержня с шаровым шарниром (шарнирами), обеспечивающая передачу усилия от рулевого механизма на рычаги поворотных кулаков колес и к другим компонентам привода рулевого управления.

Рулевое управление колесных транспортных средств делится на две основных части: рулевого механизма и его привода. Рулевой механизм управляется рулевым колесом, с его помощью создается усилие для отклонения управляемых колес. Это усилие передается на колеса с помощью привода, который представляет собой систему тяг и рычагов, соединенных шарнирами. Одними из основных деталей привода являются различные по расположению, конструкции и назначению рулевые тяги.

На рулевые тяги возлагается несколько функций:

  • Передача усилия от рулевого механизма на связанные компоненты привода и непосредственно на рычаги поворотных кулаков колес;
  • Удерживание выбранного угла поворота колес при выполнении маневров;
  • Регулировка угла поворота управляемых колес в зависимости от положения рулевого колеса и другие регулировки рулевого привода в целом.

Рулевые тяги решают ответственную задачу по передаче усилий от рулевого механизма на управляемые колеса, поэтому при неисправности данные детали должны быть как можно скорее заменены. Но для верного выбора новой тяги, необходимо разобраться в существующих типах, конструкции и особенностях этих деталей.

Типы и применяемость рулевых тяг

Типы и схемы рулевого привода с трапецией

Типы и схемы рулевого привода с трапецией

Рулевые тяги можно разделить на несколько типов по назначению, применяемости и некоторым конструктивным особенностям.

По применяемости тяги бывают двух типов:

  • Для систем рулевого управления на основе червячных и иных рулевых механизмов и с приводом в виде рулевой трапеции;
  • Для систем рулевого управления на основе рулевых реек с непосредственным приводом колес.

В системах первого типа (с рулевыми трапециями) используется две или три тяги в зависимости от типа подвески управляемой оси и схемы рулевой трапеции:

  • На оси с зависимой подвеской: две тяги — одна продольная, идущая от рулевой сошки, и одна поперечная, соединенная с рычагами поворотных кулаков колес;
  • На оси с независимой подвеской: три тяги — одна продольная средняя (центральная), соединенная с сошкой рулевого механизма, и две продольных боковых, соединенных со средней и с рычагами поворотных кулаков колес.

Также существуют варианты трапеций на оси с независимой подвеской с двумя боковыми тягами, соединенных с рулевой сошкой в центральной точке. Однако привод такой схемы чаще используется в рулевом управлении на основе рулевых реек, о которых рассказано ниже.

При этом следует заметить, что в рулевых трапециях для оси с независимой подвеской в действительности используется одна рулевая тяга, разделенная на три части — она называется расчлененной тягой. Применение расчлененной рулевой тяги предотвращает самопроизвольное отклонение управляемых колес при движении по неровностям дороги вследствие разной амплитуды колебания правого и левого колес. Сама трапеция может располагаться перед и за осью колес, в первом случае она называется передней, во втором — задней (поэтому не стоит думать, что «задняя рулевая трапеция» — это рулевой привод, расположенный на задней оси автомобиля).

В системах рулевого управления на основе рулевой рейки тяг используется только две — правая и левая поперечные для привода соответственно правого и левого колеса. Фактически, это рулевая трапеция с расчлененной продольной тягой, имеющей шарнир в средней точке — такое решение значительно упрощает конструкцию рулевого управления, повышая ее надежность. Тяги данного механизма всегда имеют составную конструкцию, их наружные части обычно называют рулевыми наконечниками.

Рулевые тяги можно разделить на две группы по возможности изменения их длины:

  • Нерегулируемые — цельные тяги, которые имеют заданную длину, они используются в приводах с другими регулируемыми тягами или иными деталями;
  • Регулируемые — составные тяги, которые за счет тех или иных деталей могут в некоторых пределах изменять свою длину для регулировки рулевого привода.

Наконец, тяги можно разделить на множество групп по применяемость — для легковых и грузовых автомобилей, для транспортных средств с гидроусилителем руля и без него, и т.д.

Конструкция рулевых тяг

Конструкция нерегулируемой рулевой тяги

Конструкция нерегулируемой рулевой тяги

Наиболее простую конструкцию имеют нерегулируемые тяги — их основу составляет полый или цельнометаллический стержень того или иного профиля (может быть прямым или изогнутым в соответствии с конструктивными особенностями автомобиля), на одном или обоих концах которого расположены шаровые шарниры. Шарниры — неразборные, состоят из корпуса с расположенным внутри шаровым пальцем с резьбой для корончатой гайки и поперечным отверстием для шплинта; шарнир может закрываться резиновым пыльником для защиты от грязи и воды. На поперечной тяге оси пальцев шаровых шарниров расположены в одной плоскости или смещены на малый угол. На продольной тяге оси пальцев шарниров обычно располагаются перпендикулярно друг к другу.

Несколько более сложную конструкцию имеют нерегулируемые поперечные тяги. В такой тяге могут предусматриваться дополнительные элементы:

  • В тягах для осей с зависимой подвеской — отверстие или шарнир для соединения с рулевой сошкой;
  • В тягах для осей с независимой подвеской — два симметрично расположенных отверстия или шарнира для соединения с боковыми тягами;
  • В тягах для автомобилей с гидрообъемным рулевым управлением (ГОРУ) — кронштейн или отверстие для соединения со штоком гидроцилиндра ГОРУ.

Однако на многих автомобилях широко используются трапеции с маятниковым рычагом — в таких системах средняя поперечная тяга на своих законцовках имеет отверстия для монтажа маятникового рычага и рулевой сошки.

Регулируемые рулевые тяги состоят из двух основных частей: непосредственно тяги и соединенного с ней рулевого наконечника. Наконечник тем или иным способом может изменять свое положение относительно тяги, что позволяет регулировать общую длину детали. По способу регулировки тяги можно разделить на два типа:

Конструкция регулируемой рулевой тяги со стяжными хомутами

Конструкция регулируемой рулевой тяги со стяжными хомутами

  • Регулировка резьбой с фиксацией контргайкой;
  • Регулировка резьбой или телескопическим способом с фиксацией стяжным хомутом.

В первом случае наконечник имеет резьбу, которой вворачивается в ответную резьбу в торце тяги, либо наоборот, а фиксация от проворачивания осуществляется контргайкой на той же резьбе. Во втором случае наконечник тоже может вворачиваться в тягу, либо просто вставляться в нее, а фиксация от проворачивания осуществляется стяжным хомутом на наружной поверхности тяги. Стяжной хомут может быть узким и стягиваться только одним болтом с гайкой, либо широким с затяжкой двумя болтами.

Все рулевые тяги имеют шарнирное соединение друг с другом и с другими деталями системы рулевого управления — это обеспечивает нормальное функционирование системы при деформациях, возникающих во время движения транспортного средства. В качестве осей шарниров выступают шаровые пальцы, они закрепляются в отверстиях сопрягаемых деталей корончатыми гайками, фиксируемыми с помощью шплинтов.

Тяги изготавливаются из стали различных марок, они могут иметь защитное покрытие в виде обычной краски или гальванического покрытия различными металлами — цинком, хромом и другими.

Как правильно выбрать и заменить рулевую тягу

Рулевые тяги в процессе эксплуатации автомобиля подвергаются значительным нагрузкам, поэтому они довольно быстро приходят в негодность. Наиболее часто проблемы возникают в шаровых шарнирах, также тяги подвержены деформациям и появлению трещин с последующим разрушением детали. О неисправности тяг могут свидетельствовать появившийся люфт и биения руля, либо, напротив, чрезмерно тугой руль, различные стуки во время движения, а также потеря курсовой устойчивости автомобиля (его уводит в сторону). При появлении этих признаков следует провести диагностику рулевого управления, и если обнаружены проблемы с тягами, то их нужно заменить.

На замену следует выбирать те рулевые тяги и наконечники, которые были установлены на автомобиле ранее — только так есть гарантии, что рулевое управление будет функционировать корректно. Если проблема возникала только в одной боковой тяге или наконечнике, то лучше производить замену этих деталей в паре, в противном случае очень высока вероятность поломки тяги на втором колесе.

Замена тяг должна выполняться в соответствии с инструкцией по ремонту и обслуживанию автомобиля. Обычно эта операция сводится к подъему автомобиля на домкрате, демонтажу старых тяг (для чего лучше использовать специальный съемник) и установке новых. После ремонта рекомендуется отрегулировать развал-схождение. Новые тяги на некоторых автомобилях (особенно на грузовых) следует периодически смазывать, но обычно эти детали не требуют обслуживания в течение всего срока эксплуатации.

При верном выборе и замене рулевых тяг управление автомобилем будет надежным и уверенным на всех режимах движения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *