Сульфатация аккумулятора как устранить
Перейти к содержимому

Сульфатация аккумулятора как устранить

  • автор:

Сульфатация аккумулятора

Если бы нас попросили назвать главную причину поломок аккумулятора, мы бы в первую очередь рассказали про сульфатацию, которая неизбежно происходит в каждом АКБ. Из-за нее аккумулятор не только не запустит двигатель, но и не сможет проработать дольше двух часов с включенными фарами.

Но есть и приятные новости: этот процесс можно существенно замедлить, если эксплуатировать АКБ правильно. Поэтому сегодня мы обсудим, что такое сульфатация и как ее избежать, чтобы аккумулятор работал, как можно дольше.

Что такое сульфатация пластин?

Сульфатация пластин

Для начала необходимо вспомнить о физико-химическом процессе, происходящем в аккумуляторе. При разряде активная масса с пластин преобразуется в сульфат свинца, который оседает на поверхности решеток и выглядит, как тонкая пленка из кристаллов.При заряде происходит обратная реакция, благодаря которой сульфат растворяется.

Но если аккумулятор регулярно подвергается глубокому разряду, пластины сильно “обрастают” налетом и перестают выполнять свою функцию. Из-за этого АКБ теряет свою емкость без возможности восстановления.

Таким образом, сульфатация — это процесс, в результате которого на электродах аккумулятора появляется монолитный налет из сернокислого свинца.

Причины появления сульфатации

Как было сказано ранее, глубокий разряд — это движущая сила сульфатации. Но на деле источников появления налета на пластинах намного больше:

  • использование концентрированной серной кислоты. Некоторые автомобилисты пытаются “растопить” налет на пластинах, добавляя в АКБ серную кислоту. Это категорически нельзя делать, так как повышение концентрации кислоты в электролите наоборот усугубит оседание сульфата.
  • частые короткие поездки в холодное время года. В таких условиях аккумулятор заряжается медленно, что рано или поздно приводит к глубокому разряду.
  • высокая температура воздуха. Летом АКБ работает при температуре выше 60 градусов, что ускоряет процесс сульфатации. Поэтому и зимой, и летом мы рекомендуем держать аккумулятор с максимальным уровнем заряда.
  • дефект электролита. Нарушение состава электролита из-за неправильного обслуживания (долив обычной воды, загрязнение раствора, долив кислоты в большом объеме).
  • хранение АКБ без заряда. Химические реакции в аккумуляторе происходят и в отключенном состоянии, поэтому разряженные устройства постепенно теряют свою емкость. А, следовательно, продолжается и сульфатация пластин, которая протекает очень быстро из-за отсутствия заряда.

Признаки сульфатации АКБ

Так как большая площадь поверхности банок от нас скрыта, определить сульфатацию на начальном этапе сложно. Но все же владельцы обслуживаемых моделей могут открутить пробки и визуально оценить наличие белого или серого налета на пластинах. С необслуживаемыми и малообслуживаемыми аккумуляторами внешний анализ состояния недоступен, но и проблема сульфатации для них не так актуальна.

Какие признаки сульфатации мы можем выделить:

  • После полного заряда аккумулятора двигатель не запускается с первого раза. Это значит, что актуальной емкости АКБ просто не хватает. Вы даже можете поставить небольшой опыт: при таком состоянии аккумулятора включите фары на 10 минут, и вы увидите, как он мгновенно разрядится.
  • Аккумулятор начинает закипать спустя 20-50 минут после начала зарядки и набирает “полный” заряд быстрее обычного.
  • Проступающий белый налет на поверхности АКБ.
  • Плотность электролита не повышается или повышается незначительно при заряде.
  • Быстрое падение емкости аккумулятора под нагрузкой или контрольными замерами.
  • При заряде нормальным током аккумулятор быстро нагревается, и начинается газовыделение.

Как устранить налет на пластинах в аккумуляторе

Сульфатация является естественным процессом при химической реакции, поэтому нет способа, который поможет избавиться от нее навсегда.

При обратимой (мягкой) сульфатации вам достаточно держать аккумулятор в заряженном состоянии, контролировать уровень плотности электролита и уровень емкости устройства. Все остальное за вас сделает обратная реакция при заряде АКБ во время движения автомобиля.

Конечно, существуют “народные” методы десульфатации своими руками. Как правило, они связаны с разной методикой заряда аккумулятора: заряд малыми токами, заряд реверсивным током, организация контрольно-тренировочных циклов, заряд импульсным током большой величины, и т.д.. Но все они не имеют научно подтвержденных результатов и требуют наличия опыта в области, а, следовательно, в неумелых руках могут привести к порче аккумулятора и другим неприятным последствиям.

Однако, есть профессиональные устройства, которые помогают решить проблему сульфатации. Это импульсные зарядно-десульфатирующие устройства, в основу работы которых заложен заряд реверсивным током — чередование импульсов заряда и разряда. Но стоимость такой установки намного выше, чем покупка нового аккумулятора.

Поэтому регулярное обслуживание и контроль за состоянием АКБ — это самый надежный и простой метод защиты от необратимой сульфатации.

  • Зарегистрироваться
  • Вход с паролем
  • Обратная связь

Сульфатация аккумулятора как устранить

Автор: Мэдди Филлипс (Maddy Phillips) , ведущий специалист NOCO

Что такое сульфатация аккумулятора?

Сульфатация аккумулятора — это процесс образования кристаллов сульфата свинца на аккумуляторных элементах. Небольшая сульфатация имеет место в течение всего срока службы аккумулятора. Быстрая сульфатация может происходить в случае продолжительного хранения, перезаряда или недозаряда аккумулятора. Чем больше сульфата накапливается на аккумуляторном элементе, тем менее эффективным становится аккумулятор. Сульфтация — основная причина неисправностей свинцово-кислотных аккумуляторов на ранних этапах эксплуатации, она может привести к одному из следующих последствий: потеря пусковой мощности, увеличение времени зарядки, перегрев электрической системы транспортного средства, уменьшение периода работы между зарядками и в конечном итоге сокращение срока службы аккумулятора.

Как предотвратить сульфатацию аккумулятора?

Если вы хотите сэкономить время и деньги, максимально увеличив предполагаемый срок службы аккумулятора, проводите профилактику чрезмерной сульфатации. Для этого свинцово-кислотный аккумулятор нужно регулярно заряжать, по возможности до полного заряда, не оставлять незаряженным и неиспользуемым в течение продолжительного периода. На рисунке слева изображено интеллектуальное зарядное устройство NOCO Genius G7200 7,2A — идеальный инструмент для поддержки аккумулятора. Чем меньше вы поддерживаете аккумулятор, тем быстрее кристаллы сульфата свинца образовываются и накапливаются на пластинах аккумулятора. Сульфатированный аккумулятор можно восстановить, если быстро выявить и устранить проблему.

Как определить, что аккумулятор сульфатирован?

Если аккумулятор сульфатирован, вы начнете замечать, что его эффективность снижается. Самый частый признак сульфатированного аккумулятора — это то, что он плохо заряжается или не заряжается вообще. Если вам кажется, что электроприборам не хватает силы тока (слабое кондиционирование, слабый свет фар), то это серьезный признак сульфатации аккумулятора. Если аккумулятор садится намного раньше, чем вы того ожидаете, велика вероятность того, что причина в сульфатации. Проверить напряжение аккумулятора можно с помощью мультиметра. Если напряжение менее 12,6 вольт, значит аккумулятор недозаряжен, возможно в результате сульфатации. Также можно осмотреть элементы аккумулятора на предмет сульфатации. Для этого нужно открыть аккумулятор (рекомендуем делать это на защищенной поверхности в хорошо проветриваемой зоне). Аккуратно снимите пробки с верхней поверхности аккумулятора, используя отвертку с плоским шлицом. Вы должны иметь возможность заглянуть внутрь каждого отверстия и увидеть элементы аккумулятора, разделители и уровень электролита. Элементы и разделители сульфатированного аккумулятора обычно серые и грязные, их тяжело отличить друг от друга. Если аккумулятор в хорошем состоянии, серебристые свинцовые элементы чистые и хорошо отличимы от черных разделителей. На рисунке ниже показано, как выглядит сульфатация аккумулятора.

Как устранить сульфатацию аккумулятора?

Сульфатация бывает двух видов: обратимая (мягкая) и необратимая (жесткая). При обнаружении на достаточно ранней стадии аккумулятор с мягкой сульфатацией можно легко восстановить. С интеллектуальными зарядными устройствами NOCO G3500, G7200, G15000 и G26000 устранить сульфатацию аккумулятора очень просто. Ниже представлена пошаговая инструкция по десульфатации аккумулятора с помощью интеллектуальных зарядных устройств NOCO .

Подготовьте оборудование. Подсоедините зажимы. Полностью зарядите аккумулятор. Включите режим восстановления.
Поднимите капот и найдите аккумулятор. Включите зарядное устройство NOCO и убедитесь в том, что у него есть 12-вольтовый режим восстановления (только в моделях G3500, G7200, G15000, G26000). Подсоедините зарядное устройство NOCO Genius к аккумулятору с помощью зажимов или установите перманентное соединение с помощью круглых клемм. Сначала всегда подключайтесь к отрицательному полюсу (-), потом — к положительному (+). Для оптимального результата перед использованием 12-вольтового режима восстановления аккумулятор должен пройти полный цикл зарядки. Активируйте 12-вольтовый режим восстановления на зарядном устройстве Genius и оставьте его подключенным к аккумулятору до тех пор, пока не включится режим ожидания (загорится оранжевый светодиод возле значка питания). Восстановление может занять до 4 часов.

Как избавиться от сульфатации пластин аккумулятора

Как избавиться от сульфатации пластин аккумулятора

Прочитав эту статью Вы узнаете, как можно избавиться от сульфатации пластин автомобильного аккумулятора. Но прежде чем мы раскроем перед вами все секреты, давайте узнаем, что же такое сульфатация?

Сульфатация — это процесс, в результате которого поверхность аккумуляторных пластин покрывается сернокислым крупнокристаллическим свинцом в виде белого налета. Говоря более простым языком – это окисление и кристаллизация. В конечном итоге, сульфатация становится причиной проблем с зажиганием, и батарея выходит из строя.

Чтобы выявить сульфатацию, необходимо открыть капот автомобиля и внимательно осмотреть контактные пластины и источник аккумулятора. Коричневатые образования на «минусе» и «плюсе» — это и есть первичные признаки сульфатации. Разбухание, появление белых пятен, а также любое изменение внешнего вида пластин аккумулятора говорит о сульфатации.

Сульфатация повышает сопротивление внутри аккумуляторной батареи. Этот процесс способствует быстрому закипанию батареи, и приводит ее в негодность.

Методы десульфатации пластин аккумулятора

Первый метод, это ручной способ, при котором можно избавиться от сульфатации пластин. Необходимо произвести полную зарядку аккумулятора, довести плотность электролита до 1,285 г/см3, при этом доливая электролит немного более высокой плотности — 1,4 г/см3.

Чтобы уменьшить плотность электролита, добавьте дистиллированную воду. После полной зарядки, батарею нужно начать разряжать, подключив к ней лампу накаливания мощностью в 5 ампер: довести напряжение батареи до 10.2 В (что соответствует напряжению в 1.7 В в каждой отдельной банке батареи).

Именно такая процедура может спасти батарею от замены. Ее минус является то, что, во-первых, Вам потребуется какое-то зарядное-устройство, а во-вторых необходимо будет постоянно контролировать параметры аккумулятора. Если необходимо, повторите процесс зарядки-разрядки еще пару раз.

Для зарядки-разрядки аккумуляторных батарей лучше использовать импульсные устройства серии Зевс. Данные устройства обеспечивают заряд аккумулятора полностью в автоматическом режиме.

Импульсное зарядное устройство серии Зевс вид №1

Импульсное зарядное устройство серии Зевс вид №2

Второй метод автоматический. В этом случае, все что Вам понадобится, это приобрести зарядно-десульфатирующее устройство серии Зевс-Д и запустить на нем соответствующий метод. В этом случае устройство сделает все самостоятельно в автоматическом режиме.

В этом устройстве, для проведения десульфатации применяется заряд-разряд аккумулятора методом реверсивных токов.

Наша компания производит целый ряд устройств для обслуживания аккумуляторных батарей. Вся продукция производства нашего предприятия выполнена по высоким технологиям, что способствует бесперебойной его эксплуатации долгое время.

В каталоге нашего сайта представлены зарядные, зарядно-разрядные и десульфатирующие устройства различных характеристик.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
  • Как выбрать крепкий стеллаж для размещения тяжелых аккумуляторов
  • Устройство для заряда аккумулятора
  • Топ 10 столов для сварочных работ
  • Производство электротехнического оборудования
  • Где применяется новый зарядный шкаф Светоч.ПК

Проблемы с аккумулятором

Проблемы с аккумулятором

Как и любой товар, аккумуляторная батарея имеет свой срок службы. С течением времени, в процессе износа, она утрачивает часть своих основных эксплуатационных характеристик.

Умерший аккумулятор

Иногда возникают такие моменты, когда автомобильный аккумулятор разрядился, попросту сел. Гаснут все электроприборы, и любые попытки запустить двигатель становятся тщетными. В такой ситуации, когда сел аккумулятор возникает логичный вопрос, а вообще как же завести машину? Можно попробовать завести автомобиль с буксира, либо с толчка. Метод достаточно прост – вас на автомобиле, либо толкают сочувствующие автомобилисты, либо тянут на буксировочном тросе для того чтобы с разгона можно было запустить двигатель. Однако данные методы не подходят автомобилям с автоматической коробкой передач.

Прикуриваем авто

Для любых автомобилей подойдёт метод «прикуривания». Для этого необходимо перекинуть провода от рабочего аккумулятора к нерабочему, чтобы используя энергию рабочего автомобиля завести свой не рабочий. Но, обязательно стоит помнить при «прикуривании» не допускается параллельное включение аккумуляторов. Разряженную батарею необходимо отключить.

Прикуриваем автомобиль

Что делать, если аккумулятор подозрительно быстро разряжается? Для начала необходимо найти утечку энергии. Возможно, Вы просто забыли выключить габаритные огни или свет в салоне. Если это действительно так, то ничего страшного в этом нет – аккумулятор восстановит свой потенциал во время следующей поездки, но если он разряжается снова, то проблема скорее состоит в самом аккумуляторе, а точнее в сульфатации пластин аккумулятора.

Сульфатация – это покрытие пластин аккумулятора крупнокристаллическим сернокислым свинцом, похожим на белый налет. К сожалению, устранить можно только небольшую сульфатацию аккумулятора. Если этот процесс «запущен», то аккумулятор придется менять.

Запущенность сульфатации автомобильного аккумулятора

Тем не менее, если мы имеем дело с убитым или почти убитым аккумулятором, а задача стоит во чтобы то не стало раскачать аккумулятор подручными средствами, то, прежде всего, стоит определить, какой «диагноз» у автомобильной батареи.

Основных причин выхода из строя аккумулятора может быть несколько:

  • Засульфатированность пластин — ёмкость аккумулятора падает почти до нуля.
  • Разрушение пластин — при зарядке электролит становится черным.
  • Замыкание пластин — электролит в одной из секций аккумулятора выкипает, секция греется.
  • Перемёрзший аккумулятор — распухшие бока, электролит при заряде сразу вскипает (многочисленные замыкания пластин) — тут уже ничем не помочь.

При замыкании пластин ни в коем случае не пытайтесь его заряжать! Необходимо сделать промывку аккумулятора дистиллированной водой. Не бойтесь переворачивать и трясти аккумулятор, хуже не сделаете. Промывайте его до тех пор, пока не перестанет вымываться угольная крошка. При промывке чаще всего замыкание пластин устраняется.

После промывки и извлечения всякого мусора из недр аккумулятора приступаем к устранению сульфатации пластин. Специалисты рекомендуют проделать с аккумулятором следующую процедуру:

Чтобы устранить небольшую сульфатацию пластин аккумулятор полностью заряжают и доводят плотность электролита до 1,285 г/см3, доливая электролит чуть повышенной плотности, равной 1,4г/см3. Одновременно, не давайте электролиту кипеть или нагреться! Если необходимо, уменьшите зарядный ток, пузырьки газа и перегрев разрушают аккумулятор! Заряжайте, пока напряжение на клеммах аккумулятора не достигнет 2.3 — 2.4В на каждую секцию, т.е. для 12-вольтового аккумулятора — 13.8-14.4 В.

Заряжаем аккумуляторную батарею

Далее, уменьшаем зарядный ток вдвое и продолжаем зарядку. Зарядку аккумулятора прекращаем, если в течении 2 часов плотность электролита и напряжение на клеммах остаются неизменными. Потом, доводим плотность до номинальной доливкой электролита повышенной плотности (1.4) или дистиллированной воды.

После этого, разряжаем аккумулятор через лампочку током примерно в 0.5А до падения напряжения на клеммах до 1.7В на элемент. Для 12-вольтового аккумулятора эта величина составит 10.2В, для 6-вольтового 5.1 соответственно. Если ёмкость нашего аккумулятора ниже номинальной (4 ампер-часа), то необходимо повторить цикл заряда с начала до тех пор, пока ёмкость аккумулятора не приблизится к номинальной, закрываем отверстия аккумулятора и все! Теперь мы имеем на руках полностью рабочий аккумулятор.

Разряжаем аккумулятор через лампочку

Не забывайте, что при подключении и отключении аккумуляторной батареи, есть определенный алгоритм действий: вначале отсоединяется минус, а затем плюс, а подключается плюс, а затем минус. Такая последовательность действий связана с тем, что прикручивая в обратном порядке, Вы можете случайно задеть корпус автомобиля ключом и произойдет короткое замыкание.

Еще одной возможной причиной разряда автомобильного аккумулятора является неправильно подключенная сигнализация. В этом случае необходимо обратится в автосервис.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *