Почему нельзя крутить руль до упора
Перейти к содержимому

Почему нельзя крутить руль до упора

  • автор:

Можно ли крутить руль на месте

Многие водители помнят еще со времен обучения в автошколе, что крутить руль автомобиля на месте, особенно когда двигатель не заведен, вредно для машины. Разберемся с тем, насколько данное утверждение соответствует действительности.

Прежде всего определимся, о каких автомобилях идет речь.

Еще в советские и ранние постсоветские времена, когда обучение в автошколах происходило, как правило, на заднеприводных «Жигулях» и «Москвичах», требования инструктора не крутить руль на месте имели под собой серьезные основания.

Ведь при повороте руля без гидро- или электроусилителя водитель прикладывал большие усилия, буквально наматываясь на «баранку». Как следствие, ускоренными темпами ослаблялись шарнирные соединения элементов рулевого управления, что требовало регулировки и соответственно вызывало неодобрение со стороны инструкторов, которые должны были следить за техническим состоянием учебных машин.

С активным внедрением автомобилей с гидро- и электроусилителями руля положение дел изменилось, хотя и не кардинально. На современных машинах за руление на месте придется расплачиваться ускоренным износом элементов рулевого привода.

Однако понятно, что рулевые тяги и их сочленения даже от частого кручения руля на месте не отвалятся, а резина покрышек не сотрется. Поэтому крутить руль на месте хоть и не рекомендовано, но можно. Более того, такая практика предусматривается конструкцией и заложена в ТЗ по ресурсу.

Тем не менее крайне не рекомендуется крутить руль современных машин, когда двигатель выключен. В специальной литературе можно прочитать, что в таком случае будет происходить ускоренный износ шестеренок. В запущенных случаях может даже потребоваться серьезный ремонт с заменой рейки, системы гидро- или электропривода.

Считается также, что если крутить руль на незаведенном автомобиле, это приводит к увеличению нагрузки на элементы подвески. И в этом есть тоже логика. Не исключено, что замену сальников, различных направляющих и рулевых тяг придется проводить при таком раскладе раньше регламентного срока.

Таким образом, ответ на вопрос, поставленный в начале материала, будет следующим — крутить руль на месте можно, но лучше такой практики все же избежать. И уж точно не следует злоупотреблять такими «выкрутасами», если руль до маневра вывернут в крайнее положение.

Скажем, на машинах с гидроусилителем руля нагрузка на шланги и трубопроводы в момент, когда «баранка» вывернута до упора, будет очень высокой. Иными словами, чтобы продлить жизнь механизму гидроусилителя, не нужно фиксировать руль в крайнем положении более чем на три секунды и уж тем более оставлять машину с до отказа выкрученными колесами на долгую парковку.

Можно ли поворачивать руль до упора и удерживать его в этом положении?

Начнем с того, что выкручивание руля до упора в любую из сторон порой является банальной необходимостью — чаще всего во время маневрирования в тесном пространстве на парковочном месте. Но иногда от автоинструктора, либо от опытного водителя можно услышать мнение, что ни в коем случае нельзя поворачивать руль до конца и удерживать его в этом положении.

Речь в частности идет об автомобилях, оснащенных гидроусилителем руля, и если на таком авто вывернуть рулевое колесо до упора, можно услышать своеобразный гул, который пропадает при ослаблении руля. Так что поневоле задумываешься: а может ли этот гул вызвать неисправность?

Так вот, если руль рассчитан на определенный угол поворота, то выкручивать его на этот угол до упора можно, а иногда даже и нужно. Но вот удерживать его в этом положении с применением физической силы точно не стоит.

Дело в том, что при работе рулем с гидроусилителем в системе ГУРа создается давление циркулирующей в ней жидкостью, и в самом крайнем положении поворота баранки это давление максимально, а при удерживании руля оно еще и нарастает. Конечно, в системе имеются клапаны, которые выпускают избыточное давление, так что пока автомобиль новый, это не критично, однако излишнее давление просто быстрее изнашивает гидравлическую систему, и таким образом ГУР намного раньше выйдет из строя.

Так что, поворачивая руль до конца и услышав характерный гул, чуть поверните его в обратную сторону так, чтобы этот звук пропал. Колеса в этом случае все равно будут вывернуты на свой максимальный угол поворота.

Если же автомобиль оборудован электроусилителем руля, либо у рулевого механизма вообще нет никакого усилителя, все вышесказанное не грозит никакими последствиями – крутить руль до упора и удерживать его в крайнем положении можно сколько угодно. В этих случаях никакого гула в крайне вывернутом положении руля вы не услышите.

В любом случае при выкрученном до упора рулевом колесе продолжать давить на него нет никакого смысла — от этого сильнее колеса все равно не повернутся.

Почему на современных машинах с ГУР нельзя выкручивать руль до упора

Почему на современных машинах с ГУР нельзя выкручивать руль до упора

Большинство современных автомобилей оснащаются гидроусилителем руля, который существенно упрощает управление машиной. Гидроусилитель — это достаточно сложная система, на которую в процессе эксплуатации автомобиля приходятся повышенные нагрузки. Её долговечность и отсутствие критических неисправностей будет во многом зависеть от правильности эксплуатации автомобиля. Зная тонкости управления машины с гидроусилителем руля, можно избежать таких поломок, сократив расходы на ремонт автомобиля.

Почему на современных машинах с ГУР нельзя выкручивать руль до упора

Опытные автовладельцы утверждают, что до предела выкручивать руль на автомобиле, где имеется гидроусилитель, не рекомендуется. Также не следует во время парковки или стоянки фиксировать руль в крайнем положении, так как в подобном случае существенно увеличивается нагрузка на всю систему. Действительно, подобное утверждение правдиво, что подтверждают многие профессиональные механики.

Сам гидроусилитель достаточно надежен, но при этом не лишен своих слабых мест. К таким слабым местам относятся патрубки, которые часто повреждаются, если руль выкручен до максимальных углов. Принцип работы всей системы таков, что при повороте руля в системе повышается давление гидравлической жидкости. Если длительное время руль удерживается в таком крайнем положении, открывается переливной клапан, который позволяет выпускать гидравлическую жидкость. Тем самым происходит правильное распределение смазочного материала по патрубкам магистрали.

На многих автомобилях такие шланги расположены не слишком удачно, у них образуются заломы, а при повышении давления в системе, когда вывернут руль до предела, увеличивается вероятность разгерметизации системы. Если шланг лопнет от такого несброшенного избыточного давления, неизменно страдает работа всего гидроусилителя руля, что может быть полной неожиданностью для водителя, которому бывает сложно удержать контроль над автомобилем. Это грозит серьезными дорожно-транспортными происшествиями на высокой скорости.

Почему на современных машинах с ГУР нельзя выкручивать руль до упора

Как правильно управлять машиной

Если необходимо выкрутить руль до упора, а это приблизительно 180 градусов, то необходимо не задерживать рулевую баранку в таком положении, а слегка поворачивать её в обратную сторону. Траектория движения автомобиля в подобном случае не будет изменяться, при этом водители не рискуют образованием заломов патрубков и таким движением руля они несколько уменьшают давление в системе.

На парковках также не рекомендуется оставлять машину с вывернутым рулевым колесом, так как в подобном случае существенно увеличивается нагрузка на всю систему. Её отдельные элементы начинают быстро изнашиваться, после чего автомобилю требуется преждевременный ремонт. Конечно, на заглушенном автомобиле клапана не откроются, а в системе не создается повышенного давления. Последнее достигается за счёт того, чтобы при парковке по инерции руль пружинит в обратном направлении, что позволяет решить проблему с высоким давлением, которое может разорвать патрубки.

Подведём итоги

При управлении автомобилем, который оснащен гидроусилителем руля, поворачивать руль влево или вправо до упора не рекомендуется. В подобном случае существенно увеличивается давление гидравлической жидкости в системе. В итоге, из-за образовавшихся заломов патрубков их может просто разорваться, после чего жидкость быстро выходит из системы, существенно ухудшается эффективность работы гидроусилителя руля, а машине требуется сложный и дорогой ремонт.

Чтобы предупредить подобные неисправности водителю рекомендуется в поворотах, когда руль выкручен на максимум, слегка отклонять баранку в обратную сторону, тем самым понижая давление в гидравлической системе. Также в целях профилактики таких поломок не следует оставлять автомобиль на парковке или во время стоянки с полностью вывернутым рулевым колесом. Придерживаясь таких простейших рекомендаций, автовладелец избежит критических поломок рулевого управления, соответственно он сможет сократить свои расходы на эксплуатацию автомобиля.

Почему нельзя выкручивать руль с гидроусилителем до упора?

На вторичном рынке много машин с гидроусилителем руля, которые уже потеряли техническую гарантию и живут за пределами предписанных регламентов, что называется, «до поломки». Какие проблемы могут приключиться при неправильной эксплуатации ГУР, рассказывает капитан гоночной команды «ГАЗ-рейд Спорт» Вячеслав Субботин​.

Многие автовладельцы пугают друг друга байками про гидроусилитель руля (ГУР). Мол, его нельзя выкручивать до упора, потому что это приводит к неизбежной поломке. Кроме того, есть мнение, что на паркинге необходимо выставлять ГУР только прямо, потому как это защищает от гидроударов в системе при запуске двигателя. Подобные рассказы приводят к поспешному умозаключению, что вместо ГУР лучше обратить внимание на электроусилитель, который активно внедряется на современных машинах. Однако гидроусилитель имеет свои несомненные преимущества. В первую очередь он передает гораздо большие усилия и обладает высокой четкостью действия.

Вопрос-ответ

В противовес ему ЭУР зачастую слишком инертен в нейтральном положении, отчего управление получается невнятным. Многие автопроизводители борются с этой проблемой, но не всегда успешно.

Зловредный клапан

Между тем, старый-добрый «гидрач» свое дело выполняет исправно даже на очень старых машинах. Он надежнее, ремонтопригоднее, а следовательно и долговечнее. Но есть у него и проблемные места. Это масляные патрубки.

Порой при активной рулежке внутри системы вырастает высокое давление. При резком повороте, когда руль заламывают вбок и принудительно удерживают в этом положении, открывается переливной клапан, который стравливает излишки масла. Они под давлением бьют в резиновые магистрали. Если машина старая, а патрубки и их сочленения давно требуют замены, то возможно нарушение герметичности и происходят утечки масла. Гидроусилитель «потеет» или течет. В этом и заключается опасность повреждения.

Чтобы сохранить жизнь неновому ГУР, можно прибегать к простому приему. При повороте автомобиля на 180 градусов назад на предельном радиусе, после заламывания баранки лучше чуть-чуть, на пару градусов отпустить ее назад. Радиус виража при этом останется прежним, однако даже такое минимальное отклонение от максимума не даст клапану открыться и убережет от избыточного давления переливные магистрали.

Вопрос-ответ

Ставить ли колеса прямо?

Что же касается требования выставлять руля прямо на паркинге, то оно не совсем верно. Исправный гидроусилитель не переживает никаких гидроударов при запуске мотора. Поэтому заводить машину можно даже с вывернутыми передними колесами. Переливной клапан остается в закрытом положении, так как руль сам по себе не фиксируется в предельном режиме, а всегда пружинит на пару градусов назад. Для открытия клапана необходимо принудительно давить на руль руками вбок.

В общем, ГУР отличается высокой надежностью. За это его любят водители грузовиков. На тяжелых тягачах он незаменим из-за передачи высоких усилий на рулевое управление. Поэтому ГУР еще долгое время будет применяться в автомобилестроении. Ну а многие премиальные производители уже комбинируют его с электроусилителем, читая такие конструкции перспективными.

Смотрите также:

  • Почему горловина бензобака на машинах ставится то справа, то слева? →
  • Опасный гардероб. Что нельзя надевать для поездок в автомобиле? →
  • Негородской Wrangler →

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *