Что держит колодки на тормозном диске
Перейти к содержимому

Что держит колодки на тормозном диске

  • автор:

Тормозной суппорт: как устроен и чем важен

Фото: Shutterstock

Суппорт — один узлов тормозной системы автомобиля, который представляет собой устройство, прижимающее тормозные колодки к тормозному диску после нажатия на педаль тормоза. По сути, суппорт одна из важнейших механических деталей тормозной системы, которая наряду с другими деталями отвечает за эффективное замедления автомобиля во время торможения.

Фото: Shutterstock

Фото: Техцентр «Боря починит»

Фактически он представляет собой устройство из поршней, подключенных к гидравлической части тормозной системы, к которым крепятся тормозные колодки. Когда водитель давит на педаль тормоза, по магистралям тормозной системы к суппорту под давлением подается тормозная жидкость. Она нажимает на поршень, который в свою очередь выходит из корпуса суппорта и давит на тормозные колодки, прижимая их к диску.

Устройство суппорта

Несмотря на важную функцию, конструктивно суппорт устроен не так уж и сложно. Он представляет собой устройство из поршня или нескольких поршней подключенных к гидравлической системе тормозов, к которым крепятся тормозные колодки. Расположение и количество тормозных колодок, а также способ крепления суппорта к ступице могут различаться. Но общее устройство у всех систем практически идентичное и состоит из:

  • Корпуса
  • Цилиндров с поршнем или несколькими поршнями
  • Направляющих
  • Пыльников направляющих поршней
  • Крепежных, уплотнительных колец поршня
  • Тормозных колодок
  • Тормозных магистралей со штуцерами
  • Возвратных пружин
  • Плавающей скобы.

Несмотря на важную функцию, конструктивно суппорт устроен не так уж и сложно.

Несмотря на важную функцию, конструктивно суппорт устроен не так уж и сложно. (Фото: Shutterstock)

Виды суппортов

В зависимости от конструкции суппорта поршень, оказывающий давление на колодку, может быть не один. Иногда используется два или больше. А от расположения поршней в суппорте зависит и разновидность узла. Суппорт бывает двух видов:

Если поршни в суппорте стоят с обеих сторон диска, то он называется фиксированным. Конструктивно такой суппорт представляют собой металлический корпус, в котором симметрично расположены несколько цилиндров. В каждом из них есть поршни. Двигаясь, они прижимают обе колодки к диску одновременно. При этом сам корпус суппорта жестко крепится деталям подвески. А в состоянии покоя колодки внутри суппорта удерживают специальные пружины.

Если поршни в суппорте установлены только с внутренней стороны тормозного диска, то это, как правило, суппорт с плавающей скобой. В этом случае поршень или поршни давят только на внутреннюю колодку. Под их воздействием колодка прижимается к диску, а скоба движется по направляющим и прижимает вторую внешнюю колодку. Это самая простая конструкция, которая используется на большинстве бюджетных автомобилей, поскольку в производстве обходится значительно дешевле. Однако такие суппорты уступают фиксированным по эффективности.

Передний и задний суппорт: в чем разница

На самом деле серьезных отличий между ними нет, так как и на передней, и на задней оси суппорты действуют по одинаковому принципу. Однако существуют небольшие различия в нюансах из-за адаптации к различным условиям работы. Суппорты, расположенные на задней оси, немного переделаны, так как должны работать и со стояночным тормозом. Задние суппорта немного больше передних по габаритам и обладают чуть более сложной конструкцией, поскольку к ним подходит дополнительный привод от стояночного тормоза. Соответственно, в силу конструктивных особенностей деталей, установить передний суппорт вместо заднего и наоборот — не получится.

Когда нужна замена тормозного суппорта

Суппорт, как и любая другая деталь в автомобиле, имеет свойство изнашиваться и выходить из строя. В следующей главе мы расскажем о самых распространенных неисправностях и причинах, которые могут их вызвать. А сейчас обратим внимание на главные признаки неисправностей суппортов.

Скрип при торможении может быть признаком и других проблем с тормозами. Например, если на диски попал песок, или износились колодки. Но если вы знаете, что не заезжали на грунт, а колодки у вас свежие и менялись совсем недавно, то скрип при торможении может указывать на проблемы с суппортами.

Что влияет на износ тормозных колодок?

При спокойной езде по городским дорогам тормозных колодок хватает примерно на 15-40 тысяч километров. Задние колодки в большинстве случаев служат в 2-3 раза дольше из-за меньшей нагрузки.

Тормозные колодки: настала пора менять

Агрессивные езда и торможение, пыль и грязь, системы помощники влияют на тормозные колодки. Существуют и другие тонкости, которые нужно учитывать. Например, если вы часто ездите по грунтовым дорогам, увеличится износ тормозных колодок. Однако если эти дороги прямые и не загруженные, тормозить вы будете меньше, чем в городе, и срок службы тормозов повысится.

Более подробно рассмотрим факторы, влияющие на продолжительность работы тормозных колодок. Учитывайте их, чтобы вовремя проводить замену деталей и не подвергать себя риску:

  • Условия эксплуатации автомобиля. Городская езда считается стандартной для тормозных колодок, это пыль и грязь, которые негативно влияют на продолжительность работы тормозов.
  • Стиль вождения. Водите плавнее: при резких торможениях колодки изнашиваются быстрее.
  • Качество фрикционного материала. Выбирайте производителя тормозных колодок с умом: читайте отзывы и не гонитесь за дешевизной. Качество колодок напрямую зависит от технологий и материалов производства. В автосервисе AutoMD используются детали только от проверенных поставщиков.
  • Исправность тормозной системы. Равномерность и интенсивность изношенности фрикционных накладок зависит от исправности рабочих цилиндров, направляющих суппортов, качества тормозной жидкости и состояния тормозных дисков.
  • Тип коробки переключения передач. На автомобилях с автоматической или роботизированной коробкой передач колодки изнашиваются быстрее, чем на автомобилях с механической. Вызвано это тем, что машина с АКПП останавливается только при помощи педали тормоза, а на механике можно использовать торможение двигателем.
  • Наличие системы ABS. Если машина оборудована антиблокировочной системой, колодки у неё изнашиваются меньше. Подобная система оптимизирует усилие, с которым колодка давит на тормозной диск.
  • Жёсткость колодки. Мягкие тормозные колодки изнашиваются быстрее, но менее пагубно влияют на тормозной диск. Твёрдый фрикционный материал колодки продержится дольше, но с худшим воздействием на тормозной диск. По этой причине производители колодок часто выпускают несколько серий: спорт, комфорт, стандарт. Каждый класс имеет разную твердость и срок службы.

Как определить износ тормозных колодок?

В отдельных случаях это видно невооруженным глазом. Остаток фрикционного материала должен быть не меньше 3 миллиметров – так пишут производители в инструкции по эксплуатации автомобиля. Как часто менять тормозные колодки – решать вам, но лучше перестраховаться и заменить колодки раньше – при 5 миллиметрах.

На некоторых машинах производители устанавливают электронный датчик, который даст сигнал на приборной панели, когда фрикционный материал предельно истончится.

Помимо явных признаков существуют и другие, которые подскажут вам о необходимости скорой замены тормозных колодок. Если машину сносит при торможении, педаль работает резко и тормозная жидкость начала расходоваться быстрее – самое время проверить состояние тормозной системы.

Если на рабочей поверхности тормозного диска появился тёмный налёт, колодки нужно срочно заменить. Удары во время торможения, вибрация педали, скрипы и скрежет также говорят об износившихся колодках.

Если вовремя не менять расходники в тормозной системе, затраты на ремонт значительно вырастут со временем. Сильно изношенные колодки деформируются, это приводит к заклиниванию тормозов и даже замене тормозных дисков. Никогда не доводите систему до такого состояния – это не только большие траты, но и риск для вашей жизни и других участников движения.

Когда менять тормозные колодки?

Показатели, которые нельзя игнорировать:

  • Низкая эффективность торможения;
  • Скрежет и посторонние звуки при нажатии на педаль;
  • Увеличенный ход педали тормоза;
  • Вибрация при торможении;
  • При торможении часть автомобиля сносит или на скользкой дороге машина уходит в занос;
  • Увеличенный тормозной путь;
  • Ручной тормоз не держит машину;
  • Требуется больше усилий для остановки;
  • Ощущение ударов во время резкого торможения;
  • Высокий расход тормозной жидкости;
  • Тёмный налет на тормозном диске;
  • Оповещение от индикатора на приборной панели, если он имеется.

Учтите, что датчик износа колодок – не самый надёжный показатель. На многих автомобилях электронные индикаторы стоят не на всех колесах, а на одном переднем и заднем – зависит от схемы тормозного контура.

Убедитесь в факте износа путём визуального осмотра. При минимальной толщине фрикционного материала – эффективность торможения снижается, а тормозной путь увеличивается, особенно если диск перегревается.

Если вы не знаете, как самостоятельно заменить тормозные колодки или у вас просто нет времени – обратитесь за помощью в автосервис AutoMD. Гарантируем быструю и качественную работу, заботимся о состоянии каждого автомобиля и вашей безопасности на дороге.

Что держит колодки на тормозном диске

Если крутить подвешенное в воздух колесо, то ощущается, что тормозные колодки немного давят на тормозной диск (ручка тормоза, естестенно, отпущена). Из-за этого колесо крутится с натягом. Если отжать поршни в суппорте, то колесо начинает крутиться легко, как на велосипеде.
Вот видео как крутится колесо:
youtube.com/watch?v=76_QAvPxzl0
Так и должно быть? Или у меня проблема с тормозами?

Ответы ( 11 )

Скорее всего да, переборка суппорта, попробуй сначала разобрать просто почистить. Если не поможет то, ремкомплект покупать наверное придется. Колодки должны до конца отпускать.

В первую очередь я бы прокачал тормоза, а потом проверил направляйки в суппортах.

Мне помогло напильником рычаг тормоза подровнять, но у меня китай и при снятом рычаге колесо крутилось нормально.

у меня тоже есть подозрение, что тормозная машинка при отпущеном рычаге давление держит, из-за этого и колодки поджимают. как бы проверить?

прокачай тормоза, проблема должна решиться.
ок, попробую.
прокачал. ничего не изменилось. хотя прокачать стоило, тормозуха была рыжая.
Поршни закисают иногда, их надо почистить и смазать спец смазкой.

Я обратил внимание, что поджимают колодки в обоих суппортах. Сомневаюсь что дело в поршнях. Да и визуально они чистые. Один суппорт снимал с колеса, поршни плавно и легко двигались усилием пальца (при открученом штуцере, то есть без давления тормозной жидкости)

да нормально это, на всех мотоциклах было примерно так. неизвестно конечно с каким усилием ты крутишь его, если с небольшим одним пальчиком — то все нормально. если сильно прикладываешь усилие — то плохо.

бывает что тормозные диски гнутые и при прокрутке колеса поршни в суппортах туда сюда ходят, поэтому колесо туго ходит. куча народу в шиномонтаж отдают колеса с тормозными дисками и криворукие им тормозные диски мнут, потом при торможении появляются вибрации, расколбас и т.п.

крутил с усилием всей руки.
диски не гнутые, иначе сопротивление колеса при вращении было бы не равномерным.

Вся правда о тормозах.

Еще на заре автомобилестроения, когда конструкторов увлекала не столько «гонка вооружений» и погоня за максимальной скоростью, сколько творческий поиск наиболее совершенных инженерных решений, одним из основных направлений развития стало совершенствование механизмов и систем торможения. Ведь разогнать автомобиль до нужной скорости – это только полдела, необходимо «научить» его оперативно эту скорость снижать вплоть до полной остановки. Для выполнения этой задачи в конструкции автомобиля с самого его появления предусмотрен целый ряд специальных тормозных механизмов. Соприкасаясь между собой, они вызывают силу трения, которая приводит к уменьшению скорости вращения колеса и замедлению автомобиля. Тормозные механизмы действуют не по-отдельности, а объединены в тормозную систему: рабочую – предназначенную для уменьшения скорости движения и остановки автомобиля, и стояночную, которая удерживает автомобиль от самопроизвольного движения во время стоянки. Идея использования специальных средств для снижения скорости движения была реализована еще в до автомобильную эпоху. Уже тогда лошади разгоняли тяжелые экипажи до таких скоростей, при которых самостоятельно остановиться уже не могли. Для помощи в этом деле на колеса экипажей устанавливались механизмы с деревянными колодками, поверхность которых в нужный момент прижималась к ободу колеса, затормаживая его. Само собой, такие системы были далеки от совершенства: привод осуществлялся посредством ручного рычага или системы рычагов, а в сырую погоду эффективность тормозной системы сводилась на нет. Как и в случае с любой техникой, совершенствование тормозной системы началось сразу с момента ее первого появления, и важнейшую роль в ее эволюции играет изобретение автомобиля. Ранние автомобильные тормозные системы, как нетрудно догадаться, не сильно отличались от своих предшественников, применявшихся на гужевых повозках. Создатели первых самодвижущихся экипажей использовали распространенную колодочную конструкцию, усовершенствовав колодки при помощи различных накладок для повышения трения и, следовательно, тормозной эффективности. Однако ее недостатки никуда не делись: в сырую погоду эффективность таких систем резко снижалась. Да и быстрое совершенствование конструкции автомобиля и неизбежное увеличение скоростей движения уже к началу XX века потребовали более серьезной модернизации тормозных систем. Шагом вперед, по сравнению с колодочными, стали барабанные тормоза. Они состоят из установленного на шасси автомобиля неподвижного тормозного щита, на котором закреплен рабочий тормозной цилиндр с колодками полукруглой формы, и круглого тормозного барабана, который при движении автомобиля вращается вместе с колесом. При нажатии на педаль тормоза поршни в цилиндре расходятся и давят на верхние концы тормозных колодок, а те прижимаются своими накладками к внутренней поверхности барабана. За счет большей площади соприкасающихся поверхностей такая тормозная система оказалась существенно эффективнее предшественницы, а расположение колодок внутри барабана сделало их труднодоступными для грязи и влаги – механизмы стали еще и надежнее. Надежность барабанных тормозов послужила причиной их широкого распространения и жизнеспособности конструкции. Даже с появлением новых более эффективных систем барабанные тормозные системы не спешили сдавать позиции и после многократных усовершенствований до сих пор применяются на автомобилях, как правило, предназначенных для эксплуатации в тяжелых условиях, в особенности на бездорожье. Однако уже с конца пятидесятых — начала шестидесятых годов на серийных легковых автомобилях стали появляться тормозные механизмы нового типа — дисковые. В массовое производство они пришли за авиации и автоспорта, где успешно использовались уже не один десяток лет. Принципиальное отличие дисковых тормозов от барабанных в том, что колодки прижимаются не к внутренней поверхности барабана, а к наружным плоскостям тормозного диска. Несмотря на меньшую площадь колодок, эффективность у таких тормозов выше за счет сразу нескольких факторов. Во-первых, благодаря плоской поверхности диска колодки соприкасаются с ними равномернее, чем колодки барабанного тормоза с полукруглой поверхностью барабана. Во-вторых, за счет того что воздух между диском и поверхностью колодки может свободно циркулировать воздух, дисковые тормоза лучше охлаждаются и сохраняют постоянство характеристик в течение более длительного периода. Еще более эффективно организовано охлаждение у так называемых вентилируемых дисков. Они состоят из двух фрикционных поверхностей, разделенных перемычками. Воздух проходит не только с внешней стороны диска, но и внутри него, гораздо эффективнее отводя тепло от тормозов. На скоростных автомобилях вентилируемые диски часто выполняются с перфорацией, то есть просверленными в них отверстиями. Уже к концу восьмидесятых годов передние и задние дисковые тормоза на легковых автомобилях стали стандартом де факто. Что не мешает некоторым производителям до сих пор ставить на заднюю ось барабанные механизмы. Ведь во время торможения на них приходится меньшая доля нагрузки и их эффективность не столь критична. В качестве бонуса владельцы таких автомобилей получают большую свободу в использовании зимой стояночного тормоза. Обладая лучшей герметизацией, барабанный механизм не так сильно подвержен примерзанию колодок, как дисковый. Сочетание передних дисковых тормозных механизмов и задних барабанных до сих пор характерно для автомобилей отечественных марок. Причем их владельцам сегодня доступна продукция от ведущих производителей автокомпонентов. Широкий ассортимент тормозных дисков, барабанов и колодок для отечественных автомобилей предлагает компания TRIALLI S.R.L., с октября 2009 года поставляющая свою продукцию на российский рынок. Итальянский производитель гарантирует российским потребителям целый ряд уникальных преимуществ, которые до недавнего времени были доступны только профессионалам и специалистам. Тормозная система TRIALLI для российских автомобилей включает 16 тормозных дисков и 15 тормозных дисковых и барабанных колодок. Высокая надежность итальянских компонентов подтверждается гарантией от производителя – 1 год или 30 000 км (на барабанные тормозные колодки — 1 год/50 000 км). Тормозные диски TRIALLI имеют финишную балансировку, исключающую биение диска, и шлифованную поверхность, улучшающую контакт колодки с диском. Диски выпускаются в нескольких вариантах – стандартные, вентилируемые, перфорированные и с технологической выточкой, которые смогут удовлетворить самые притязательные требования. Широкая линейка тормозных дисков TRIALLI, доступная для автомобилей ВАЗ и ГАЗ, включает в себя несколько серий: STANDARD – стандартные диски, отвечающие строгим требованиям к материалу, безупречно отбалансированные. При предельных тормозящих нагрузках обладают высоким сопротивлением. VENTILATO – диски этой модели имеют так называемую конструкцию «сэндвича»: внутренние ребра обеспечивают усиленную циркуляцию воздуха между рабочими поверхностями диска, что позволяет избежать их чрезмерного нагрева. AQUATICO – модель имеет на рабочей поверхности технологическую выточку, которая выполняет три функции: отводит грязь, воду и продукты износа к периферии тормозного диска и служит индикатором износа. PERFORATO – перфорированные тормозные диски обеспечивают быстрое рассеивание тепла при интенсивном торможении. PERFECTO — вентилируемые, с технологической выточкой и перфорацией тормозные диски Trialli Perfecto обладают повышенными характеристиками теплообмена, обеспечивают надежное сцепление диска с тормозными колодками и лучше отводят грязь, воду, продукты износа. Дисковые тормозные колодки Trialli имеют многослойную конструкцию по FCR-технологии и запатентованную формулу фрикционной смеси (Т-300), исключающую повышенный износ колодок и царапание поверхности тормозного диска. Уникальный дополнительный антивибрационный слой на поверхности опорной пластины гасит вибрации, возникающие в момент соприкосновения колодок и диска. Материал накладок не содержит свинца, обладает отличными фрикционными свойствами и высокой износостойкостью. Тормозные колодки Trialli сохраняют свои рабочие свойства при максимальной температуре 300 ºС, что подтверждено независимыми тестами, обеспечивают низкий износ тормозного диска и низкий уровень шума. Ассортимент колодок рассчитан на автомобили ВАЗ, ГАЗ и АЗЛК. Для «классических» и переднеприводных моделей ВАЗ TRIALLI предлагает высококачественные тормозные барабаны. Они обеспечивают эффективное торможение автомобиля при минимальном износе рабочей поверхности задних тормозных колодок. Тормозные барабаны TRIALLI целиком отливаются из чугуна. За счет двойного модифицирования исходного сплава кальцием и алюминием они обладают улучшенными антикоррозионными и механическими свойствами (прочностью, пластичностью, износоустойчивостью) и минимальные внутренние напряжения. Имеют статическую балансировку. Одно из основных достоинств дисковых тормозов по сравнению с барабанными — простота обслуживания и регулировки: в них легче производить замену колодок и очистку от грязи. К тому же, в отличие от барабанных тормозов, которые накапливают пыль и продукты износа внутри барабана, дисковые легко избавляются от влаги, грязи и металлической крошки – они отводятся от механизма во время вращения диска вместе с колесом. В качестве побочного эффекта от открытости тормозного диска – повышение опасности его повреждения, поэтому износ дисков рекомендуется тщательно контролировать, а случае необходимости не медлить с их заменой. Отсутствие должного внимания к тормозным механизмам может привести к снижению эффективности торможения, а в худшем случае – к отказу тормозов, что является большим ударом по безопасности. Как правило, типичные неисправности достаточно просто диагностировать, и в случае их обнаружения необходимо произвести ремонт и заменить неисправные компоненты. Увеличение хода педали тормоза на автомобиле, оборудованном барабанными тормозами, может свидетельствовать об износе тормозных колодок, неправильной регулировке тормозных механизмов или о присутствии в системе воздуха. Если барабанные тормоза оборудованы системой автоматической регулировки, отвечающей за разводку тормозных колодок по мере их износа, то выход ее из строя может сопровождаться сокращением рабочего хода педали и подклиниванием тормозов, причем с износом колодок эффект будет только усиливаться. Возможной причиной симптомов может быть и чрезмерный износ тормозных колодок, а также утечка тормозной жидкости. Износ передних тормозных колодок, как правило, сопровождается не только снижением эффективности торможения, но и появлением посторонних звуков — визга или свиста со стороны колес. Зазвучать могут и не сильно изношенные, но некачественные колодки. Решить проблему может помочь их очистка, а лучше – замена. Причиной свиста может стать и высокочастотная вибрация тормозных колодок и суппорта, вызванная неровной поверхностью диска . В этом случае тормозной диск потребуется заменить или расточить, а затем отполировать. О сильном износе и деформации тормозного диска можно судить по пульсирующей педали тормоза (не следует путать ее с вибрацией при срабатывании ABS) или вибрации автомобиля при торможении. Замены дисков при таких симптомах, как правило, не избежать. Если медлить с заменой колодок, то возникает риск повредить и тормозной диск. Об этой неприятности сообщит скрежет из-под колесных арок, вызванный трением изношенной до металла колодки о поверхность диска. Скупой, как известно, платит дважды: теперь вместе с заменой колодок потребуются и новые диски. К неравномерному торможению или уводу автомобиля в сторону при замедлении могут привести загрязнение колодок или попаданию на них смазки или тормозной жидкости. В случае протечки необходимо устранить ее источник и при необходимости заменить колодки. Проблема может быть и в плохой регулировке тормозов, и неисправном рабочем тормозном цилиндре. Не следует исключать и вероятность неравномерного износа передних колодок или тормозных дисков. В любом случае, все тормозные механизмы следует тщательно проверить и при необходимости заменить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *