Что будет если хладагент попадает в антифриз
Перейти к содержимому

Что будет если хладагент попадает в антифриз

  • автор:

Как определить, что залито в системе охлаждения: тосол или антифриз

Специалисты расскажут, как определить, что залито в систему охлаждения: тосол или антифриз. Как узнать и понять, что залито в радиатор, – советы профессионалов Multifreeze.ru.

Охлаждающая жидкость (ОЖ), или хладагент обеспечивает оптимальный температурный режим работы двигателя, а также предохраняет радиатор и другие детали системы охлаждения от коррозии, накипи, разрыва из-за расширения при замерзании. В процессе эксплуатации и техобслуживания транспортных средств как у начинающих, так и у опытных водителей периодически возникает проблема с тем, как определить, что залито в систему – тосол или антифриз. Чем отличаются тосол и антифриз, и как узнать, какой вид ОЖ используется в вашем автомобиле?

Когда нужно узнать, что залито в систему охлаждения

  • приобретается транспортное средство с пробегом, и покупателю важно знать, какие технические жидкости использовал предыдущий владелец;
  • возникают проблемы с системой охлаждения – плохо работает печка, время от времени закипает двигатель и т. п. Причинами этих неполадок могут быть низкое качество или неправильный выбор ОЖ;
  • система охлаждения работает без перебоев и не доставляет проблем в течение длительного времени. Водителю может потребоваться тип этой жидкости, чтобы использовать ее и в дальнейшем.

Чем отличаются две ОЖ

Тосол – это охлаждающая жидкость, созданная в СССР для машин отечественного производства. Других общедоступных хладагентов на советском рынке не было, поэтому название продукта стало именем нарицательным, хотя, по сути, это одна из разновидностей антифриза. Главное отличие этих жидкостей – в их составах и, как следствие, в свойствах, определяемых ингредиентами каждой из них. Тосол состоит из этиленгликоля, дистиллированной воды и присадок на основе неорганических кислот (фосфатов, силикатов, нитритов, нитратов). В составе антифриза – те же этиленгликоль и вода плюс полипропилен и спирт, а также присадки на основе органических солей.

Особенности применения каждой из ОЖ

Тосол образует на внутренних поверхностях системы охлаждения защитный слой, толщина которого может составлять до 0,5 мм. Это снижает уровень теплопередачи, что ведет к росту расхода топлива и сокращению рабочего ресурса двигателя. Присутствующие в составе этой жидкости фосфаты и силикаты способствуют образованию отложений, которые впоследствии засоряют радиатор и могут вывести его из строя. Хладагент отечественного производства, как правило, требует замены через 30–40 тысяч км пробега. Антифриз же обеспечивает защиту только наиболее уязвимых участков оборудования. При этом теплопроводность не нарушается, и детали не страдают от засорений.

Как не следует определять тип ОЖ

Тосол чаще всего бывает окрашен в синий цвет. Но такую же расцветку может иметь и любой другой антифриз. Поэтому выяснять тип ОЖ в радиаторе по цветовому признаку – путь заведомо бесперспективный. Если этот способ можно отнести к малоэффективным, то попытка распознать хладагент на вкус может быть просто опасной для здоровья. Сладковатый привкус антифриза – не более чем миф. Яркие цвета охлаждающих жидкостей уже сами по себе служат предупреждением о том, что в составе этих материалов содержится большое количество токсичных веществ, т. е. это – яды. Поэтому следует всячески избегать их попадания в организм.

Какими способами пользуются автолюбители

Понять, что залито в систему охлаждения, можно:

  • на ощупь и по запаху. Если жидкость маслянистая на ощупь и не имеет запаха, скорее всего, это антифриз. Тосол имеет менее выраженную маслянистость;
  • по морозостойкости. Небольшое количество проверяемой ОЖ нужно оставить в морозильной камере на некоторое время. Антифриз почти гарантированно не замерзнет, оставаясь в морозильнике сколь угодно долго. Превратиться в лед может некачественный тосол;
  • по совместимости с водой. Небольшой объем ОЖ смешивают с таким же количеством обычной воды. Если это тосол, станут заметны расслоение материалов, помутнение и выпадение осадка. В случае с антифризом всего этого не происходит;
  • по плотности. Это можно сделать с помощью ареометра. Измерения выполняют при температуре +20 °С. Если плотность составляет 1,072–1,080 г/см3, в расширительном бачке системы охлаждения – антифриз.

Какие еще существуют способы определения ОЖ

Безошибочно определить тип хладагента в радиаторе вашего автомобиля можно только в лабораторных условиях, но такая возможность есть не всегда. Поэтому автовладельцы нередко пользуются более доступными способами. Например, путем погружения в небольшую емкость с охлаждающей жидкостью, взятой из системы, двух предметов – металлического и резинового. Через 15–20 минут нужно извлечь оба предмета и внимательно их рассмотреть. Тосол имеет свойство покрывать защитной пленкой любые поверхности, которые он омывает, т. е. такое покрытие будет как на металле, так и на резине. Антифриз же, как более «умный» хладагент, покроет пленкой только металлическую деталь, т. е. ту, которая действительно нуждается в защите от коррозии.

Почему масло попадает в антифриз?

Масло и антифриз — важные вещества для стабильной работы автомобиля. Смазка обеспечивает меньшее трение между деталями мотора, что помогает служить двигателю достаточно долго. Хладагент охлаждает части мотора и создает быстрый теплоотвод. Двигатели обладают системами подачи масла и антифриза, которые позволяют им вовремя оптимизировать работу мотора. Но иногда эти две жидкости смешиваются. Если вовремя не исправить эту проблему, то есть риск испортить двигатель.

Как определить, что масло и антифриз смешались

Если вы чувствуете запах сгоревшего масла или ощущаете, что езда стала не такой удобной, как обычно, то возможно, проблема в том, что у вас смешалась смазка и хладагент. Есть несколько способов проверить это:

  • Когда сливаете хладагент его цвет и консистенция будут правильными, но в конце из бака будет идти смесь антифриза и смазки — более вязкая, темная и маслянистая жидкость.
  • Смазочная жидкость является горючей. Чтобы проверить это свойство, нужно опустить салфетку в хладагент. Если она загорится, то в охлаждающую жидкость попала смазка. Чистый антифриз гореть не будет. В целях безопасности, поджигайте бумагу на расстоянии от автомобиля.
  • Такое смешивание можно определить по масляному фильтру. У него уменьшается пропускная способность, фильтр быстрее выходит из строя. Из-за этого может произойти абразивный износ коленвала и распредвала.

Будьте внимательны, ведь если поздно обнаружить эту ошибку, могут появиться новые более серьезные проблемы.

Причины смешивания

Системы подачи хладагента и масла никак не связаны друг с другом, они являются герметичными. Если же произошло их смешение, то герметичность была нарушена. Есть несколько вариантов почему антифриз смешался со смазкой. Самой частой причиной является поломка прокладки головки блоков цилиндров, которая происходит со временем
из-за износа. Есть еще несколько вариантов:

  • Механические повреждения радиаторного и охладительного устройства.
  • Проблема может возникнуть из-за поломки водяного насоса, износа помпы.
  • Образование трещины в ёмкости для антифриза. Вследствии механического повреждения, на баке с хладагентом может образоваться трещина, через которую в антифриз будет затекать масло.
  • Проблема со шлангом системы охлаждения может привести к смешиванию хладагента с маслом. Такая ситуация возникает из-за дефекта или естественного износа.

Большинство причин связано с обычным износом или же механическим повреждением. Чтобы не допустить проблем нужно проходить регулярное техническое обслуживание, для мониторинга этих опасностей.

Что делать в такой ситуации

Как только вы убедились в том, что у вас смешались масло и антифриз, нужно срочно промыть систему охлаждения. Промывание системы производится в несколько шагов:

  • Нужно слить смесь хладагента и смазки в какую-либо емкость, после чего утилизировать вышедшую жидкость.
  • Далее надо снять масляный охладитель, прочистить устройство. Избавляйтесь от изношенных прокладок и уплотнительных компонентов. На их место нужно установить новые.
  • Затем, демонтировать бачок для антифриза и произвести его очистку, удалить все загрязнения внутри. Процесс очистки нужно выполнить несколько раз. Если у резервуара есть трещины, его стоит заменить.
  • Бак для хладагента устанавливается на свое место, и в него заливается дистиллированная вода.
  • Нужно завести мотор, чтобы он нагревал всю систему. Для большей эффективности можно включить магнитолу, оптику и другие потребители энергии.
  • Когда включится вентилятор радиаторного устройства, нужно будет обесточить все приборы и запустить печку, чтобы мотор быстрее остыл.
  • Когда двигатель остынет, необходимо слить дистиллят. Если вода грязная, нужно повторить процедуру. Цикл повторяется до тех пор, пока дистиллированная вода не станет чистой.
  • Теперь в резервуар нужно залить новый антифриз.

После всего проделанного, отправляйтесь на станцию технического обслуживания для проведения диагностики: возможно, вам придется менять шланги системы охлаждения или водяной насос.

Последствия

Если вовремя не решить эту проблему, то можно рисковать быстрым выходом из строя всех подшипниковых деталей.
Если у вас дизельный автомобиль, есть вероятность заклинивания мотора, это происходит из-за того что на внутренних стенках двигателя образуется ржавчина. Ремонт в такой ситуации будет длительным и дорогостоящим.
При смешивании этих веществ внутри силового агрегата появляется коррозия, диагностировать такую проблему без разбора двигателя невозможно.

Итог

Нельзя допускать смешивания масла и антифриза, так как полученное вещество может привести к заклиниванию мотора, что “убьет” ваш автомобиль. Относитесь серьезно к данной ситуации, не откладывайте техосмотр на потом.

Проблемы с системой охлаждения

Большинство проблем и поломок систем охлаждения бывают вызваны неправильными сведениями и техническим обслуживанием. Наиболее схожие проблемы и результаты, наблюдаемые в сегодняшних системах охлаждения, представлены ниже.

КИСЛОТНО-ЩЕЛОЧНОЙ БАЛАНС

Кислотность или щелочность хладагента измеряется уровнем ее рН. Уровень РН колеблется от 1 до 14 и указывает на степень кислотности или щелочности охлаждающей жидкости и связан с ее коррозийной активностью. В идеале значение рН системы охлаждения должно быть в пределах 8.5 – 10.5. Если рН слишком высокий, хладагент становится щелочным и разъедает цветные металлы, такие, как медь и алюминий. Если рН слишком низкий, то становится кислотным и начинает воздействовать как на алюминий, так и на черные металлы. Когда поверхность металла вступает в реакцию с кислотой, на ней образуются отложения. Эти отложения могут распространиться по всей системе охлаждения, ограничивая теплоотвод и вызывая перегрев. Современные антифризы содержат буферные вещества для поддержания оптимального уровня рН и нейтрализации кислот, образуемых путем окисления и просачивающихся газов (рис. 1).

new-3

Рис.1. рН накипи в смесях хладагента

(А) – Прогрессирует щелочная коррозия алюминия.

(Б) – Прогрессирует кислотная коррозия черных металлов и алюминия.

КАВИТАЦИОННАЯ ЭРОЗИЯ (ЯЗВЕННАЯ КОРРОЗИЯ ГИЛЬЗЫ)

Многие современные дизельные двигатели содержат чугунные сменные гильзы цилиндров, что, в связи с разработкой двигателя и высоким коэффициентом сжатия, может привести к ускоренной кавитационной коррозии. Во время процесса сгорания поршни воздействуют на гильзы, когда они передвигаются вверх и вниз, из-за бокового распора, обеспеченного соединением шатунов, тогда как мощность передается от поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. Зазор между поршнями и гильзами, а также гильзами и блоком, образует «стук поршня», который переходит в высокочастотную вибрацию, подобно колокольчику, когда по нему ударяют.

Поскольку гильза движется в другую сторону от теплоносителя в блоке, она на мгновение производит форвакуум. Это низкое давление доводит окружающий хладагент до кипения, формируя крошечные пузырьки. Гильза затем возвращается на свои позиции на чрезвычайно высокой скорости, заставляя вновь образованные пузырьки лопаться напротив стенки гильзы под давлением до 4000 бар. Распад этих пузырьков образует небольшие отверстия в оксидном слое гильзы, воздействуя на голый металл, который затем подвергается быстрой коррозии. Этот процесс кавитационной коррозии будет повторяться много раз, проделывая крошечные туннели в гильзе.

new-4

Рис. 2. Процесс кавитационной коррозии.

В конечном итоге стенка гильзы повреждается, позволяя маслу и/или хладагенту протекать из одной ёмкости в другую. Этот эффект может усилиться при запуске двигателя в холодном состоянии или при низком давлении в системе охлаждения.

Хладагенты, содержащие нитриты или комплекс нитриты/молибдаты предотвращают этот процесс двумя способами. Во-первых, нитрит сам вступает в реакцию с кислородом на поверхности гильзы и, тем самым, предотвращает окислительную коррозию поверхности гильзы. Во-вторых, она образует плотный тонкий слой на поверхности гильзы, которая постоянно удаляется и образуется снова, защищая гильзу.

В антифризах с органическими кислотами, карбоновые кислоты реагируют с поверхностью гильзы, формируя нерастворимый карбоксилатный комплекс с железом, что предотвращает попадание вызывающего коррозию кислорода на поверхность металла. Себацинаты (соли себациновой кислоты) в хладагенте образуют жесткую восковую пленку, которая изменяется в дальнейшем другими присадками, которые делают ее более энергетически абсорбционной, гибкой и устойчивой к кавитационной эрозии. Однако, при наличии достаточной энергии, эти пленки могут быть оторваны с поверхности железа, и процесс начнется заново.

Было обнаружено, что оптимальная защита от язвенной коррозии гильзы обеспечивается хладагентами, содержащими смесь органических кислот и нитритов. Здесь присутствуют симбиотические взаимодействия, и, если кавитационная энергия становится выше уровня защиты, который могут обеспечить карбоксилаты, то есть защитные плёнки отрываются с поверхности, нитриты могут предотвратить коррозию, вступая в реакцию с кислородом на поверхности железа.

Когда простая вода используется в качестве хладагента, гильзы могут быть повреждены в течение лишь 500 часов.

ОБРАЗОВАНИЕ НАКИПИ И ОТЛОЖЕНИЙ

Накипь и другие отложения, аналогичные тем, которые образуются на частях водонагревателей и трубопроводов горячей воды, могут также образоваться на внутренней части системы охлаждения. Общие характеристики воды – включая уровень рН, кальция и солей магния, общая жесткость воды, растворенные твердые вещества и температура – определяют возможность образования накипи и отложений. Накипь включает соли, такие как карбонат кальция и сульфаты металлов. Образование накипи и отложений вредит системе охлаждения, потому что они действуют как изоляторы и могут блокировать способность охлаждающей системы отводить тепло, что может привести к перегреву. Всего лишь 2 мм накипи может снизить эффективность теплопередачи на 40%. Накипь имеет тенденцию образовываться в конкретных областях на горячей поверхности двигателя, приводя к появлению локализованных очагов, которые, в свою очередь, могут привести к деформации и повреждению двигателя. Антифризы, содержащие специальные добавки, помогают предотвратить образование накипи.

АЭРАЦИЯ

Воздушные утечки в системе охлаждения часто приводят пенообразованию в хладагенте. Пенообразование способствует язвенной коррозии, особенно вокруг насосных колес водных насосов. Коррозия значительно возрастает, когда выхлопные газы поступают в систему охлаждения, образую пузырьки и пену. Эта проблема особенно актуальна, когда рабочее давление охлаждающей жидкости находится на низком уровне. Хладагенты, поддерживаемые в надлежащем виде, содержат антипенные добавки, снижающие стабильность пены.

РЖАВЛЕНИЕ

Ржавление вызывает окисление в системе охлаждения. Тепло и влажный воздух ускоряют этот процесс. Ржавчина оставляет остаточные отложения накипи, которые снижают эффективность системы охлаждения. Кроме того, ржавчина может отслоиться, засоряя систему, а также ускорить коррозионный износ насосов и шлангов.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ КОРРОЗИЯ

Есть в основном две формы электрической коррозии: гальваническая и электролитическая. Обе зависят от способности хладагента переносить электрический заряд, который, в свою очередь, зависит от чистоты хладагента и растворенных в нем твердых веществ. Хладагенты, содержащие гликоли, имеют более низкую тенденцию переносить заряд, чем те, которые содержат только воду.

ГАЛЬВАНИЧЕСКАЯ КОРРОЗИЯ

Коррозия представляет собой повседневное явление, когда два или более разнородных металла находятся в контакте при наличии электролита и образуют электролитические ячейки или батареи. В этом случае электролит будет хладагентом. Электродвижущая сила, или электрическое «давление», существующее между металлами, входящими в состав железного блока двигателя и алюминиевого радиатора. В целях восстановления равновесия металл с меньшим напряжением становится анодом и сбрасывает электрический ток в хладагент, чтобы закончить цикл, в процессе чего другой металл, как правило, алюминиевый радиатор, подвергается коррозии.

ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРОЗИЯ (ЭЛЕКТРОЛИЗ)

Это быстродействующая угроза, которая воздействует не только на радиаторы и обогревательные приборы, но и может разрушить весь двигатель всего лишь за 30.000 км пробега. В этом случае электричество обеспечивает необходимую энергию, вызывающую возникновение неспонтанной реакции. Гальванотехника является примером электролиза. В автомобильном мире он представлен, как правило, в виде неисправных или недостающих частях электрических устройств (рис. 4).

Рис.4. Процесс электролитической коррозии.

Это приводит к тому, что электроэнергия ищет пути наименьшего сопротивления, когда компонент находится под напряжением. Когда потребление тока плохо заземленного устройства увеличивается, так же увеличивается и разрушительное воздействие электролиза. Плохо заземленный двигатель или пусковой мотор могут пропустить достаточно тока через систему охлаждения и уничтожить радиатор в течение нескольких дней, в зависимости от того, как часто производится запуск автомобиля. Частично заземленный вентилятор системы охлаждения, с другой стороны, может позволять небольшой части тока проникать через систему охлаждения, и тот же эффект может занять месяцы.

Показатели присутствия этих видов коррозии включают необъяснимые или периодические утечки из микроотверстий в радиаторе или обогревателе. Микроотверстия могут образоваться в любом месте вдоль стенок труб или бака, но ущерб зачастую сосредотачивается на трубах тычковых перевязок или на стенках труб около центра внутреннего цилиндра, где крепления электрического вентилятора охлаждения вступают в контакт с внутренними цилиндрами. Этот вид коррозии также быстро уменьшит защитные присадки в охлаждающей жидкости, что может привести к кавитационной коррозии, и может вызвать образование аммиака, ведущее к увеличению щелочности хладагента и в дальнейшем коррозии меди и алюминия.

ИЗНОС ПРИСАДОК

Износ присадок происходит из-за трех основных процессов: истощение, разбавление и отсев.

  1. ИСТОЩЕНИЕ.Это происходит, главным образом, из-за следующих химических процессов:
    • Окисление присадок на металлических поверхностях
    • Адсорбция
    • Нейтрализация
    • Термический распад
    • Гидролиз
    • Выпадение в осадок (шламообразование)

Первые три из этих механизмов заставляют хладагент делать предназначенную ему работу, формируя защитную пленку на металлических поверхностях и нейтрализуя кислоты, которые образуются в хладагенте или попадают в него. Эти химические процессы удаления присадок из хладагента, в свою очередь, контролируется несколькими факторами:

  • Динамическое воздействие двигателя;
  • Состав, качество воды;
  • Кавитация;
  • Аэрация;
  • Гальваническая связь;
  • Рабочий объем двигателя по отношению к ёмкости системы охлаждения;
  • Загрязнение.
  • Утечка компонентов системы охлаждения;
  • Передозировка;
  • Перегрев;
  • Израсходование при ремонте двигателя.
  • Высокая концентрация силикатов и фосфатов в хладагенте;
  • Запуск двигателей в горячем состоянии;
  • Композиции присадок.

В отличие от масляных или топливных фильтров, фильтры охлаждающей жидкости в основном представляют собой распылители химических веществ. Так нужны ли фильтры? Поскольку фильтры охлаждающей жидкости, содержащие обычные SCA, не должны использоваться в двигателях, заполненных ELC, некоторые производители вообще не устанавливают фильтры на двигатели, заполняемые такого рода хладагентами. Однако, очищающие фильтры SCA могут служить одним из важных психологических факторов на интервалах техобслуживания. Когда этот фильтр находится там же, где и другие фильтры, это визуальное напоминание о том, чтобы проверить систему охлаждения. Также нельзя забывать и то, что охлаждающие фильтры выполняют функцию фильтрации. В качестве перепускного фильтра, он прочищает только небольшой процент от общего объема жидкости, которая циркулирует в системе. Ржавчина, накипь и другой шлам будет удален из системы, чтобы удержать их от циркуляции в двигателе, которая может привести к износу подшипников насоса и эрозии и т.д. Фильтры могут также предупредить о проблемах в системе охлаждения. Следует признать, что охлаждающая жидкость и присадки находятся в системе охлаждения, чтобы предохранить и от образования ржавчины. Если ржавчина появляется внутри фильтра, есть вероятность того, что что-то происходит в двигателе.

Фрион в расширительном бачке.

Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно.
Вам необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой.

evgeniytula
Проходил мимо

24 Май 2011 4 0 0 58 тула Езжу на . сгв-хл7

Из системы уходит фрион. Заехал на сервис залили какой то специальный, который светится под какой то хитрой лампочкой. Поездил пару недель дуть холодным перестал и «о ужас» в сервисе сказали что он в расширительном бачке. Уровень антифриза поднялся до полного. Как такое может случится если эти 2 системы не взаимосвязаны никаким образом?
Вопрос в том что делать с уровнем антифриза, и как узнать куда на самом деле уходит фрион. В сервисе ничего не нашли.

shuzoy
Наш человек

15 Март 2010 136 16 18 46 Питер Езжу на . Jimny2016_1,3_AT

Ответ: Фрион в расширительном бачке.

Не верил бы я такому сервису.
Любой хладагент, в том числе и фрЕон — как правило, очень летучее вещество (в жидком состоянии удерживается под высоким давлением)- в нормальных условиях моментально испаряется, поэтому не может он скапливаться ни в каком бачке связанным с атмосферой.
Скорее всего вам добавили краски, которая светится под ультрафиолетом — ищите с помощью у\ф-лампы место утечки, осматривая многочисленные трубочки, места их соединений и т.п.
Уровень антифриза поднимается, как правило, после поездки, т.е. когда мотор прогрет до рабочей температуры — бачек в честь этого и назван расширительным.

evgeniytula
Проходил мимо

24 Май 2011 4 0 0 58 тула Езжу на . сгв-хл7

Ответ: Фрион в расширительном бачке.

Не верил бы я такому сервису.
Любой хладагент, в том числе и фрЕон — как правило, очень летучее вещество (в жидком состоянии удерживается под высоким давлением)- в нормальных условиях моментально испаряется, поэтому не может он скапливаться ни в каком бачке связанным с атмосферой.
Скорее всего вам добавили краски, которая светится под ультрафиолетом — ищите с помощью у\ф-лампы место утечки, осматривая многочисленные трубочки, места их соединений и т.п.
Уровень антифриза поднимается, как правило, после поездки, т.е. когда мотор прогрет до рабочей температуры — бачек в честь этого и назван расширительным.

так и есть,добавили краски вместе с фреоном,потом пару часов лазили с у\ф-лампои и еще с каким-то прибором, никаких утечек, везде сухо, зато под ультрафиолетом засветился антифриз, а уровень даже на холодном движке,т.е.утром полон бачок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *