Сульфатация аккумулятора что это такое
Перейти к содержимому

Сульфатация аккумулятора что это такое

  • автор:

Сульфатация аккумулятора

Если бы нас попросили назвать главную причину поломок аккумулятора, мы бы в первую очередь рассказали про сульфатацию, которая неизбежно происходит в каждом АКБ. Из-за нее аккумулятор не только не запустит двигатель, но и не сможет проработать дольше двух часов с включенными фарами.

Но есть и приятные новости: этот процесс можно существенно замедлить, если эксплуатировать АКБ правильно. Поэтому сегодня мы обсудим, что такое сульфатация и как ее избежать, чтобы аккумулятор работал, как можно дольше.

Что такое сульфатация пластин?

Сульфатация пластин

Для начала необходимо вспомнить о физико-химическом процессе, происходящем в аккумуляторе. При разряде активная масса с пластин преобразуется в сульфат свинца, который оседает на поверхности решеток и выглядит, как тонкая пленка из кристаллов.При заряде происходит обратная реакция, благодаря которой сульфат растворяется.

Но если аккумулятор регулярно подвергается глубокому разряду, пластины сильно “обрастают” налетом и перестают выполнять свою функцию. Из-за этого АКБ теряет свою емкость без возможности восстановления.

Таким образом, сульфатация — это процесс, в результате которого на электродах аккумулятора появляется монолитный налет из сернокислого свинца.

Причины появления сульфатации

Как было сказано ранее, глубокий разряд — это движущая сила сульфатации. Но на деле источников появления налета на пластинах намного больше:

  • использование концентрированной серной кислоты. Некоторые автомобилисты пытаются “растопить” налет на пластинах, добавляя в АКБ серную кислоту. Это категорически нельзя делать, так как повышение концентрации кислоты в электролите наоборот усугубит оседание сульфата.
  • частые короткие поездки в холодное время года. В таких условиях аккумулятор заряжается медленно, что рано или поздно приводит к глубокому разряду.
  • высокая температура воздуха. Летом АКБ работает при температуре выше 60 градусов, что ускоряет процесс сульфатации. Поэтому и зимой, и летом мы рекомендуем держать аккумулятор с максимальным уровнем заряда.
  • дефект электролита. Нарушение состава электролита из-за неправильного обслуживания (долив обычной воды, загрязнение раствора, долив кислоты в большом объеме).
  • хранение АКБ без заряда. Химические реакции в аккумуляторе происходят и в отключенном состоянии, поэтому разряженные устройства постепенно теряют свою емкость. А, следовательно, продолжается и сульфатация пластин, которая протекает очень быстро из-за отсутствия заряда.

Признаки сульфатации АКБ

Так как большая площадь поверхности банок от нас скрыта, определить сульфатацию на начальном этапе сложно. Но все же владельцы обслуживаемых моделей могут открутить пробки и визуально оценить наличие белого или серого налета на пластинах. С необслуживаемыми и малообслуживаемыми аккумуляторами внешний анализ состояния недоступен, но и проблема сульфатации для них не так актуальна.

Какие признаки сульфатации мы можем выделить:

  • После полного заряда аккумулятора двигатель не запускается с первого раза. Это значит, что актуальной емкости АКБ просто не хватает. Вы даже можете поставить небольшой опыт: при таком состоянии аккумулятора включите фары на 10 минут, и вы увидите, как он мгновенно разрядится.
  • Аккумулятор начинает закипать спустя 20-50 минут после начала зарядки и набирает “полный” заряд быстрее обычного.
  • Проступающий белый налет на поверхности АКБ.
  • Плотность электролита не повышается или повышается незначительно при заряде.
  • Быстрое падение емкости аккумулятора под нагрузкой или контрольными замерами.
  • При заряде нормальным током аккумулятор быстро нагревается, и начинается газовыделение.

Как устранить налет на пластинах в аккумуляторе

Сульфатация является естественным процессом при химической реакции, поэтому нет способа, который поможет избавиться от нее навсегда.

При обратимой (мягкой) сульфатации вам достаточно держать аккумулятор в заряженном состоянии, контролировать уровень плотности электролита и уровень емкости устройства. Все остальное за вас сделает обратная реакция при заряде АКБ во время движения автомобиля.

Конечно, существуют “народные” методы десульфатации своими руками. Как правило, они связаны с разной методикой заряда аккумулятора: заряд малыми токами, заряд реверсивным током, организация контрольно-тренировочных циклов, заряд импульсным током большой величины, и т.д.. Но все они не имеют научно подтвержденных результатов и требуют наличия опыта в области, а, следовательно, в неумелых руках могут привести к порче аккумулятора и другим неприятным последствиям.

Однако, есть профессиональные устройства, которые помогают решить проблему сульфатации. Это импульсные зарядно-десульфатирующие устройства, в основу работы которых заложен заряд реверсивным током — чередование импульсов заряда и разряда. Но стоимость такой установки намного выше, чем покупка нового аккумулятора.

Поэтому регулярное обслуживание и контроль за состоянием АКБ — это самый надежный и простой метод защиты от необратимой сульфатации.

  • Зарегистрироваться
  • Вход с паролем
  • Обратная связь

Что такое сульфатация АКБ и чем она опасна?

В основу принципа работы аккумулятора автомобиля лежат обратимые химические процессы. Реакции протекают в равной степени при зарядке, так и при разрядке прибора. В свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторах важно, чтобы эти реакции протекали правильно и в контрольном режиме.

В заряженном состоянии, электродные пластины собирают вещества, которые отличаются электрической активностью. На отрицательно заряженной пластине свинец и на положительно заряженной пластине – это двуокись свинца.

Если аккумуляторная батарея разряжена, химические реакции протекают в обратную сторону. Образовавшиеся активизированные реагенты «растрачиваются» и генерируется сульфат свинца или сернистокислый свинец. Сульфат оседает и кристаллизуется на пластинах аккумулятора.

Эта «кристаллическая порода» имеет пористую структуру, благодаря, чему электролит легко взаимодействует с кристаллами во время зарядки. Это свойство способствует тому, что возврат в исходное состояние раствора после зарядки не вызывает никаких специфических затруднений.

Однако при некоторых ситуациях имеет место процесс перекристаллизации. В таком случае сульфат от свинца создает слишком крупные кристаллы, которые слабее подвержены растворению, из-за чего восстановление активного вещества аккумулятора из расплава получается более сложным. Это явление получило название процесс сульфатации в аккумуляторе. Следствие этого процесса – ускоренное строение батареи и снижение КПД агрегата в разы.

Кроме всего прочего, сульфатация уменьшает емкость аккумуляторной батареи, т.к. сокращается площадь поверхности тех пластин, с которыми происходит взаимодействие электролита в ходе химических реакций. Это равнозначно тому, если бы часть электролита слили или бы он испарился.

Разряженный аккумулятор с признаками сульфатации на электродах дает намного меньше емкости, чем чистый. С течением времени крупные кристаллы могут полностью закрыть поры в кристаллизированном веществе.

Процесс сульфатации становится причиной серьезных деформаций и разрушения пластин аккумуляторной батареи. В некоторых случаях бывает, заметна деформация и корпуса аккумулятора.

При необходимости замены аккумуляторной батареи на вашей машине портал carkysha.ru предлагает поиск автозапчастей по Москве и регионам России.

Что такое сульфатация пластин аккумулятора: причины и последствия

Рано или поздно любой автовладелец сталкивается с такой проблемой, как сульфатация пластин аккумулятора. Давайте разберемся, что же это такое, почему это происходит с аккумулятором и к чему это может привести.

Любые аккумуляторные батареи работают по принципу двойной сульфатации. Дело в том, что при разряде батареи пластины взаимодействуют с электролитом, в результате это ведет к падению плотности электролита. А при зарядке батареи в пластинах аккумулятора происходят обратные процессы, что ведет к повышению удельной плотности электролита. На сульфатацию пластин аккумулятора автомобиля вам укажет повышенное напряжение аккумулятора в начале разряда, а также обильное газовыделение.

Причины сульсификации

К сульфатации пластин вашего аккумулятора чаще всего могут привести следующие причины: разряженное состояние аккумулятора, слишком высокая температура или ее частые колебания, слишком низкое разрядное напряжение, а также чересчур большие разрядные токи. Очень важно соблюдать температурный режим и не допускать перегрева пластин аккумулятора. Потому что при ней процессы сульфатации и обратный процесс происходят быстрее. Но особенно опасны частые колебания температуры хранения пластин аккумулятора, потому как химические реакции со временем будут происходить неравномерно, что приведет к быстрому износу и порче аккумулятора. Для предотвращения сульфатации пластин аккумулятора, лучше не эксплуатировать их в режиме заряд-разряд выше, чем на 75-80% от номинала емкости аккумулятора. Это позволит аккумуляторной батарее быстрее восстановить емкость и перейти в режим заряда. Очень опасно оставлять свинцовый аккумулятор в постоянном разряженном состоянии, так как это способствует началу процессов сульфатации в его пластинах.

Последствия сульфатации

Объем пластин вашего аккумулятора сильно увеличивается. Дело в том, что при сульфатации сами пластины вашего аккумулятора занимают гораздо больший объем в емкости, чем в обычном заряженном состоянии. Сама пористость пластин его уменьшается, а их толщина, наоборот, увеличивается. Все это может привести к деформации и разрушению пластин. Засульфатированная батарея быстро разряжается и в некоторых сложных случаях даже может его привести к деформации корпуса самого вашего аккумулятора.

Емкость аккумулятора постепенно уменьшается. Химические процессы, происходящие в аккумуляторе при его сульфатации, постепенно сокращают площадь самой поверхности его пластин, обязательно покрытую активными веществами. И поэтому емкость такого аккумулятора постепенно сокращается.

Внутреннее сопротивление самого аккумулятора растет. В результате падает напряжение на вашем аккумуляторе при попытке его разрядить и зарядить, а также сам аккумулятор гораздо быстрее перегревается и сульфатируется.

Поэтому, чтобы не допустить и максимально отсрочить наступление сульфатации пластин аккумулятора, соблюдайте правила его эксплуатации и аккумулятор прослужит вам очень долго!

Что такое сульфатация аккумулятора.

«Сульфатация» — в настоящее время одна из основных неисправностей свинцовых аккумуляторных батарей.
Под термином «сульфатация» электродов (пластин) в свинцово-кислотных аккумуляторах понимают такое состояние электродов, когда они не заряжаются при обычном режиме заряда батарей. Она возникает в результате несоблюдения правил обслуживания батарей при их эксплуатации и хранении.

Если аккумуляторная батарея часто и длительное время находится в разряженном или даже в полуразряженном состоянии, возникает труднорастворимый или нерастворимый крупнокристаллический сульфат свинца. Он может не преобразовываться обратно в двуокисьсвинца и в губчатый свинец. Это приводит к снижению емкости и увеличению внутреннего сопротивления батареи.

На отрицательном электроде акб сульфатациявнешне проявляется наличием на поверхности крупных, трудно растворимых кристаллов или даже сплошного слоя сульфата свинца. Положительные электроды, подвергшиеся сульфатации, часто приобретают светлую окраску, причем появляются белые пятна сульфата. При очень глубокой запущенной сульфатации пластинымогут быть оранжево-красные или оранжево-коричневые с белыми пятнами.
Отрицательные электроды приобретают белесый оттенок, появляются белые пятна, при глубокой сульфатации активная масса выпучивается из ячеек и выпадает в шлам.Поверхность сульфатных электродов становится жесткой, шероховатой.

Это происходит в результате чрезмерного и глубокого разряда батареи, эксплуатации ее с пониженной или повышенной плотностью электролита, хранения в разряженном состоянии и большого количества вредных примесей в электролите.

Сульфат свинца имеет больший объём, чем активная масса, поэтому при сильной сульфатации происходят закупоривание пор, выкрашивание активной массы, а также искривление и разрыв электродов.

Сульфатация характеризуется следующими признаками:

— батарея работает намного меньше;
— уменьшилась емкость аккумуляторной батареи под нагрузкой и при контрольном разряде;

— при заряде быстро повышается температура электролита (из-за высокого внутреннего сопротивления сульфатированных аккумуляторов);

— плотность электролита при заряде почти не повышается или повышается очень медленно;

— при включении на заряд аккумулятора нормальным током газовыделение начинается значительно раньше, чем у исправных аккумуляторов.

— аккумуляторне принимает заряда
Раннее газовыделение и повышенное напряжение при заряде сульфатированных батарей иногда приводит к тому, что потребитель неправильно определяет окончание заряда батареи. Эту особенность следует всегда помнить, чтобы не прекратить заряд преждевременно.

Причины сульфатации:

— очень глубокие разряды батарей;
— использование загрязненного примесями электролита;
— длительное нахождение батарей в разряженном состоянии;
— систематический недозаряд батарей;
— снижение уровня электролита в аккумуляторах (ниже верхней кромки электродов);
— эксплуатация аккумуляторов при недопустимо высокой температуре

— повышенная плотность электролита (долив электролита вместо дистиллированной воды).

Частичную сульфатацию, не вызвавшую разрывов и коробления электродов, можно устранить путем длительного (24 ч и более) заряда батареи. Заряд необходимо вести до тех пор, пока плотность электролита и напряжение не будет постоянными в течение 5…6 ч.
На практике, оказывается, необходимо провести не менее 2-5 контрольно-тренировочных циклов, чтобы сульфатная батарея отдала не менее 80% гарантированной емкости.

Если аккумулятор долго находился в разряженном состоянии, то мелкие кристаллы сульфата свинца становятся центрами кристаллизации и происходит образование крупнокристаллической формы сульфата, которая практически полностью закупоривает поры электродов. Чем больше аккумулятор находится без заряда, тем больше размеры растущих кристаллов. В конце концов, этот процесс может стать необратимым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *