Сплит система что это такое в автомобиле
Перейти к содержимому

Сплит система что это такое в автомобиле

  • автор:

Что такое климат-контроль и как он работает?

Ряд современных систем, которые разрабатываются инженерами крупных автоконцернов, призваны создать в салоне машины максимально комфортные условия – например, поддерживать оптимальную температуру воздуха. Яркий пример такого полезного оборудования – система климат-контроля.

Климат-контроль: определение и назначение

Это сложная техника, которая включает кондиционер, датчики температуры и влажности, отопитель, электронный блок управления и систему фильтрации. Основная цель климатической системы – формирование в салоне авто микроклимата, комфортного для водителя и пассажиров, а также его поддержание. Подходящими для человека признаны следующие условия: температура – от +22 до +25°С, влажность – от 65 до 80%. Климат-контроль анализирует эти показатели, а затем нагревает воздух в салоне (при помощи печки) или, напротив, снижает его температуру (благодаря кондиционеру).

Можно ли установить климатическую систему дополнительно?

Почти во всех современных автомобилях климат-контроль входит в перечень базового оборудования. Этой системой оснащаются транспортные средства разных типов – от легковых автомобилей и автобусов до самоходных машин и спецтехники. Установить систему можно и дополнительно – как правило, многие автолюбители отказываются от кондиционера в ее пользу. Однако следует помнить, что монтаж климат-контроля возможен не на любые машины, ведь для этого требуется печка определенной конфигурации, которая позволила бы монтировать сервопривод и прокладывать проводку под «торпедой».

Отличия климат-контроля и кондиционера

  • Функционал. Климат-контроль способен сохранять неизменную температуру в автоматическом режиме. Обычный кондиционер предназначен только для охлаждения воздуха, а чтобы нагреть его, нужно запустить печку. Отличается и принцип функционирования кондиционера: сначала он забирает воздух, сушит его, а затем нагревает или охлаждает.

Кроме того, современные модели климатических систем предусматривают регулировку , что не позволит Вам простудиться. Эта особенно важна, если Вы часто возите в малышей. Кондиционеры не располагают такими возможностями.

  • Конструкция. Климат-контроль – более сложная, чем кондиционер, система. Благодаря датчикам установка способна анализировать такие параметры, как температура и влажность, а наиболее передовые модели могут также учитывать и иные показатели: например, температура вне авто и др.
  • Управление. Климатическая система оборудована электронным блоком управления. Это дает существенное преимущество, поскольку автолюбителю нужно настроить систему один раз – стабильный температурный режим она поддержит самостоятельно. В автомобиле, не оборудованном климат-контролем, водителю придется постоянно отвлекаться, чтобы настроить печку и кондиционер.

Как работает система?

Несмотря на сложность механизма, принцип его работы достаточно прост:

  • Датчики устанавливают температуру за пределами авто и в его салоне.
  • Вентилятор осуществляет забор воздуха извне и доставляет его в салон. Впоследствии поток разбивается на 2 части: первая отправляется в печку, вторая попадает в испаритель кондиционера.
  • Воздушные потоки, вышедшие из теплообменников, перемешиваются и попадают в салон авто благодаря системе дефлекторов и воздуховодов.

Регулировать температуру можно посредством перемены позиции центральной и дополнительных шторок, которые находятся на панели управления климатической установкой.

Как использовать систему?

Для начала нужно активировать систему – для этого предназначена кнопка ON/OFF (в некоторых моделях авто вместо надписи на нее нанесено изображение разорванного круга). Чтобы выставить нужную температуру, следует воспользоваться кнопками или вращающимся регулятором. В большинстве установок шаг регулировки равен 0,5 градусам. Предельная разница между зонами обычно не превышает 5°. Если комфортная температура задана, нажмите на клавишу AUTO – система станет поддерживать ее автоматически.

Отрегулировать направление воздуха помогут специальные кнопки, каждая из которых соответствует определенному режиму: обдув ног, лобового стекла или головы и ног. Эти 3 режима считаются стандартными, однако есть и дополнительные:

  • Обдув теплым воздухом ветрового стекла, а также нижней области салона.
  • Обдув лобового стекла с целью предотвращения конденсации.
  • Подача воздуха к определенным частям тела и голове или к их комбинациям.
  • Ручной режим управления климат-контролем.
  • Рециркуляция.

Чтобы учесть все нюансы эксплуатации установки именно в Вашем автомобиле, тщательно изучите техническую документацию.

Специалисты рекомендуют активировать климат-контроль спустя минуту после запуска мотора авто, а деактивировать, напротив, за минуту до выключения двигателя.

Функционирование климат-контроля в холодное время

Зимой климатическая установка используется преимущественно для подогрева наружного воздуха. В этих условиях Вам хватит и печки.

В ситуации, когда нулевая температура сочетается с высокой влажностью и дополняется снегом и дождем, Вам пригодится весь потенциал системы – ее следует перевести в автоматический режим. Удалить избыток влаги поможет кондиционер.

  • Самый примитивный тип системы – однозонный климат-контроль. Как видно из названия, оборудование способно поддерживать микроклимат в одной зоне, в которой располагается водитель и передний пассажир.
  • Двухзонныйклимат-контроль следит за показателями отдельно у водителя и у переднего пассажира. Это удобно, поскольку у всех людей разные представления о комфортной температуре.
  • Трех- и четырехзонное оборудование позволяет настраивать температуру «под себя» также и задним пассажирам.

2-, 3- и 4-зонные установки объединяются в одну группу – многозонный климат-контроль.

Плюсы и минусы системы

К достоинствам климат-контроля можно смело отнести:

  • Создание благоприятных условий для людей, которые находятся в салоне автомобиля. С таким оборудованием максимально комфортной будет и поездка до офиса или супермаркета, и продолжительное путешествие в другой город или даже страну.
  • Способность системы автоматически поддерживать установленные режимы, то есть без привлечения водителя.
  • Большое количество регулировок.
  • Простой интерфейс, а также понятное управление системой.

Немаловажен и тот факт, что водитель, который находится в комфортных условиях (он не замерзает и ему не жарко), может полноценно сосредоточиться на вождении. Это повышает уровень безопасности эксплуатации транспортного средства.

Однако автолюбители выявили и ряд недостатков:

  • Наличие климат-контроля увеличивает стоимость авто.
  • Обслуживание и ремонт оборудования отличаются высокой стоимостью.
  • При полноценном использовании системы увеличивается расход топлива.
  • В случае поломки починить систему самостоятельно не получится.

Вы узнали, в чем разница между кондиционером и современной климатической системой, а также проанализировали плюсы и минусы установки оборудования. Если Вы все же сделали выбор в пользу максимального комфорта, то не забывайте про уход за климат-контролем: систему нужно регулярно чистить. В этом случае она порадует Вас долгой бесперебойной работой.

Что такое сплит-система для автомобиля

Cтояночные автомобильные кондиционеры предназначены для поддержания комфортной температуры в салоне транспортного средства в тёплое время года. Они особенно актуальны для автобусов, микроавтобусов, тягачей, выполняющих перевозки на межгородских и межобластных маршрутах. Cтояночный автокондиционер может быть выполнен в виде моноблока или сплит-системы. Разберемся, какими отличительными особенностями обладает сплит-система.

Для чего нужен стояночный кондиционер

Стояночный (парковочный) автомобильный кондиционер позволяет поддерживать заданную температуру воздуха в салоне или кабине грузовиков с заглушенным двигателем. Это даёт возможность существенно сэкономить топливо и продлить моторесурс мотора, особенно, на таких мощных машинах, как КАМАЗ.

Первоначально такие системы задумывались для оборудования кемперов, используемых для путешествий. Но ввиду высокой эффективности и надёжности быстро перекочевали на другие типы автотранспорта, включая спецтехнику.

Равномерное распределение охлаждённых воздушных масс внутри салона осуществляется с помощью специальных дефлекторов. Стояночные кондиционеры могут работать в автономном режиме даже при заглушенном двигателе, поддерживая заданную температуру воздуха. Это и является их основным преимуществом.

Чем отличается сплит-система и моноблок

Стояночные кондиционеры подразделяются на два типа:

  • Сплит-система. В её состав входит два основых блока: испарительный и конденсаторный блок. Как правило, один из блоков сплит-системы для грузового автомобиля, микроавтобуса и спецтехники располагается на крыше, а второй блок монтируется на задней стенке транспортного средства.
  • Моноблок. Все узлы смонтированы в едином корпусе. Агрегат имеет накрышное исполнение. В салон подходят только патрубки, по которым циркулируют воздушные массы.

И сплит-системы, и моноблоки производятся для питания от бортовых сетей напряжением 12 В и 24 В. Накрышные автокондиционеры на 24 В требуют примерно в 2 раза меньшей силы тока, чем модели на 12 В. В качестве рабочей охлаждающей среды используется фреон R134a.

Популярные производители

Самым известным производителем является немецкая конмания Webasto, выпускающая кондиционеры на крышу грузовиков и автобусов с напряжением питания 12 и 24 В.

Не менее известны и популярны следующие производители:

  • Frost UC;
  • AeroCool;
  • Libhof;
  • Indel.

Климат-контроль vs кондиционер: чем отличаются, как работают, что лучше

Фото: Shutterstock

Такая климатическая система контролирует влажность, температуру, интенсивность солнечного излучения, количество углекислого газа в кабине и другие параметры. Климат-контроль также регулирует циркуляцию воздуха, скорость вращения вентилятора и устраняет запотевание стекол. Что еще может климат-контроль и чем он лучше кондиционера?

Что такое климат-контроль

Климат-контроль — установка для настройки комфортной температуры и влажности в салоне автомобиля. Он не только охлаждает или нагревает воздух, но и поддерживает заданную температуру. Помимо комфорта, климатические системы помогают удалить лед, иней и конденсат на стеклах. Они также синхронизируют работу других настроек:

  • Направление потока. Контролируется углом наклона дефлектора. Позволяет перенаправлять основной поток, например, в ноги или по центру салона.
  • Скорость обдува. Регулируется при помощи настроек вентилятора. Выбирается вручную или корректируется компьютером автоматически.
  • Рециркуляция. В этом режиме используется воздух внутри салона. Удобно при движении в пробке или тоннеле, чтобы выхлопные газы впереди идущего авто не попадали в салон. При помощи циркуляции можно быстрее прогреть или охладить салон.
  • Фильтрация. Для очистки воздуха от пыльцы, пыли и других частиц. В некоторых моделях также есть опция ионизации воздуха.
  • Ароматизация. Климатические системы преимущественно премиальных марок не только регулируют температуру, но и наполняют салон авто ароматом.

Как работает климат-контроль

Климат-контроль объединяет отопитель, вентилятор и кондиционер. Их работу синхронизирует компьютер или электронный блок управления (ЭБУ). Благодаря информации от множества датчиков внутри и снаружи авто, он строит оптимальный алгоритм работы. В расчет принимаются данные о погоде за бортом, интенсивности солнечных лучей, загазованности воздуха и др.

Климат-контроль управляется вручную и автоматически через включение кнопки «AUTO». В этом случае система сама регулирует все настройки, основываясь на информации о предпочтениях водителя и внешних факторах. При ручном управлении часть настроек все равно продолжит контролировать компьютер.

На практике работа климат-контроля выглядит следующим образом:

  • Водитель выбирает необходимое значение температуры.
  • Электроника анализирует информацию от термодатчиков, сравнивая ее с заданными условиями.
  • Если температура выше или ниже, то система автоматически распределяет в нужных пропорциях холодные и теплые воздушные потоки.
  • Чтобы быстрее достичь установленных водителем значений климат-контроль сам включит вентилятор на ту или иную скорость обдува. При необходимости, компьютер запустит рециркуляцию.
  • По мере того как температура будет приближаться к заданной, компьютер снизит скорость обдува.

Климат-контроль и кондиционер: отличия

В кондиционере водитель устанавливает нужную температуру воздуха и все. Это значит, что для ее поддержания, придется ориентироваться на ощущения и постоянно корректировать настройки. Климат-контроль позволяет сохранять ее неизменной и не требует постоянного участия водителя.

Есть у двух систем и другие отличия:

  • Если кондиционер сушит и охлаждает воздух, то климат-контроль сперва делит его на два потока. Один направляет в отопитель, другой — в кондиционер. На входе в салон они смешиваются в разных пропорциях, соответственно заданным настройкам.
  • Климат-контроль управляется электроникой, которая определяет оптимальную работу заслонок, вентилятора и других систем. Например, в холодное время года при запуске автомобиля компьютер направит больший поток теплого воздуха на лобовое стекло.
  • Сегодня кондиционеры устанавливают почти на все автомобили и даже в стартовых комплектациях. Климат-контроль чаще предлагают в виде опции или в дорогих версиях. В итоге стоимость с автоматизированной системой оказывается выше.

Автомобильный кондиционер

Сегодня мало кто рассматривает покупку нового автомобиля без кондиционера. Оно и понятно, это устройство позволяет с комфортом переносить любые капризы погоды и является особенно актуальным в местах с жарким климатом или высокими летними температурами.

Было замечено, что в тридцатиградусную жару температура в салоне автомобиля, оставленного на солнце с закрытыми окнами, может превышать 60°С. Когда автомобиль движется или припаркован на солнце, в него поступает тепло от многих источников. Прямой солнечный свет излучает тепло на крышу и панели кузова автомобиля, которое также проникает через стекла автомобиля. Тепло выделяется от нагретой поверхности дороги и от пассажиров. Тепло от двигателя поступает через перегородку моторного отсека. Тепло выпускной системы проникает через днище автомобиля.

Температура в салоне является не только критерием комфорта, но также основой безопасности при вождении. Чрезмерно высокая температура воздуха в салоне снижает работоспособность и выносли­вость, притупляет внимание и увеличивает время реакции водителя.

Помимо охлаждения воздуха летом, система кондиционирования помогает обеспечить хорошую видимость зимой или в прохладные и влажные дни, так как она удаляет влагу из воздуха и, таким образом, предотвращает запо­тевание стекол. Кроме того, путем фильтрации, она очищает воздух, поступающий в салон, от загрязнений.

Немного истории

Первые автомобили были не вполне комфортны. Зимой пассажирам приходилось укрываться одеялом, а летом климат в автомобиле создавал поток набегающего воздуха, причем стоит заметить, что скорость движения не превышала 25 км/ч.

После начала производства автомобилей с крытым верхом в 1908 году, температура воздуха в салоне стала насущной проблемой. Одним из первых решений были напольные вентиляционные отверстия, но от них в салон попадало больше грязи и пыли, чем свежего воздуха.

Первой системой кондиционирования стала бадья с водой рядом с напольным вентиляционным отверстием. Данную систему изобрел Нэш в 1938 году. Система обеспечивала охлаждение летом и обогрев зимой при помощи поворота одной рукоятки. В 1939м году система была доработана и названа All-Weather Eye (Всепогодное око), по сути это был первый в мире климат-контроль, и хотя системы кондиционирования в ней было, но зато она могла поддерживать заданную температуру в салоне, а также имела функцию «разморозки» лобового стекла, кстати Нэш первым в мире применил и так называемый салонный фильтр.

Первый же серийный легковой автомобиль с кондиционером был представлен широкой публике в 1939 году на автосалоне в Чикаго. Им стал Packard 12 Sedan. Большой испаритель, располагался позади сиденья, и единственным органом управления был выключатель вентилятора. Это дополнительное оборудование позволило Паккарду выпустить рекламный девиз «Забудьте о жаре этим летом в единственном кондиционируе­мом автомобиле в мире». Кондиционер можно было использовать и для обогрева путем регулировки воздушных клапанов, расположенных в багажнике.

В период с 1940 по 1942 гг. Паккард оборудовал 1500 автомобилей системами кондиционирования воздуха. Фурор эта модель, впрочем, не вызвала и массовое распространение кондиционеров на машинах не спровоцировала. На это было три причины:

  • Автокондиционер являлся опцией, причем весьма дорогой. Стоимость составляла 274 доллара, что по тем временам — треть цены новой легковой машины среднего класса в США!
  • Система управлялась исключительно вручную. Для охлаждения воздуха водитель должен был остановиться, заглушить двигатель, открыть капот и вручную установить приводной ремень системы кондиционирования.
  • Система имела немалые размеры. Оборудование стояло под капотом, в салоне и занимало почти половину багажника.

В годы Второй мировой войны процесс усовершенствования автомобильных кондиционеров прекратился (производителям, по понятным причинам, было не до того). И лишь в середине 50-х в произошел прорыв. Появились первые системы, похожие на современные: объединявшие кондиционер и отопитель, причем оборудование умещалось только под капотом, а цена становилась все более разумной.

Соответственно, популярность автокондиционеров в штатах стала расти впечатляющими темпами. К 1954 г. около 36 000 автомобилей оснащались системами кондиционирования на заводе-изготовителе. В 1966 г. в Руководстве по техническому обслуживанию двигателей указывалось, что в США прошли техобслуживание 3 560 000 кондиционеров. В 1987 году насчитывалось 19 571 000 кондиционеров. В настоящее время кондицио­нерами оснащены более 80% легковых автомобилей и легких грузовиков, находящихся в эксплуатации.

В СССР системы кондиционирования воздуха, по понятным причинам, были уделом исключительно правительственных авто. Первым кондиционером советской разработки был оснащен ЗИЛ-111А, запущенный в серийное производство в 1959 году. А вот, выпущенная в 1977 году, «Чайка» второго поколения, получила уже зарубежную систему кондиционирования.

Массовому же покупателю отечественных авто кондиционер стал доступен уже после распада Советского Союза. В 2000-х годах «кондеи» появились в прайс-листах на различные модификации «Волги» 3110, а первой моделью марки Lada с устанавливаемым на заводе кондиционером стала появившаяся в 2007 году Priora.

Принцип работы автокондиционера

Работа системы кондиционирования в автомобиле основывается на таких физических явлениях как изменение агрегатного состояния вещества (испарение – переход из жидкой фазы в газообразную, конденсация – обратный процесс), излучение и поглощение тепла, а также теплопередача. В соответствии с законами природы, тепло всегда передается от более теплого тела к более холодному. Если два тела имеют разную температуру, тепловая энергия будет передаваться от более теплого к более холодному, пока оба тела не придут в состояние теплового равновесия при одинаковой температуре. Согласно этим законам горячий воздух в салоне автомобиля передает тепло теплоносителю и тем самым охлаждается. В качестве теплоносителя используется хладагент, так называемый «фреон». Хитрость в том, что это вещество имеет температуру кипения при нормальном давлении равную минус 25 градусов по Цельсию и при фазовом переходе из жидкости в газообразное состояние хладагенту требуется подвод тепловой энергии («скрытая теплота парообразования»), которая поступает из более горячей окружающей среды – салона автомобиля.

Для понимания принципа работы системы кондиционирования воздуха необходимо пред­ставлять себе все компоненты системы и то, как они связаны друг с другом.

Основными элементами системы являются: компрессор, конденсор с вентилятором (радиатор), фильтр-осушитель, ТРВ (терморегулирующий вентиль, также может применяться расширительная трубка), испаритель. Элементы соединяются шлангами и трубками.

Хладагент циркулирует в замкнутом цикле и непрерывно переходит из жидкого состояния в газообразное и обратно. Газообразный хладагент поступает в компрессор, где подвергается сжатию (повышается давление) и нагре­вается. Затем в конденсаторе от горячего газа отводится тепло (набегающим потоком воздуха — в движении или от вентилятора) и он конденсируется. То есть, в конденсаторе происходит переход хладагента из газообразного состояния в жидкое, давление остается высоким. Загрязнения и влага удаляются в фильтре-осушителе, после чего хладагент поступает на терморегулирующий вентиль, который регулирует количество хладагента подаваемого в испаритель. После ТРВ давление жидкого хладагента падает и он начинает закипать, испаряясь в испарителе и поглощая тепло из салона. Из испарителя хладагент выходит снова в газообразном состоянии и при низком давлении. Затем газ поступает в компрес­сор, и цикл повторяется.

В качестве теплоносителя в системе используется хладагент R134a (тетрафторэтан). Молекулы этого вещества имеют меньший размер по сравнению с другими ранее применяемыми хладагентами. Как результат, мы имеем большие потери хладагента через соединения в системе и микротрещины. Количество от 10% до 15% в год является нормальным. При снижении эффективности работы необходима заправка автокондиционера. Помочь с этим может выездной шиномонтаж Шинный Патруль. Среди наших услуг – заправка автокондиционера в Воронеже и его окресностях с выездом к вашему автомобилю. Процедура занимает около 30 минут, во время которой вам необязательно отрываться от своих дел.

  • Воронеж , Труда проспект, 6/3
  • Ежедневно с 7:00 до 24:00
  • +7 (473) 222-4-700
  • Whatsapp +7 (953) 119-77-60
  • Viber +7 (953) 119-77-60
  • shpatrul@yandex.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *