Почему ваз 2101 назвали так
Перейти к содержимому

Почему ваз 2101 назвали так

  • автор:

Первая «копейка» в копилке моделей

Первая «копейка» в копилке моделей

Почти полвека назад, 9 сентября 1970 года, с главного конвейера Волжского автомобильного завода сошел первый серийный ВАЗ-2101 «Жигули». «Копейка», как машину прозвали в народе, быстро стала одним из наиболее распространенных легковых автомобилей в стране. За годы производства Волжский автомобильный завод выпустил около пяти миллионов ВАЗ-2101. Другие интересные факты о легендарной «копейке» – в нашем материале.

«Русификация» Fiat: прообразом ВАЗ-2101 стал итальянский автомобиль

В 1960-х годах спрос на автомобили в СССР резко возрос – страна нуждалась в по-настоящему «народном автомобиле». В итоге правительство предложило построить новый автомобильный завод, который мог бы выпускать свыше полумиллиона легковушек в год.

Для ускорения создания такого предприятия было решено привлечь иностранных специалистов – итальянский концерн FIAT. В мае 1966 года в Турине министр автомобильной промышленности СССР подписал с руководством FIAT договор о сотрудничестве. В августе того же года было решено, что прототипом нового советского седана станет Fiat 124 – на тот момент одна из самых удачных моделей, «автомобиль года в Европе». В апреле 1970 года с конвейера Волжского автозавода, построенного в Тольятти, сошли первые образцы советского седана ВАЗ-2101.

fiat_124_1.jpg

Новый автомобиль вовсе не был копией Fiat 124. Для адаптации к советским дорогам и непростым климатическим условиям «итальянец» прошел основательную подготовку – всего было внесено более 800 изменений. В результате по ряду показателей ВАЗ-2101 даже превосходил Fiat 124.

Среди нововведений – усиленный кузов, усовершенствованный двигатель. Также была полностью заменена задняя подвеска, увеличен клиренс, в салоне появилось полноценное отопление. Последнее было особо оценено советскими автолюбителями, которые узнали, что в морозы в машине может быть тепло, а запуск двигателя зимой может и не требовать особых усилий.

Кроме того, дисковые задние тормоза были заменены на барабанные. Такая конструкция больше подходит для отечественных дорог. Кстати, во время испытаний было использовано 35 образцов, которые прошли более 2 млн километров советских дорог. Так что «русификация» итальянского Fiat 124 оказалась полезной и для самого концерна Fiat. Итальянцы получили уникальные сведения о надежности своих машин.

Экспортный ВАЗ-2101 дал название основному бренду АВТОВАЗа – LADA

В августе 1968 года журнал «За рулем» объявил читательский конкурс на лучшее название для нового автомобиля. Издание получило тысячи предложений, среди них и такие оригинальные названия, как «Фиалка», «Мемориал» или «Перворожец». Выбрали вариант, который, как вспоминают современники, был предложен вазовским конструктором Алексеем Черным, – «Жигули». Так называются горы недалеко от Тольятти. В народе ВАЗ-2101 сначала прозвали «единичка», а уже в конце 1980-х годов за автомобилем закрепилось название «копейка».

VAZ_2101 (2).jpg

Когда «Жигули» стали поставляться на экспорт, снова встал вопрос о названии. Дело в том, что иностранцы не могли правильно произнести слово «Жигули». Кроме того, в некоторых языках оно имело не совсем приличные значения. Например, на арабском «жигули» звучит как слово «вор», а в Испании напоминает «жиголо».

Нужно было придумать новое название для экспортных автомобилей Волжского завода. Оно появилось в 1973 году – LADA 1200. Сегодня LADA – это основной бренд АВТОВАЗа.

Советский автомобиль LADA 1200 продавали во многих странах: ГДР, ФРГ, Австрии, Чехословакии, Болгарии, Швеции, Югославии, Венгрии, Финляндии, Швейцарии, Франции, Египте, Великобритании, даже Австралии и Японии. Для экспорта в страны с левосторонним движением Волжский автозавод освоил выпуск двух праворульных версий «Жигулей» – ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014. В некоторых странах советская «копейка» приобрела местный колорит. Например, на Кубе популярность получили «лимузины» ВАЗ-2101, которые широко использовались как маршрутные такси.

Спортивный успех: ВАЗ-2101 участвовал в автогонках

Как считают эксперты, спортивный успех «Жигулей» был заложен в самом двигателе – мотор отлично поддавался форсировке. Дебют «копейки» состоялся в начале 1971 года в Риге на командном первенстве зимнего чемпионата СССР по ралли.

«Новый вазовский автомобиль, более легкий и динамичный, сразу же привлек внимание спортсменов и специалистов автоспорта. Все были в ожидании того, как же он себя покажет на трассе. Заметим при этом, что, кроме Шувалова, Пистуновича и меня, в тольяттинской команде опытных гонщиков не было. Уже на первых скоростных участках никому не известная наша команда стала выигрывать с приличным преимуществом. Отрыв был настолько большим, что многие гонщики после заездов подходили к вазовским машинам и внимательно изучали шины – нет ли на них шипов. Ну, не может же быть такого, чтобы на первой же трассе тольяттинцы играючи обставили куда более опытных спортсменов, которые выступали на «Волгах» и «Москвичах»! В тот раз мы все же проиграли. Но не из-за техники, а от недостатка опыта – автомобили-то как раз и не подвели», – вспоминал позже вазовский испытатель Яков Лукьянов.

81 001.jpg
Фото: журнал «За рулем»

Осенью того же года автомобили ВАЗ-2101 приняли участие в международных соревнованиях: три советских экипажа стартовали в марафоне «Тур Европы – 71». Всего они прошли 14 тыс. километров по территории 14 европейских стран. По итогам тура команда ВАЗ удостоилась второго места. Буквально через два года, на «Туре Европы – 73», командам на ВАЗ-2101 достались сразу золотой и серебряный кубки.

После этого «копейка» еще на протяжении долгих лет появлялась на трассах различных гонок, а в любительских ралли ВАЗ-2101 встречаются даже в наши дни. Уже в новом веке, в 2004 году, автомобиль участвовал в гонке исторических автомобилей, проходившей на престижной трассе Нюрбургринг. Соперниками «копейки» 1971 года выпуска стали такие гоночные легенды, как Jaguar E-type, BMW 2002TI, Alfa Romeo Sprint GT, Ford Mustang и Porsche. К финишу экипаж ВАЗ-2101 пришел тридцатым и оказался на первом месте в своем классе, обогнав «ягуары» и «порше».

ВАЗ выпустил около пяти миллионов «копеек»

ВАЗ-2101 выпускался с 1970 по 1988 годы и стал самым массовым и популярным отечественным автомобилем. С конвейера в Тольятти сошло 2,7 млн «копеек», а если считать вместе со всеми модификациями, то более 4,85 млн машин.

Даже сегодня можно встретить «копейку» на дорогах. Недаром в народе первая модель «Жигулей» прославилась своей надежностью и «неубиваемостью». Согласно заводским испытаниям «копейке» требовался капитальный ремонт после десяти путешествий из Москвы до Владивостока.

Еще одним доказательством всенародной славы стал тот факт, что ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века по результатам всероссийского опроса, проведенного журналом «За рулем».

22433694377_7e0ee20a02_b.jpg

Чтобы стать счастливым обладателем «Жигулей», советскому гражданину нужно было не только заплатить достаточно солидную сумму, но также терпеливо отстоять очередь. «Для покупки «Жигулей» приходилось на протяжении месяца еженощно отмечаться на пустыре под городом Химки. Один прогул – и вылетаешь из списка. Зяма Гердт, Андрюша Миронов и я создали команду для дежурств…», – вспоминал в своей книге известный актер Александр Ширвиндт.

Впрочем, на легендарной «копейке» ездили и зарубежные звезды. Например, LADA 1200 стала первой машиной известного пилота «Формулы-1» Кими Райкконена. «Отличный и надежный автомобиль – никогда не ломался», – вспоминал он в одном из интервью.

В Москве есть памятник народному автомобилю

300dd423f8e562d49d05eaaf7c3bdd4b.jpg

Первые «Жигули», можно без преувеличения сказать, стали базой для отечественного автопрома и настоящим откровением для миллионов советских граждан. И даже спустя полвека после старта выпуска к этой модели – особое отношение. Поклонники вазовского первенца организовывают фан-клубы и даже устанавливают памятники народному автомобилю. Один такой появился и в Москве. Мраморный постамент, на котором установлен бронзового цвета ВАЗ-2101, «встречает» на въезде в столицу по Волгоградскому проспекту. В основании памятника заложено около 27,5 тыс. однокопеечных монет. Организаторам не удалось, как было задумано вначале, собрать 2,7 млн монет – именно столько «копеек» было выпущено в Тольятти.

События, связанные с этим

Ростех для настоящих мужчин

ВАЗ-2101 в фактах: история легендарной советской «копейки»

Первый серийный ВАЗ-2101 Волжский автозавод представил стране 9 сентября 1970 года. Прозванный в народе «копейкой», он оказался самым распространенным в СССР. Это настоящий народный легковой автомобиль, символ эпохи, который и сегодня встречается на автодорогах. Подробнее об истории легенды советского автопрома — в материале 24СМИ.

История создания ВАЗ-2101

История ВАЗа началась с решения правительства СССР в 1966 году о строительстве в городе Тольятти нового крупного автозавода.

Возникновение идеи создания автомобиля

К этому времени в Советском Союзе возрос спрос на личный транспорт — стране понадобился поистине «народный автомобиль». Для его выпуска требовался новый завод. Инициаторами строительства предприятия стали Алексей Косыгин (председатель Совета министров) и Леонид Брежнев (генсек).

В середине 1960-х годов советский автопром, конечно, уже выпускал серийные автомашины. Каждый год с конвейера сходило до 150 тыс. экземпляров. Свыше половины приходилось на «Москвич», при этом большая их часть уходили на экспорт.

«Волги» были менее массовыми, но и они не доходили до рядовых граждан, потому что преимущественно распределялись между государственными гаражами, таксопарками, служили в качестве спецтранспорта.

Наконец, собирали малолитражку «Запорожец» — вариант подоступнее, но проигрывающий по потребительским качествам. Впрочем, и ЗАЗ выпускался в недостаточных объемах, чтобы удовлетворить потребности советского народа.

Варианты прототипов

Известно, что прототипом ВАЗ-2101 стал Fiat. Первым на итальянский рынок обратил внимание еще Никита Хрущев — советский лидер решил заключить с ним контракт незадолго до своей отставки. Но Fiat оказался далеко не единственным претендентом.

Помимо итальянцев, услуги Советскому Союзу готовы были предоставить и иные гранды: Ford, Renault, Volkswagen, а также General Motors. Но они предлагали создать в СССР исключительно производство по сборке. А представители Fiat соглашались построить завод, полностью передав техническое описание и документацию. Вдобавок в 1960-х в Италии окрепла компартия, поэтому Кремль решил взаимодействовать с единомышленниками.

Из Fiat в «Жигули»

В 1966 году советский министр автопрома Александр Тарасов побывал в Турине, где заключил с руководством Fiat соглашение о сотрудничестве. Решили, что прототипом ВАЗ-2101 станет итальянский седан Fiat 124. К тому моменту модель входила в число лучших.

Чтобы ускорить процесс создания предприятия, привлекли итальянских специалистов. Хотели успеть к 1970 году — юбилею Ленина. Местом возведения выбрали Ставрополь-на-Волге, за 2 года до этого переименованный в Тольятти. Директором еще не существующего завода назначили Виктора Полякова.

Fiat 124, прототип ВАЗ-2101 (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Fiat_124_1973.jpg)

Особенности конструкции и технические характеристики модели

Параллельно со стройкой завода на автополигонах и дорогах СССР принялись испытывать 35 образцов итальянского седана. Оказалось, что прототип не выдерживает советских реалий — в конструкции обнаружили ряд проблем. Например, вызывали вопросы задние дисковые тормоза, отсутствие буксировочных проушин, малый клиренс и иные характеристики. На брусчатке и грунтовке автомобиль стал рушиться — даже корпус от нагрузок трескался. А еще советских экспертов не устроил нижневальный двигатель. Недочеты следовало устранить.

Не копия

ВАЗ-2101 отнюдь не стал копией Fiat 124. По требованию СССР итальянцы внесли ряд изменений в конструкцию ради адаптации к условиям эксплуатации в Советском Союзе, включая климатические. В итоге «итальянец» претерпел свыше 800 переделок.

Партнеры разработали новый верхневальный карбюраторный двигатель, в котором увеличилось расстояние между цилиндрами. В КПП установили улучшенные синхронизаторы, у фрикционных накладок в сцеплении увеличили наружный диаметр.

Изменили тормозную систему — на месте задних дисков появились барабанные узлы. Такое устройство было уместнее на советских дорогах из-за большего ресурса и меньшего износа в условиях обилия грязи и пыли. Заднюю подвеску переделали полностью, усовершенствовали карданный вал к заднему мосту, увеличили просвет. Салон оборудовали отопительной системой, которая в теплой Италии не нужна, а в СССР — в самый раз.

В результате нововведений ВАЗ-2101 по ряду параметров превзошел Fiat 124. Это признали и итальянцы, получившие бесценную информацию о надежности собственного детища. Так что копией в чистом виде его назвать нельзя.

Характеристики

В 1970 году с конвейера сошли первые машины ВАЗ-2101. Поначалу потребителю предложили 3 варианта цвета — зеленые, вишневые и синие кузова. Панель приборов на первых порах ставили только светлую. Потом по мере развития производства предлагали темные комбинации торпедо.

На радиаторной решетке красовалась узнаваемая эмблема, которая по сути не менялась в течение всего периода выпуска. Исключение — отличительные особенности в виде оттенка, покрытия, конструкции.

За счет изменений автомобиль получился тяжелее итальянского оригинала — ВАЗ-2101 весит 955 кг, а вес Fiat составляет 855 кг. Те, кому транспортное средство было по карману, получали в распоряжение седан с задним приводом, двигателем на 1,2 л мощностью в 64 л. с. при 5500 оборотов. Под капотом стоял стандартный аккумулятор европейского типа. Охлаждение — жидкостное радиаторное. Вместимость багажника — 325 л.

Фары остались такими же круглыми, как у Fiat. Стеклоподъемники стояли ручные, хотя в последующие годы появилась возможность дооборудовать электрическими.

В первые годы модель оснащали рядом оригинальных итальянских комплектующих, включая генератор, стартер, выхлопную систему, рулевой редуктор и пр. Со временем доля иностранных элементов сокращалась, поскольку стали делать свои. Но импортные не ушли окончательно — их ставили на экспортные варианты.

Экспортный вариант ВАЗ-2101 (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:1975_VAZ_2101.jpg)

История названия

Название новой машины выбирали всем Советским Союзом. В 1968 году в прессе объявили конкурс среди читателей на имя машине. Люди охотно предлагали варианты. Среди тысяч идей попадались и неожиданные, например, «Перворожец», «Фиалка». Говорят, что окончательный вариант предложил конструктор ВАЗа Алексей Черный. Так или иначе, модели дали название «Жигули» в честь близлежащих Жигулевских гор.

В народе новое авто сначала чаще называли «единичкой», а в 1980-х «устаканилось» прозвище «копейка», которое и сегодня известно всем.

Когда «Жигули» начали поставлять на экспорт, столкнулись с проблемой: для уха европейцев это название звучало неблагозвучно, а многие и вовсе не в состоянии были его произнеси. Пришлось придумывать альтернативное наименование — таковым стала Lada. Год его появления — 1973-й, когда стали выпускать экспортные Lada 1200.

Типичные проблемы эксплуатации

В народе ВАЗ-2101 в целом считали надежным. Заводские тесты показывали, что капремонт «копейке» требуется после 35 тыс. км пробега. Тем не менее проблем с «Жигулями» хватало.

В те времена оцинковка считалась редкостью, краска тоже стойкостью не отличалась. По этой причине кузов ржавел уже через 3–4 года непрерывной эксплуатации. Портилось днище, пороги, опоры пружин подвески. Снаружи коррозия поражала колесные арки, полку под лобовым стеклом, низ дверей.

Расход бензина автомобиля составлял 8–9 л на сотню, однако опытные автомобилисты знали, как сократить это значение. Если машину разогнать до определенной скорости на высокой передаче, она «ест» меньше топлива. Главное — ехать накатом, по сравнению с равномерным движением выходит экономия.

Проблемным участком системы зажигания и вообще электрооборудования признавали блок предохранителей. В них крайне неудачной оказалась конструкция плавких вставок. Их приходилось беречь от сырости, регулярно проверять и чистить.

Вызывала вопросы конструкция рулевого управления. Там стоял червячный редуктор, 6 шарниров и 3 тяги. Самое слабое место — маятниковый рычаг, втулок которого хватало на 15–20 тыс. км.

Интерьер ВАЗ-2103, модификация ВАЗ-2101 (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:VAZ-2103-interior.jpg)ВАЗ-2101 Копейка (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%92%D0%90%D0%97-2101.jpg)

«Копейка» как символ эпохи

ВАЗ-2101 — это первая машина, приходящая на ум при упоминании словосочетания «отечественный автомобиль». Оно и понятно — в советские годы к волжским изделиям сохранялся стабильно повышенный интерес.

При этом личное авто в СССР всегда считалось роскошью, доступной избранным. Несмотря на то что «копейку» называют народным автомобилем, не таким уж народным он бы показался современному человеку. Особенно если учесть цену. «Жигуленок» был доступнее «Волги» и вместительнее «Запорожца». И при этом в 1970 году ВАЗ-2101 стоил свыше 5 тыс. руб. при средней месячной зарплате в 100–120 руб.

Однако в действительности проблема крылась вовсе не в цене, поскольку из-за отсутствия особых возможностей для «шопинга» ввиду сравнительной ограниченности ассортимента товаров у советских людей на руках скапливались приличные суммы. Трудность заключалась в нехватке автомобилей для всех желающих.

Прежде всего машинами награждали артистов, космонавтов, выдающихся ученых, академиков и пр. Что касается рядовых граждан, оставался шанс получить ее в качестве награды за исправную трудовую деятельность.

На предприятия каждый год выделяли по 5–7 экземпляров, предназначенных для передовиков производства, членов профсоюзов, участников самодеятельности. Если на рассмотрении комиссии кандидатуру сотрудника утверждали, он вставал в очередь на покупку авто. Иногда удача улыбалась участникам розыгрышей, лотерей и пр.

ВАЗом стремились обладать, поскольку это был один из немногих символов достатка. Однако и для известных людей порой становилось непросто добыть авто даже при наличии денег. Людям приходилось стоять в многолетних очередях, каждый день появляться на определенном месте в городе и отмечаться. Если пропускали хоть одну перекличку, таких автоматически сдвигали в хвост очереди.

Разумеется, орудовали и неофициальные торговцы. Кому не терпелось — перекупали машины по завышенным ценам на вторичном частном рынке.

Счастливые обладатели, как правило, брали авто раз и на всю жизнь. Появлялся новый «член семьи», которого оберегали как могли. Многие сдували с машины пылинки — и это не фигура речи. Люди порой боялись лишний раз ездить — авто стояло в гараже как предмет любования и демонстрации гостям. Появились даже добродушные насмешки над так называемыми «подснежниками» — речь о людях, которые бережливо выгоняли авто «на прогулку» только в бесснежную погоду.

На фоне приобретения машины возникало новое естественное стремление — обзавестись гаражом. И снова очереди. Чаще жителям многоквартирных домов приходилось оставлять автомобиль во дворе и потом переживать за него.

Такая ситуация емко отражена в фильме «Берегись автомобиля». Пусть там речь шла о «Волге», но суть не меняется: владельцу не спалось от одной мысли, что 5 тысяч просто брошены на улице. «Копейка» тоже регулярно мелькала в кинокартинах. Иван Дыховичный и вовсе снял фильм под названием «Копейка», где ВАЗ — главный герой.

Машину, давно ставшую классикой, до сих пор выпускают в виде масштабных моделей. В Верхней Пышме в экспозиции музейного комплекса представлен ВАЗ-21011 в разобранном виде. А в столице установлен единственный памятник первым «Жигулям» — настоящая машина в бронзовой краске красуется на Волгоградском проспекте.

ВАЗ-2101 прекратили производить в 1983 году, как и ВАЗ-21011. До 1988 года еще строили ВАЗ-21013. Эпоха ушла, массовыми стали уже «пятерки» и «семерки». Сегодня ходят слухи о возрождении «копейки». Говорили, что в качестве подарка предприятию к полувековому юбилею выпустят «реинкарнацию», еще в 2020 году. Но не срослось.

Интересные факты о ВАЗ-2101

На основе всероссийского опроса ВАЗ-2101 назвали лучшим российским автомобилем XX столетия. А это доказательство народной любви.

Любопытно, что «копейку» могли производить и не в Тольятти. Выбирали из 54 географических объектов. Но победил город на Волге, хотя до последнего мог выбиться в лидеры Киев.

Машина пользовалась популярностью у всех прослоек населения. В числе первых владельцев в Москве и СССР оказался Владимир Высоцкий. Вдобавок, легендарный автомобиль был в гараже и иностранных знаменитостей, например, у гонщика Кими Райкконена.

Авто обрело популярность за рубежом сначала в странах соцлагеря. А с 1975 года ее стали поставлять и в капиталистические страны Европы.

Появление ВАЗ-2101 послужило началом массовой автомобилизации Советского Союза. А марка Lada и сегодня держится в списке популярнейших в России, несмотря на любовь многих автомобилистов поругать отечественный автопром.

Почему ВАЗ 2101 называют Копейкой?

Это моя первая машина, и хотя у меня теперь есть много других, а некоторые из них стоят больше 100 000 $ свою копейку дедовскую я ни за что не продам и не поменяю !))) тащюсь от этого авто, за рулюм чувствуешь себя живым, а не каким то роботом инвалидом.

Остальные ответы
по тому что такоеже гвоно чтои копейка

потомучто все называються 21 тоесть можно принбреч этим а остолось 01 а тачка отстойная хотя калл ина ешо хуже!!

Потом была двушка 2102,потом трешка-2103-относительно дешевая машина.
в конце 01, как у монеты достоинством в 1 копейку..
потомучьто она была первая из моделей ваза! (и лучше бы последняя)

Потому что она первая и единственная. заканчивается на 1. а на счет говна посмотрим. некоторым 01 более 30 лет и они бегоют как не в чем не бывало. Посмотрим на 10,12,15,калины и приоры лет так через10.

ЛМЗМастер (1083) 15 лет назад
а москвич 412 ??
НиКоЛаЙМыслитель (5299) 15 лет назад

А при чем 412. вопрос про копейку. хотя и 412 своё повозил. в деревнях много пользы от него было. дешево на ресорах проходимость в норме. по 15 мешков картошки с полей на нём вывозили. ВСЕ ОНИ В СВОЁ ВРЕМЯ БЫЛИ ХОРОШИ. но почти не доступны простому обывателю.

Гамно это то что сейчас по дорогам ездит, включая иномарки.. . А копейка — это КОПЕЙКА, и поколению NEXT этого не понять никогда. Кстати, чистая «копейка» только на нижних фото, на верхнем 21013

первое первая легковая модель второе малая цена

да копейка, маргончик 412, волга 24, запорожец — культовые машины.. .
Какие иномарки ездят столько, тем более по нашим дорогам.

Почему ваз 2101 назвали так

vaz2101

19 апреля — День первого автомобиля. 50 лет назад, а именно 19 апреля 1970 года, состоялся пуск главного конвейера. Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 были собраны в качестве подарка к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, вождя мирового пролетариата. Покрасили «первенцев» в цвета национального флага РСФСР- два кузова синие, четыре красные. Это был триумф не только ВАЗа — всей страны. В создании автозавода участвовали десятки проектных организаций, в его строительстве несколько министерств. Технический проект составлял 300 объемистых томов.

ВАЗ-2101 весил всего 860 кг, но требовал около 10 000 комплектующих изделий. В поисках красивого, звучного имени для первенца состязались более 50 тысяч граждан. Предлагались названия: «Волжанка», «Россиянка», «Катюша», «Аврора», «Жигули», «Лада». В западной прессе мелькало добродушное «Мерседес Востока».

За базовую модель был принят «ФИАТ 124», признанный в 1966 г лучшим автомобилем в своем классе. Он обладал достаточно высокими эксплуатационными характеристиками, его конструкция соответствовала требованиям массового производства. Но дороги и климат России диктовали свои жесткие условия: нужен быстрый запуск при низких температурах, необходим дорожный просвет в 170-175 мм. Конструкторы ВАЗа внесли в аналог «ФИАТ 124» ряд изменений, которые сделали ВАЗ-2101 вполне конкурентоспособным автомобилем.

ВАЗ-2101 послужил базовой моделью для всей последующей гаммы моделей — автомобилей классической компоновки: ВАЗ-2102, -2103, -2104, -2105, -2106, -2107 ВАЗ-2101 открыл ряд автомобилей, для которых стали объективно характерны:
— высокие динамические качества и экономичность;
— надежность и долговечность;
— простота ухода и эксплуатации.

За все время производства (с 1970 по 1987 гг.) на главном конвейере АВТОВАЗа собрано свыше 2,7 млн. автомобилей семейства ВАЗ-2101 в разных модернизациях и более 650 тысяч «универсалов» ВАЗ-2102 на базе первой модели ОАО «АВТОВАЗ».

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

«Жигулям» — 35 : [История выпуска первого автомобиля АвтоВАЗа ВАЗ-2101. ФИАТ-124 как прототип «Жигулей» — сходство и отличие] // Наука и жизнь. — 2005. — N 4. — С.64-67.

[37 лет со дня выпуска первого автомобиля АВТОВАЗа ВАЗ-2101 : тематическая подборка статей] // Волжский автостроитель. — 2007. — 19 апр. (N 69). — С. 1-3.

[Из истории выпуска первого автомобиля на ВАЗе] Неизвестная страница истории ВАЗа (9 стр.) «Исхитрись, но запечатлей историю. » (9 стр.) [Изоматериал] / ред. — сост. : Фрумина Р. — Б. м. : Б. и. — 2 буклета. — Содерж.: Неизвестная страница истории ВАЗа (9 стр.) ; «Исхитрись, но запечатлей историю. » (9 стр.).

[Из истории выпуска первых автомобилей на АВТОВАЗе : тематический выпуск] // Рубежи : Историко-информационный бюллетень отдела корпоративной культуры ДСУ. — 2008. — 19 апр. . — С. 1-8. — Источник находится в Зале краеведческой литературы.

19 апреля день выпуска первого автомобиля : [спецвыпуск : 50 лет сборке первых шести автомобилей ВАЗ-2101 на Волжском автозаводе]. — Текст : непосредственный // Волжский автостроитель. — 2020. — 16 апреля (N 6). — С. 1-8.

35 — родной «копеечке»! : [Тематическая подборка к юбилею выпуска первого автомобиля ВАЗ-2101] // Волжский автостроитель. — 2005. — N 69. — С.1-3.

АВТОВАЗ: от «копейки» до «Весты» : [51 год со дня выпуска автомобиля ВАЗ-2101]. — Текст : непосредственный // Городские ведомости. — 2021. — 20 апреля (N 28). — С. 1.

АРКАДЬЕВ Л. Золотая медаль «Ладе» : [ВАЗ-21011 завоевал золотую медаль Лейпцигской ярмарки 1975 г.] // За коммунизм. — 1975. — 17 сент. (N 189). — С. 1.

АШИХМИН А. «Красиво пошел!» : [отправлена первая партия автомобилей ВАЗа в Москву] // За коммунизм. — 1970. — 14 окт. (N 204). — С. 1.

БАРАТОВ П. Русская «классика»: начало : [из истории автомобиля ВАЗ-2101] // Я знаю, что ничего не знаю ДИЛЕТАНТ. — 2013. — N 6. — С. 68-71.

БАРШЕВ В. Преображение итальянцев в России : [19 апреля 2015 г. — 45 лет с момента сборки первого автомобиля ОАО «АВТОВАЗ» — ВАЗ-2101] : жизнь и удивительные приключения копейки // Российская газета. — 2015. — 20 апр. (N 83). — С. 6.

БЕРЕЗИЙ С. Посвящается отцам : [первый автомобиль ВАЗ-2101 в экспозиции Московского автосалона -2006] // Волжский автостроитель. — 2006. — 26 авг. (N 156). — С. 3.

Бестселлер АВТОВАЗа : [история и факты о первом автомобиле ВАЗ-2101 «Жигули»] // Волжский автостроитель : газета. — 2018. — 18 апр. (N 6). — С. 4-5.

БЫСТРИЦКИЙ И. Не имей сто рублей, а имей «копейку».Но вазовскую : [Найден первый автомобиль ВАЗ-2101, выпущенный ВАЗом.Владелец-пенсионерка из Самары Замихина Е.В.] // Волжский автостроитель. — 2000. — 19 февр. (N 33). — С.1.

ВАЗ-2101 «Жигули» : [впечатления о первом автомобиле АВТОВАЗа] // За рулем. — 2008. — N 1. — С. 16-17.

ВАЗ-2101. Российский автомобиль столетия [Изоматериал]. — Тольятти : ОАО «АВТОВАЗ», 2006. — [12] с. : ил.

ВАРШАВСКАЯ Е. ‘Копейка’,’десятка’и Копейск : Во Дворце культуры и техники ВАЗа г.Тольятти под патронажем редакции журнала ‘За рулем’ состоялась церемония провозглашения ‘Российского автомобиля столетия’ // За рулем. — 2000. — N 4. — С.22-23.

ВАРШАВСКАЯ Е. Вы выбрали ВАЗ-2101 : Лучшим российским автомобилем столетия назван ВАЗ-2101 // За рулем. — 2000. — N 1. — С.11-13.

ВЕЛИГЖАНИНА А. ВАЗ появился по наводке шпиона из Германии : [19 апреля 2015 г. — 45 лет с момента сборки первого автомобиля ОАО «АВТОВАЗ» — ВАЗ-2101, история создания завода] // КП -«Толстушка». — 2015. — 15 апр. (N 16-Т). — С. 17.

ВИНОГРАДОВ А. Автоэкспорт : [cравнительный тест автомобилей Fiat 124 и ВАЗ-2101]. — Текст : непосредственный // За рулем. — 2019. — N 10. — С. 90-93.

ВИХЛЯЕВ В. А он был первым. : выпуску первого автомобиля посвящается : стихотворение. — Текст : непосредственный // Волжский автостроитель. — 2020. — 16 апреля (N 6). — С. 8.

Вот такая у нас биография! : В Тольятти отметили 30-летие первой вазовской малолитражки // Волжская коммуна. — 2000. — 25 апр. (N 64). — С.1.

Готовимся к юбилею : [план по подготовке и проведению празднования в Тольятти 50-летия первого автомобиля ОАО «АВТОВАЗ» — «копейки»] // Городские ведомости. — 2016. — 19 февр. (N 9). — С. 1.

ГРЕЧМАН И. 45 лет легендарной «копейке» : [из истории сборки первого автомобиля ОАО «АВТОВАЗ» — ВАЗ-2101] // Волжский автостроитель. — 2015. — 17 апр. (N 13). — С. 1-2.

ДЕМИНА Е. «Копейка» : Пробег длиною в сорок лет : [7 апр. в Санкт-Петербурге состоялись автопробег первых вазовских автомобилей и пресс-конференция с участием директора по маркетингу ОАО «АВТОВАЗ» А. Сорокина, в которой обсуждались история выпуска первых автомобилей и современное состояние АВТОВАЗа] // Волжский автостроитель. — 2010. — 14 апр. (N 64). — С. 1-2.

ДЕМИНА Е. Автомобиль,символизирующий XX век,не был дорогим : Лучшим российским автомобилем столетия назван ВАЗ-2101 // Волжский автостроитель. — 2000. — 01 март (N 40). — С.1.

ДЕМИНА Е. Выпьем по чарке и вспомним былое : Празднование Дня первого автомобиля на ВАЗе // Волжский автостроитель. — 2001. — 21 апр. (N 77). — С.1.

ДЬЯКОНОВ С. Полвека легендарной «копейке» : [из истории Волжского автомобильного завода и создания ВАЗ-2101]. — Текст : непосредственный // Моделист-конструктор. — 2020. — N 10. — С. 36-39.

ЕВСТРАТОВ И. ВАЗ-2101 спорт : [Спортивное прошлое и краткая характеристика спортивного варианта автомобиля ВАЗ-2101 ] // Моделист-конструктор. — 2005. — N 11. — С.18.

ЕВСТРАТОВ И. Приключения «итальянца» в России: Массовый советский автомобиль ВАЗ-2101 : [История,техническая характеристика первого автомобиля ВАЗа] // Моделист-конструктор. — 2005. — N 7. — С.36-40.

ЕФИМОВА Ю. «Поехали» : [к Дню первого автомобиля ВАЗ-2101]. — Текст : непосредственный // Волжский автостроитель. — 2008. — 16 апр. (N 68). — С. 1, 4.

ЕФИМОВА Ю. История Волжского автозавода: из рук в руки : [из воспоминаний И.А. Спекторова о сборке первого автомобиля] // Волжский автостроитель. — 2007. — 21 апр. (N 71). — С. 3.

ЕФИМОВА Ю. Первенец рождался в бурные дни : [из истории сборки первого автомобиля на АВТОВАЗе. Визит на автозавод Г. Форда-младшего] // Волжский автостроитель. — 2009. — 17 апр. (N 47). — С. 4.

ЖАРОВ В. Эта неразменная «Копейка» : [35 лет со дня выпуска первого автомобиля ВАЗ-2101] // Комсомольская правда. — 2005. — 19 апр. (N 63). — С.8.

ИСАКОВ В. Превращения «Чебурашки» : [Из истории разработки переднеприводного автомобиля на ВАЗе] // За рулем. — 2003. — N 3. — С.140-141.

КАЛИНИН Т. Телеграмма от Путина и первая «двойка» Азарова : [празднование 50-летия выпуска первого автомобиля ВАЗа в условиях коронавируса]. — Текст : непосредственный // Вольный город. — 2020. — 24 апреля (N 16). — С. 1, 2.

КАНУННИКОВ С. «Копейка» и миллионы : [предистория выпуска первого автомобиля АВТОВАЗа, ФИАТ-124 как прототип «Жигулей»] // За рулем. — 2007. — N 10. — С. 422-425.

КАНУННИКОВ С. Вкус Жигулевского : [сравнительная характеристика основных элементов и конструктивных решений автомобилей ВАЗ-2101 и итальянского седана Fiat 124] // За рулем : журнал. — 2018. — N 9. — С. 120-121.

КИРЮШКИНА О. ‘Копейка’ в бронзе и в книге рекордов : В Москве открыт памятник автомобилю ВАЗ-2101 // Волжский автостроитель. — 2004. — 10 июн. (N 107). — С.1.

КИРЮШКИНА О. 100 лучших работников и именинница-‘копейка’ : День первого автомобиля : Чествование лучших работников ВАЗа // Волжский автостроитель. — 2001. — 20 апр. (N 76). — С.2.

КИРЮШКИНА О. ВАЗ-2101 : Из истории первого автомобиля ВАЗа : из автомобиля года — в автомобиль века // Волжский автостроитель. — 2002. — 19 апр. (N 72). — С.1-2.

КИСЕЛЕВА Р. Ода «копейке» : [Встреча первых владельцев автомобилей»ВАЗ-2101″ в музее ВАЗа] // Волжский автостроитель. — 2000. — 12 февр. (N 26). — С.2.

КОРИН А. Первенец становится экспонатом музея : [22 июля 1989 года первый товарный ВАЗ-2101 приобретен для музея предприятия]. — Текст : непосредственный // Волжский автостроитель. — 1989. — 25 июля (N 87). — С. 1.

Кто создавал легендарную «копейку» : [50 лет выпуска первого автомобиля Волжским автомобильным заводом] / материал предоставлен Л. Моховиковой. — Текст : непосредственный // Волжская коммуна : газета. — 2019. — 26 июля (N 107). — С. 16.

КУЗНЕЦОВА И. Волжская одиссея-2000 : ‘Жигулевская кругосветка’,посвященная 30-летию выпуска первого автомобиля на ВАЗе // Волжский автостроитель. — 2000. — 07 июн. . — 08 июн. (N 107) (N 108). — С.3 ; С.3.

КУРОЧКИН М. История из первых уст : [воспоминания ветеранов ВАЗа о сборке первого автомобиля ВАЗ-2101] // Волжский автостроитель. — 2010. — 17 апр. (N 67). — С. 2.

ЛАВРИК А. ‘Копейка’ — Российский автомобиль столетия : Во Дворце культуры и техники ВАЗа под патронажем редакции журнала ‘За рулем’ состоялась церемония провозглашения ‘Российского автомобиля столетия’ : Тольятти // Известия. — 2000. — 01 март (N 39). — С.6.

ЛЕОНИДОВ В. ‘Копейка’,ставшая достоянием истории : АвтоВАЗ отмечает тридцатилетие ‘копейки’ // Известия. — 2000. — 21 апр. (N 74). — С.12.

ЛЫСЯКОВА С. Первый автомобиль собирали в секрете от итальянцев : История выпуска первых автомобилей на ВАЗе // Площадь Свободы. — 2001. — 19 апр. (N 71). — С.4-5.

МАРКЕЛОВ В. Народные автомобили делали люди с закалкой : [интервью с участниками сборки первых автомобилей ВАЗ-2101] / В. А. Маркелов, В. М. Малыхин. — Текст : непосредственный // Волжский автостроитель : газета. — 2019. — 04 сентября (N 14(35)). — С. 4-6. — Рубрика «Наша история. Время первых».

МАРКОВА Р. «Копейка» к праздничку : [Вазовские автомобили первого выпуска прослужили 25 лет] // Волжский автостроитель. — 1996. — 01 мая (N 97). — С. 4-5.

МАРКОВА Р. История с ? историей : [подлинная история первого автомобиля ?ВАЗ?] // Волжский автостроитель. — 1990. — 28 апр. . — С. 0.

МАРКОВА Р. Первый автомобиль: Мифы и реальность: / Из истории выпуска первого автомобиля ВАЗа. // Волжский автостроитель. — 2003. — 19 апр. (N 72). — С.1-2.

МАРКОВА Р. Эпохи узнают черты : О праздновании на ВАЗе Дня первого автомобиля (19апреля).Презентация Каталога значков, медалей, сувениров и прочей атрибутики,посвященной ВАЗу // Волжский автостроитель. — 2003. — 16 апр. (N 69). — С.1.

Моделистам на заметку : [отличия во внешности и конструкции разных модификаций ВАЗ-2101 : достоверные копии первой модели «Жигулей» в масштабе 1:43]. — Текст : непосредственный // Моделист-конструктор. — 2020. — N 10. — С. 40-41.

МОХОВИКОВА Л. А где же наша «копеечка»?: / Из истории выпуска первого автомобиля ВАЗа. // Волжский автостроитель. — 2000. — 17 мая (N 92). — С.2-3.

МОХОВИКОВА Л. Возлюбленный : [Из истории ВАЗа,выпуска первой модели автомобиля и победном шествии автомобилей ВАЗ по миру.Фотографии первых технических руководителей предприятия] // Волжский автостроитель : Газета. — 2000. — N 38. — С. 2-3.

МОХОВИКОВА Л. С днем рождения, легенда! : [исторический очерк, посвященный 50-летию выпуска ВАЗ-2101 на АВТОВАЗе] / Л. Моховикова, А. Борсуков. — Текст : непосредственный // Волжская коммуна. — 2020. — 17 апреля (N 60). — С. 6-7.

МУХОРТОВА И. Хвала «копейке» — до чего ж живуча! : [Сведения о ныне эксплуатирующихся автомобилях ВАЗа первого выпуска] // Площадь Свободы. — 1998. — 09 июл. (N 121). — С. 2.

Наш город — наш юбилей! : [празднование в Тольятти 50-летия первого автомобиля ОАО «АВТОВАЗ» — «копейки»]. — Текст : непосредственный // Городские ведомости. — 2020. — 28 января (N 6). — С. 1.

От «автогода» в Европе — к «автостолетию» в России : [из истории автомобиля ВАЗ-2101 : «копейка» — путешественница, спортсменка, любимица, ретро-модница]. — Текст : непосредственный // Город. Планета Тольятти. — 2020. — N 1. — С. 16-19.

ПАХУТА Л. С золотым юбилеем, «копеечка»! : 1 марта 1970 года первые 10 кузовов будущих автомобилей «Жигули» выпустил вазовский цех сварки : [ветеран ВАЗа Леонид Пахута о славном комсомольском прошлом Автограда, растерянном настоящем и тревожащем будущем] / беседовала Н. Харитонова. — Текст : непосредственный // Площадь Свободы. — 2020. — 27 февраля (N 7). — С. 4.

Первенцу ВАЗа — 30 лет : [буклет] / подготовлено: Отдел корпоративной рекламы и информации, Музей ВАЗа. — Тольятти : ДИС АО «АВТОВАЗ», 2000. — 1 л. (слож. втрое) : ил. — Изображение. Текст : непосредственные.

ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА Е. Восемь вставок торжественным маршем : 30-летний юбилей выпуска первого автомобиля на ВАЗе : Музейная ‘копейка’еще раз прошла по конвейеру // Площадь Свободы. — 2000. — 20 апр. (N 72). — С.1,3.

ПИЛИПЕЙЧИК Э. ‘Жигуленок’ — миллионер : Сведения о ныне эксплуатирующихся автомобилях ВАЗа первого выпуска // Волжский автостроитель. — 2000. — 21 янв. (N 10). — С.2.

ПИЛИПЕЙЧИК Э. Отметим достойно! : К 30-летию выпуска первого автомобиля : Комментарий приказа-постановления администрации и профкома АО ‘АВТОВАЗ»О подготовке празднования 30-летия выпуска первого автомобиля’ // Волжский автостроитель. — 1999. — 08 дек. (N 229). — С.2.

ПИЛИПЕЙЧИК Э. Секреты долгожительства : К 30-летию выпуска первого автомобиля : О конкурсе,объявленном газетой’Комсомольская правда’,о поиске машины-долгожителя // Волжский автостроитель. — 2000. — 15 янв. (N 6). — С.2.

ПИЩУЛЕВА Т. Неизвестные страницы истории ВАЗа : Подготовка и сборка первого автомобиля // Волжский автостроитель. — 1995. — 15 апр. (N 69). — С.4-5.

ПИЩУЛЕВА Т. С днем рождения,первенец : ВАЗ : Сборка первого автомобиля на ВАЗе : история // Тольятти сегодня. — 1997. — 19 апр. (N 45). — С.14.

ПОЛЯКОВ В. Н. Нужен напряженный труд : Выступление первого генерального директора ВАЗа на торжественном вечере в честь 30-летия выпуска первого автомобиля // Волжский автостроитель. — 2000. — 29 апр. (N 83) (N 84). — С.2.

ПОПОВ Ю. Нашей «копейке»-тридцать : [К 30-летию выпуска первого автомобиля ВАЗа] // Труд. — 2000. — 04 март (N 42). — С.3.

ПРАВДИН М. Итальянцы в России : [из истории Волжского автомобильного завода и создания автомобиля «Жигули»]. — Текст : непосредственный // Загадки истории. — 2022. — N 38. — С. 6-7.

РАЙС Е. Пробег -50 лет : первый автомобиль сошел с конвейера АВТОВАЗа полвека назад : [юбилейная дата как повод социально-экономического развития всего Тольятти]. — Текст : непосредственный // Волжская коммуна. — 2020. — 17 апреля (N 60). — С. 1.

РАЙС Е. Юбилейный год : [план мероприятий, посвященных празднованию 50-летия выпуска первого легкового автомобиля ВАЗа]. — Текст : непосредственный // Волжская коммуна. — 2020. — 29 января (N 12). — С. 8.

РАЛКА Т. 45 историй из жизни «копейки» : [19 апреля 2015 г. — 45 лет с момента сборки первого автомобиля ОАО «АВТОВАЗ» — ВАЗ-2101, цикл публикаций]. — Текст : непосредственный // Волжский автостроитель. — 2015. — 20 март (N 9). — С. 6 ; 27 март (N 10). — С. 5 ; 03 апр. (N 11). — С. 5 ; 10 апр. (N 12). — С. 7 ; 17 апр. (N 13). — С. 6 ; 24 апр. (N 14). — С. 5.

РАЛКА Т. Европейский дебют «копейки» : [в феврале 1971 г. начались поставки автомобилей АВТОВАЗа на экспорт] / записала : Сафронова Е. // Волжский автостроитель. — 2011. — 19 янв. (N 7). — С. 1, 4.

РАЛКА Т. И вновь о «копейке»: / Лучшим российским автомобилем столетия назван ВАЗ-2101 // Волжский автостроитель. — 2000. — 18 янв. (N 7). — С.1.

РАЛКА Т. История ВАЗ-2101 с музейных полок : [история первого вазовского автомобиля, отраженная в экспонатах музея ВАЗа] / Ралка Т., Звонарева С. // Волжский автостроитель. — 2014. — 18 апр. (N 71). — С. 7.

Реставрация первых LADA : к юбилею выпуска первого автомобиля отреставрировали четыре автомобиля из экспозиции музея АВТОВАЗа. — Текст : непосредственный // Волжский автостроитель. — 2020. — 28 апреля (N 7). — С. 3.

С юбилеем, «копейка»! : [50 лет первому автомобилю Волжского автомобильного завода ВАЗ-2101 «Жигули»]. — Текст : непосредственный // Городские ведомости. — 2020. — 17 апреля (N 24). — С. 1.

Сделано в Тольятти. АВТОВАЗ : [«Ноль первая», 1970 год; «Семёрка», 1982 год; «Нива», 1977 год; «Калина», 2004 год, «Веста», 2015 год]. — Текст : непосредственный // Большой Тольятти. — 2020. — N 3(21). — С. 8-13.

СЕМЕНОВА-АНДРИЕВСКАЯ Е. ‘Жигули’ вы мои. : ‘ВАЗ-2101’ отметил свое тридцатилетие // Аргументы и факты. — 2001. — 01 мая (N 18). — С.17.

Семье автомобилей LADA исполняется 35 лет : [К юбилею выпуска первого автомобиля АвтоВАЗа ВАЗ-2101] // Волжский автостроитель. — 2005. — N 51. — С.1.

СЕРГЕЕВА Е. Ужель та самая «копейка»? : [подлинность найденного первого автомобиля ВАЗ-2101 с порядковым номером 0000001]. — Текст : непосредственный // Волжский автостроитель. — 2000. — 24 февраля (N 36). — С. 1.

СМИРНОВА И. В «Копейке» — наши имена : [проект установки в Тольятти памятника автомобилю ВАЗ-2101] // Панорама Тольятти. — 2015. — 06 апр. (N 10). — С. 4.

СОКОЛОВ Д. «Копейка» «отожгла» на Нюрбургринге : [российско-украинская команда, выступая на легендарной ВАЗ-2101, стала победителем в 1000-километровой гонке исторических машин в своем классе] // Волжский автостроитель. — 2010. — 14 окт. (N 186). — С. 1, 3.

СОЛОВЬЕВ В. С. Автомобилям «Жигули» — высокую надежность и долговечность : [автомобиль ВАЗ 2101: отличительные особенности от автомобиля ФИАТ-124] // Обмен передовым опытом в автомобилестроении. — 1974. — N 3. — С. 3-14.

СОЛОВЬЕВ В. С. Анатомия «Жигулей» : [автомобиль ВАЗ- 2101] // За коммунизм. — 1971. — 09 февр. (N 27). — С. 2-3.

СТЕПАНОВ А. С чего начинается АВТОВАЗ : (к истории первого автомобиля. ) // LADA. — 2012. — N 1. — С. 64-73.

СУХАРЕВА А. «Копейка» разменяла пятый десяток : [к 40-летию выпуска первого автомобиля АВТОВАЗа] // Площадь Свободы. — 2010. — 20 апр. (N 69). — С. 2.

Так появился первый ВАЗ! : Наша история. Время первых : [участники сборки первых ВАЗ-2101 — Данилов В., Бвшинджагян Е., Астахов Ю., Ляченков Н., Головко Н., Никонова А., Малыхин В., Маркелов В. : воспоминания]. — Текст : непосредственный // Волжский автостроитель. — 2020. — 16 апреля (N 6). — С. 6-8. — Рубрика «Наша история. Время первых».

Тематическая подборка материалов к 30-летию выпуска первого автомобиля на ВАЗе // Волжский автостроитель. — 2000. — 19 апр. (N 73) (N 75). — С.1-12.

ТОЛОКОННИКОВ А. Возвращение «копеек» : [акция «Автопробег длиною в 40 лет», посвященная первому автомобилю АВТОВАЗа ВАЗ-2101] // Городские ведомости. — 2010. — 20 апр. (N 43). — С. 4.

ТРОЯНОВ Н. А. «Копейке» исполнилось 40 лет : [история выпуска первого автомобиля АВТОВАЗа, ФИАТ-124 как прототип «Жигулей»] // Паллада-Консультант. — 2010. — 01 дек. (N 12). — С. 5-6.

ФЕДОРОВ А. АвтоВАЗ обмыл первую «копейку» : [На главном конвейере ВАЗа состоялась торжественная церемония, посвященная 30-летию выпуска первого автомобиля] // Коммерсант-ДAILY. — 2000. — 20 апр. (N 69). — С.9.

ФИЛАТОВА А. Президент поручил утвердить план празднования 50-летия выпуска первого автомобиля ВАЗ : [подготовка к юбилею автомобиля ВАЗ-2101] // Волжская коммуна. — 2016. — 21 янв. (N 12). — С. 1.

ФИЛАТОВА А. Юбилей первого тольяттинского автомобиля отметит вся страна : [утверждение Президентом РФ плана по подготовке и проведению празднования в Тольятти 50-летия первого вазовского автомобиля] // Волжская коммуна. — 2016. — 22 янв. (N 14). — С. 1, 6.

ХАЛИЛОВ Е. Поездка в детство : тольяттинец Николай Маслов восстановил одну из первых вазовских «копеек». — Текст : непосредственный // Площадь Свободы. — 2020. — 16 апреля (N 14). — С. 22.

ХАЛИЛОВ Е. Поляков не так нам завещал : [итоги исполнения плана по подготовке и проведению празднования в Тольятти 50-летия первого автомобиля ОАО «АВТОВАЗ»] // Площадь Свободы : газета. — 2018. — 07 июн. (N 20). — С. 4-5.

ЦЕЛИКОВ Ю. «Копейка» и «Нива» — сестры : по закону «попутной пользы» от Ильича до Ильича в рифмострочках Кузьмича : [стихотворение Ю. Целикова о ВАЗ-2101 и ВАЗ-2121]. — Текст : непосредственный // Город. Планета Тольятти. — 2020. — N 1. — С. 26.

ЦЕЛИКОВ Ю. Авантюры Кузьмича : Юрий Целиков рассказал «ПС», как выбирали день рождения для АВТОВАЗа и как вернулась на завод легендарная «копейка» / беседовала Н. Харитонова. — Текст : непосредственный // Площадь Свободы. — 2020. — 13 февраля (N 5). — С. 8.

ЦЕЛИКОВ Ю. Как мы искали первую «копейку» : [история поиска самого первого автомобиля ВАЗ]. — Текст : непосредственный // Большой Тольятти. — 2021. — N 7(30). — С. 38.

ЧЕКАРЕВА И. Праздник первого автомобиля — праздник всей страны : 30-летний юбилей со дня выпуска первого автомобия ВАЗа // Волжский автостроитель. — 2000. — 25 апр. (N 79). — С.1-3.

ЧИБРИКОВ В. Праздник российского автомобиля столетия : В Тольятти отметили 30-летие первой вазовской малолитражки // Известия. — 2000. — 25 апр. (N 76). — С.8.

ШЕПЕЛЕВА А. На юбилей «копейки» выделят миллиарды : [выделение средств из федерального и регионального бюджетов для празднования юбилея АВТОВАЗа и выполнения плана модернизации города] : Тольятти обновится к 50-летию АвтоВАЗа и выпуску первого ВАЗ-2101 // Российская газета. — 2016. — 26 мая (N 113). — С. 13.

ШИРШОВА В. Дебют «Жигулей» : [итоги участия автомобилей ВАЗ в традиционных зимних командных авторалли «Прибалтика-71» : уровень подготовки автомобилей и автогонщиков]. — Текст : непосредственный // Волжский автостроитель. — 1971. — 17 марта (N 21). — С. 3.

ШУГУРОВ Л. Когда же появилась первая’копейка’ : ВАЗа : Несколько малоизвестных фактов из жизни волжского автогиганта // Российская газета. — 2000. — 17 февр. (N 34). — С.4.

ЯКУТОВА Н. Наш энтузиазм поражал итальянцев : Ветеран ВАЗа А.И. Васильев о себе и сборке первой модели автомобиля ВАЗ // Тольяттинское обозрение. — 2004. — 20 апр. (N 71). — С.4.

ЯРАНЦЕВ Д. 47 лет «копейке» : [19 апреля — день выпуска первого автомобиля ВАЗ-2101] // Волжская коммуна. — 2017. — 21 апр. (N 98). — С. 2.

При наличии оцифрованной копии статьи Вы можете познакомиться с текстами непосредственно на сайте, нажав на кнопку «Открыть» под библиографическим описанием. Если текст не представлен в электронном виде, Вы можете заказать копию статьи, уточнив условия по почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *