Что будет с запчастями на vag
Перейти к содержимому

Что будет с запчастями на vag

  • автор:

Владельцы иномарок столкнулись с дефицитом запчастей

Владельцы иномарок, производители которых ушли с российского рынка, столкнулись с дефицитом запчастей и сложностями в ремонте, рассказали «РГ» представители авторынка. Особые проблемы испытывают владельцы премиальных автомобилей европейских и американских брендов.

У владельцев автомобилей массового сегмента проблем с гарантийным обслуживанием не возникает.

У владельцев автомобилей массового сегмента проблем с гарантийным обслуживанием не возникает. / Reuters

Конечно, проблемы с запчастями сегодня во многом решает параллельный импорт, однако для «беглых» марок сроки поставки деталей могут исчисляться неделями, а по некоторым наименованиям месяцами. Иногда сервисные центры вместо замены неисправных узлов и агрегатов вынуждены заниматься их ремонтом, в том числе микросхем. Цены на запчасти заметно выросли. Придется подумать, стоит ли приобретать подержанную иномарку, говорят эксперты.

По мнению директора по сервису сети автосалонов Fresh Auto Александра Носко, при покупке машины с пробегом стоит учитывать объемы вложений, включая содержание, транспортный налог, расход топлива, наличие и ценовую доступность запчастей, ликвидность автомобиля. Самыми бесперспективными моделями он называет трехлетние премиальные авто европейских и американских брендов BMW, Jaguar, Lexus, Cadillac, Audi и Mercedes-Benz.

Запчасти для этих иномарок поставляются плохо, а цены выросли в несколько раз. Также сложности испытывают владельцы Toyota Prius из-за высокого расхода топлива, Mazda CX-7 — по причине трудностей с последующей продажей.

«У владельцев автомобилей массового сегмента проблем с обслуживанием, как с гарантийным, так и постгарантийным, не возникает. Благодаря эффективному параллельному импорту в сегменте комплектующих практически отсутствует дефицит, единственная сложность — увеличенные сроки поставки с 4-5 дней до 2-3 недель. Оптимально приобрести Renault Logan или Sandero, Toyota Corolla, Kia Rio или Hyundai Solaris, Honda Civic, а также автомобили китайских брендов», — советует эксперт.

Сооснователь сети умных автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова говорит, что в первую очередь проблемы с обслуживанием могут возникнуть у Ford Focus 3 — ремонт этого автомобиля будет стоить дорого. Также сложности с запчастями могут быть у владельцев французских автомобилей Peugeot и Citroen — особенно это касается машин с двигателем EP6.

А для Range Rover сейчас в принципе сложно приобрести запчасти — на большинстве складов их нет в наличии. По мнению Барно Турсуновой, оптимальным выбором на «вторичке» с учетом санкций, стоимости обслуживания и наличия запчастей можно назвать автомобили японских и корейских марок.

Показательно, что в 2022 году Россия стала лидером по экспорту подержанных машин из Японии — он увеличился на 32% до более 213,5 тыс. единиц, гласят данные Японской ассоциации экспортеров автомобилей с пробегом (JUMVEA).

Ввоз «бэушек» из Южной Кореи пока гораздо меньше, но он стремительно растет — в прошлом году было импортировано 19,6 тыс. автомобилей с пробегом, что, согласно данным Корейской ассоциации международной торговли (KITA), в 8,3 раза больше по сравнению с 2021 годом.

Несмотря на то что в прошлом году были налажены поставки большинства наименований запасных частей по параллельному импорту, участники рынка не исключают определенного дефицита кузовных деталей, а также электронных блоков, перебои с поставками которых возникли еще в пандемию.

Самыми бесперспективными моделями эксперты называют трехлетние премиальные автомобили европейских и американских брендов

Кроме того, по данным компании Fresh Auto, на данный момент наиболее дефицитными являются лобовые стекла, которых придется долго ждать, а также те узлы и агрегаты, которые традиционно редко меняются и поэтому их запасов у дилеров нет. К ним относятся автоматические коробки передач, непосредственно двигатели, сцепление.

По словам Носко, существуют поставщики из других стран, помимо США, ЕС и Японии, которые производят качественные комплектующие по более выгодной для конечного потребителя цене. Например, тормозные колодки, шаровые опоры и рычаги подвески, которые производят партнеры РФ из Китая, по качеству не уступают тем, что поставляли на рынок западные концерны.

Помимо качественных аналогов сейчас из Китая привозят даже оригинальные запчасти от известных брендов, добавляет Барно Турсунова. Однако главная сложность — увеличились сроки доставки: если раньше запчасти доставляли максимум за 10-20 дней, то сейчас по ряду позиций доставка может занимать до 2-3 месяцев.

«Особенно это касается кузовных деталей, для которых выпускают намного меньше аналогов. Некоторые запчасти продают с завышенной стоимостью. В этой ситуации у автовладельцев не так уж много опций. В большинстве случаев им нужно быть готовыми к тому, что цены на запчасти могут быть достаточно высокими, а сам ремонт — довольно долгим», — предупреждает Барно Турсунова.

Стоит отметить, что с легализацией параллельного импорта увеличились риски распространения контрафактных запчастей, что в конечном счете влияет на безопасность движения на дороге. Необходимо также иметь в виду, что использование некачественных деталей приводит к сокращению срока службы автомобиля в целом.

«Чтобы не столкнуться с контрафактными запчастями при ремонте или обслуживании авто, рекомендуется обращаться в сервисные центры официальных дилеров. Посещение неофициальных СТО чревато не только установкой неоригинальных запчастей, но и низким качеством самих услуг. Обслуживание современных автомобилей требует высокого уровня компетенции и регулярного прохождения обучения, так как многие технологии и функции в авто имеют тенденцию обновляться», — отмечает директор по продажам автомобилей с пробегом ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов.

В свою очередь, директор по сервису «Рольф» Юлия Трушкова говорит, что в компании наблюдают небольшой отток клиентов, который составляет около 10%, что связано с опасением клиентов о завышенной стоимости обслуживания автомобилей у официальных дилеров. Однако сравнение цен на запасные части и сервисное обслуживание показывает, что разницы в цене между официальным дилером и другими СТО нет, а зачастую по разным группам материалов и за счет объема закупок у «официалов» цены на некоторые группы товаров ниже на 10-15%, уверяет она. В то же время в «Рольфе» ожидают, что в связи с логистическими издержками и валютными колебаниями подорожание запасных частей на рынке в 2023 году может составить от 20% до 40%.

Водителей предупредили о дефиците запчастей на BMW, Mercedes и Porsche

Фото: Кай Сервис

Страховые компании и станции техобслуживания предупредили о дефиците оригинальных и аналоговых запчастей на ключевые премиальные автомобили в России, передает корреспондент Autonews.ru.

«Пока неизвестно, наладится ли канал с альтернативными поставками запчастей. Недавно пошли запчасти на «корейцев», потом вдруг перестали приходить. На модели от концерна VAG, включая Audi, Porsche, запчастей просто не найти. То же самое с Mercedes-Benz, BMW, с Range Rover от производителя Land Rover», — заявили представители страховых компаний на «круглом столе» в Общественной палате России.

Фото: Autonews.ru

Фото: Shutterstock

Также, по словам представителей страхового сообщества, трудно найти на рынке и более сложные запчасти. Например, лобовые стекла, в которые топовые бренды также интегрируют различную электронику.

«По договорам каско мы уже предлагаем подписать договоры, по которым клиентам приходится согласиться с необходимостью подождать запчасти. Но по ОСАГО мы обязаны урегулировать требования в установленный законом срок. В итоге мы сталкиваемся с ситуацией, когда отправляем автомобили на СТО, но там машины не могут отремонтировать и гарантировать качество. Далее потерпевшие пытаются на этом нажиться», — возмутились страховщики.

Для решения проблемы страховщики намерены добиваться официального продления сроков ремонта по ОСАГО. Также они предложили вернуться к обсуждению вопроса о ремонте подержанными запчастями.

В автосервисах в России исчезают востребованные автозапчасти в 2022 году

Наряду с приостановкой поставок автомобилей ряда иностранных брендов в России назрел серьезный дефицит запчастей для них. Каких-то деталей в буквальном смысле не хватает, а какие-то просто подорожали в разы. Об этом сообщает 74.ru со ссылкой на экспертов и участников рынка.

В автосервисах в России исчезают востребованные автозапчасти в 2022 году

По словам президента АНО «Институт исследования социального и экономико-технологического развития общества» Андрея Быстрова, особенно сложная ситуация с запчастями по немецким маркам, а также всей группе VAG, куда входят Volkswagen, Audi, Skoda, Seat и еще ряд брендов.

«Здесь ситуация близка к критичной. Многие официальные сервисы по обслуживанию этих марок в открытую используют неоригинальные запчасти. Это происходит не по прихоти сервисменов. Из-за дефицита «оригинала» банально нет возможности оказать даже такие простые услуги, как плановое техническое обслуживание. Чтобы сохранить свой бизнес, дилеры вынуждены отходить от первоначальных регламентов, где строгим требованием является использование только оригинальных комплектующих», — рассказал Андрей Быстров.

В силу нехватки запчастей проблемой становится и банальный ремонт автомобиля по ОСАГО, где жестко ограничены и сроки ремонта, и лимиты выплат. В частности, страховая обязана выполнить свои обязательства по ремонту застрахованной машины в срок не более 30 календарных дней.

«Страховые компании вынуждены платить штрафы и пени в случае задержки сроков ремонта, не имея никакой возможности повлиять на ситуацию. Будет справедливо, если сроки будут увеличены, пока в полной мере не заработает система импортозамещения или не будет найдено других решений», — добавил Андрей Быстров.

Как рассказал Сергей Попов, коммерческий директор уральской группы компаний, представляющих широкую линейку японских, корейских, европейских и китайских брендов, ситуация с запчастями «плюс-минус одинаковая» по всем маркам. При этом сложнее всего покупать «кузовщину» и дорогостоящие узлы вроде двигателей и уже собранных коробок передач.

Тем временем цены на автозапчасти только за первое полугодие этого года выросли на 25-70%, подсчитали в «АльфаСтраховании». Для большинства марок, по данным страховщика, средний рост цен составил в пределах 25-33%, но для Suzuki, Subaru и Volvo он оказался более чем полуторакратным.

Ранее «Автоновости дня» сообщали о том, что на фоне дефицита и резкого подорожания автозапчастей российские автосервисы стали чаще использовать в ремонте и ТО поддельные (неоригинальные) детали.

Источник: 74.ru

Без права на ремонт: владельцы каких автомобилей останутся без запчастей

Дефицит автозапчастей в России в основном преодолён, однако проблемы по-прежнему существуют: так, для некоторых марок поставки могут затягиваться на годы. Почему так происходит и какие марки автомобилей стали самыми уязвимыми, разбирался вместе с автоэкспертами 78.ru.

Коллаж 78.ru: freepik.com/peoplecreations, flaticon.com/Kiranshastry

Плохо стало всем

Введение санкций против России со стороны зарубежных стран сильно ударило по автомобильному рынку: компании-производители машин ушли из страны одними из первых. Они запрещали продажи, останавливали техобслуживание, прекращали гарантийные ремонты и даже блокировали электронную начинку своей продукции, чтобы ею не могли пользоваться на территории России. В том числе возникли проблемы с запчастями, заказать которые из страны-производителя стало невозможно.

— Разумеется, с последними санкциями стало всем плохо, потому что, элементарно, всё это значительно ударило по большей части логистики: нет больше Maersk (крупная логистическая компания, которая также прекратила работу с Россией. — Прим. ред.), собственного торгового флота как такового раз-два и обчёлся, а для тех же братьев из Китая наша страна — это капля в море. Поэтому да, такая проблема на самом деле есть, но это по большей части проблемы для крупноузловой сборки автомобилей непосредственно в России, — рассказал 78.ru автоблогер Павел Лаздин.

С течением времени и дилеры, и владельцы автомобилей в России адаптировались: на полную мощность заработал параллельный импорт, а российские автолюбители частично перешли на более доступные модели, к примеру, из Китая. Однако к концу 2023 года стало ясно, что проблемы с запчастями остались, только теперь они выражаются не в самой возможности заказа, а в сроках доставки: так, по данным «Известий», импортные запчасти можно ждать по полтора года.

Фото: freepik.com/senivpetro

Тем не менее эксперты в беседе с 78.ru уверили, что не всё так однозначно и нюансы, как часто бывает, важнее общей картины.

Сроки и цены важнее всего

— Дефицит запасных частей, наблюдавшийся в 2022 году, преодолён уже в прошлом году. Запасные части практически для всех автомобильных марок премиум-класса поставляются по налаженным логистическим каналам, — рассказали в пресс-службе ГК «Автодом».

Как сообщил 78.ru вице-президент по автострахованию компании «Ренессанс страхование» Сергей Демидов, сроки поставок оригинальных запчастей автопроизводителей, которые ушли с российского рынка, составляют чаще всего 25–90 дней.

— Основное влияние на сроки поставки оказывает стоимость запчастей. Чем стоимость выше, тем сроки меньше, и наоборот, — уточнил он.

Генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев обратил внимание, что за 2023 год до 20% подорожали детали, которые привозят под заказ, и запчасти для марок из Европы и США. Кроме того, выросла и стоимость ремонтных работ — на 15–30%.

— Цена запчастей зависит от того, какой марки пострадавшая машина, какого она года выпуска. Пример: у Volkswagen 2015 года обычная фара, и она будет стоить 12 тыс., а у Volkswagen 2020 года светодиодная фара стоимостью 70 тыс. рублей. Вижу тенденцию повышения цен на запчасти и по отдельным маркам. Например, год назад фара для Datsun mi-DO стоила 17 тыс. рублей, а сейчас 79. И это закупочная цена — в магазинах ещё дороже. Очень неожиданно и печально, — рассказал он.

Фото: freepik.com/peoplecreations

В ГК «Автодом», напротив, заверили, что, несмотря на санкции, есть возможности для удержания цен, хотя для их снижения предпосылок не просматривается.

— Санкции влияют на логистику, удлиняя цепочки поставок. При этом хорошо отработанные каналы поставок позволяют удерживать цены на комплектующие и избегать резкого увеличения их стоимости. Однако предпосылок для снижения цен на автозапчасти в России нет. В перспективе стоимость расходных материалов продолжит увеличиваться в пределах инфляции, — констатировали в пресс-службе.

Самые проблемные запчасти — кузовные и сложные узлы, такие как агрегаты трансмиссии, головки блока цилиндров, двигатели в сборке. Сроки их поставки могут составлять до 6 месяцев, отметили в ГК «Автодом».

— Очень сложно привезти крупногабаритные запчасти, которые не помещаются в контейнер или которые не позволяют контейнер заполнить полностью. Их поставщики везут неохотно и, как следствие, это отражается на сроках поставки. Естественно, каждая ремонтная организация сначала пытается решить вопросы с заказами официальным путём, через представительство, но, как показывает практика, процесс может затянуться. Самостоятельно наладить трафик поставки запчастей очень трудно, и это потребует колоссальных финансовых затрат, — рассказал 78.ru автоэксперт Сергей Клоков.

Гарантия vs ДТП

Автоблогер Павел Лаздин пояснил в беседе с 78.ru, что сроки ремонта и поставок деталей также зависят от того, по какой причине обращается за ними автовладелец: пытаться отремонтировать автомобиль после ДТП по КАСКО или ОСАГО существенно сложнее, в то время как гарантийный ремонт выполняется в нормальный срок. Причина — в экономике и инфляции.

Фото: freepik.com/Drazen Zigic

— При ДТП они (дилеры. — Прим. ред.) спокойно получали деньги от страховой компании. Например, машина стоила 2,8 млн рублей. Устранить повреждения капота, фары, бампера обходилось где-то 700–800 тыс. Дилер эти деньги получал, запчасти заказывал, но до последнего не оплачивал, потому что, по сути, имея в ремонте данную сумму миллионов, скажем, на 10–15, он каждый месяц, используя эти деньги в производстве беспроцентно, сам себя кредитовал, закупал машины и экономил по полмиллиона примерно в пиковые дни инфляции. Это было у всех. С гарантией, естественно, так не поступить, потому что сразу же прилетает от представительства, сразу же у всех возникают вопросы, — рассказал эксперт.

Кроме того, как отметил Павел Лаздин, для гарантийного ремонта на территории России у дилеров, как правило, есть склады с деталями, именно поэтому он производится достаточно быстро.

— Расходные материалы, такие как фильтры, колёсные диски, тормозные колодки, лобовые стёкла, фары, бамперы и многое другое, всегда есть в наличии у официальных дилеров, — подтвердили в ГК «Автодом».

Но касается это только тех компаний, которые не ушли с российского рынка, либо тех, чья продукция поставляется по параллельному импорту — однако и с ними есть нюанс.

Параллельный импорт решает все проблемы?

К сожалению, все проблемы параллельный импорт решить не может. Во-первых, он существенно влияет на стоимость деталей, а следовательно — на их доступность.

— Купить оригинальные запчасти можно в проверенных автомастерских или по заказу у логистов. Основные поставки идут через Турцию, Казахстан, ОАЭ, ЮАР. Из-за логистических сложностей привычная деталь может вырасти в цене до 30%, — констатировал в беседе с 78.ru директор по развитию компании «КарданБаланс» Александр Приходько.

Фото: freepik.com/ArtPhoto_studio

Во-вторых, не всегда через параллельный импорт поступают действительно оригинальные детали — за последние полтора года количество контрафакта также существенно выросло.

— Возьмём бренд Lemförder. Он всегда оставлял гравировку в виде птички на своих изделиях. Что мы видим на сегодня на российском рынке? Гравировка отсутствует, есть минимум два вида одной и той же детали, которая имеет разные каталожные номера и существенно отличается по стоимости — в обоих случаях гравировка отсутствует. Качество также оставляет желать лучшего, — отметил Дмитрий Матвеев.

Чаще всего, по данным Александра Приходько, подделывают моторные масла, антифризы, колёсные диски, фары, подушки безопасности и комплектующие карданных валов. Контрафакт привлекает покупателей низкой ценой, зачастую он дешевле оригиналов в полтора-два раза и подойдёт для тех автомобилей, запчасти к которым не продаются в России. Однако контрафакт — это всегда лотерея.

— Качество таких комплектующих существенно хуже. Как правило, контрафактные запчасти изготавливаются из низкосортного сырья с нарушением технологий. Например, поддельные подвесные подшипники будут создавать избыточную вибрацию, а дефектная крестовина карданного вала может заклинить во время движения, — предупредил Александр Приходько.

О том, что установка несертифицированных комплектующих может привести к поломке, предупредили также в ГК «Автодом»: по их данным, подобная попытка «сэкономить» может привести к дорогостоящему ремонту.

Остаться без запчастей: самые опасные марки

Самыми проблемными с точки зрения запчастей очевидно являются автомобильные марки, которые больше официально не продаются в России — к ним относится большая часть европейских, американских, японских и южнокорейских компаний. Однако и здесь есть нюанс, отмечает Павел Лаздин.

— Те, кто успел купить какого-нибудь праворульного японца, вообще молодцы, потому что японских, европейских запчастей на самом деле неистощаемый запас накопился уже как новых, так и на разборках, так и ввезённых через Беларусь. Были даже такие моменты, что, к примеру, на BMW F10 подвеску было найти быстрее, чем на «Ладу Весту», — указал он.

Фото: freepik.com

Сергей Демидов согласился, что иномарки в основном сталкиваются с проблемой не наличия запчастей, а их стоимости, которая сильно превышает рекомендованные розничные цены. Однако в большей степени это касается относительно старых моделей, чем новее автомобиль, тем сложнее «достать» деталь и тем выше риск встретиться с контрафактом или аналогом неадекватного качества.

Больше всего споров сейчас вызывают китайские марки — эксперты разошлись во мнениях, есть или нет проблемы с поставками запчастей для них. Так, Сергей Демидов отметил, что с поставками запчастей нет проблем у Haval, Chery, Omoda, EXEED — лидеров продаж в России, у них ситуация стабильна. В то же время, по словам Сергея Клокова, напротив, именно с китайскими брендами есть наибольшие проблемы.

— Там есть целый комплекс проблем, которые, на мой взгляд, решать никто пока не торопится. О причинах можно только догадываться. Если говорить конкретно о проблемном бренде, то лидирует, наверное, FAW. Проблемы, связанные с другими брендами, можно объяснить их недавним присутствием на рынке, — отметил он.

По его сведениям, проблемы у «китайцев» есть и со сроками — они могут составлять от месяца, если запчасть есть на складе, до года, если её везти непосредственно из Китая, — и с параллельным импортом, и даже с б/у запчастями, которых на китайские бренды пока не хватает.

Почему возник такой спор между экспертами, объяснил Павел Лаздин. Он отметил, что проблемы действительно есть, но только у тех, кто покупал машины в Китае по параллельному импорту или кто решил сэкономить и купить редкую марку.

— Сейчас проблема очень актуальна для тех, кто купил машину по параллельному импорту, чьего представительства нет в России. Самому заказывать запчасти из Китая тяжело и сложно, особенно если автомобиль не массовый. Тут люди сэкономили 1 млн рублей, но потратили нервов на 2–3 млн в поисках запчастей. Те, кто покупал машину не по параллельному импорту, а через официальных дилеров, и те, кто покупал машины, которые аналогичны тем, которые здесь у нас официально продаются, — у тех особых проблем не будет. Те, кто покупал «электрички» (электромобили. — Прим. ред.), гибриды и то, что у нас редкое из Китая, — с этим очень, очень, очень сложно, — рассказал он.

Фото: freepik.com

Соответственно, тем, кто решил сэкономить на редкой марке, лучше ездить как можно аккуратнее и не рассчитывать на скорый гарантийный ремонт: по словам Павла Лаздина, «если что-то сломается, то будет печально, если что-то разобьётся в ДТП, то будет печально вдвойне».

При этом проблем с запчастями для «китайцев», которые давно зашли на российский рынок, нет — прежде всего потому, что у них налажена сеть складов и поставок с них для ремонта. В качестве примера он привёл Chery, которая развивала свои склады на территории России, когда ещё было принято «ругать» китайские автомобили за ненадёжность.

— У меня была Chery EXEED. Я как обычный клиент направил запрос: мне надо поменять переднюю левую дверь. EXEED на тот момент было продано в России что-то около 100 штук, то есть была не самая популярная модель. Давайте рассчитаем, через сколько эта запчасть будет в Питере. Мне вечером ответили: послезавтра уже будет здесь, в Питере, готовая к покраске. То есть не самая популярная запчасть, кузовная, на не самую популярную машину была в наличии, её не надо было заказывать из Китая, — указал он.

Сегодня китайские производители активно развивают свою сеть складов по России вслед за предшественниками, поэтому опасаться «китайцев» не стоит .

Что делать?

Хотя тотальный дефицит запчастей в России в целом преодолён, всё же проблемы и с доступностью, и со сроками остаются. Есть разные пути, чтобы их решить, от развития отечественного автомобилестроения до ожиданий, что рано или поздно отношения с европейскими странами нормализуются.

— Какие-то прогнозы по возврату на рынок западных автопроизводителей делать невозможно, пока ситуация сохраняется на уровне весны 2023 года — сроки поставок отдельных запчастей составляют до 3 месяцев, скорость поставки напрямую влияет на стоимость запчастей, — констатировал Сергей Демидов.

Фото: freepik.com/standret

По словам Сергея Клокова, помимо параллельного импорта есть также возможности восстановления повреждённых деталей и, конечно, собственного производства. Однако чтобы их использовать, нужно определиться, на что именно делать ставку.

— Если мы берём за основу полный переход на китайских и отечественных производителей, то необходимо развивать именно этот вектор, не нужно распыляться на европейские бренды, — считает он.

Кроме того, по его мнению, в части китайских автомобилей лучше, чтобы за поставку деталей взялись не сами китайцы — тогда «у проблемы появятся осязаемые формы, и поиск решения ускорится». Однако для этого необходима серьёзная мотивация, поскольку поставка деталей требует колоссальных затрат. Сейчас же понимания по долгосрочному сотрудничеству нет, и все ждут, как будет складываться ситуация в дальнейшем.

А пока ждать придётся и россиянам — от 25 до 90 дней минимум на поставку оригинальных деталей. Главное — при выборе нового автомобиля ориентироваться на популярные марки и с осторожностью относиться к тем, кто ушёл с рынка, чтобы опять не остаться без права на запчасти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *