Степень сжатия 11 какой бензин заливать
Перейти к содержимому

Степень сжатия 11 какой бензин заливать

  • автор:

Октановое число и степень сжатия. Плюс подробная таблица и видео

Зачастую у владельцев автомобилей возникает вопрос на АЗС (авто-заправочных станциях). Какой бензин лучше заправлять в свой автомобиль? Ведь есть 92 – 95 – 98 и даже 100-й! Что скажем, будет если залить 92 вместо 95, то есть как бы понизить октановое число? Или 100-й вместо 95-го что будет? Ведь у моторов разная степень сжатия, заточенная под определенные параметры. Не «угроблю» ли я свой силовой агрегат? Давайте разбираться, как обычно будет и видео версия в конце …

Октановое число и степень сжатия

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Что такое степень сжатия?
  • Что такое октановое число?
  • Что будет если залить низкий октан?
  • Что будет если залить высокий октан?
  • Таблица зависимости
  • ВИДЕО ВЕРСИЯ

В начале, стоит отметить – те параметры и рекомендации, которые указал вам производитель и нужно использовать. То есть на лючке бензобака (или в инструкции) написано 92 или 95, то и стоит его лить! Также бывают записи не ниже 95-го октанового числа — это означает, лить меньше не рекомендуется, а вот 95 – 98 или 100-й можно! А теперь давайте подробнее.

Что такое степень сжатия?

Я про это уже подробно рассказывал в статье по ссылке сверху, можете перейти и почитать. НО если сказать простыми словами, это геометрическая безразмерная величина. Она вычисляется как соотношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания. Просто нужно разделить.

степень сжатия

Таким образом, у вас получается нужный параметр, например — 8, 9, 10, 11, 12 единиц и т.д. Скажем у двигателя SKYACTIV (от MAZDA) около 14.

Чем выше степень сжатия, тем больше вероятность того — что топливо внутри цилиндров двигателя может самовоспламенится от высокого давления.

Вы можете задать вопрос – а зачем повышать степень сжатия. Тут много причин и все сейчас я перечислять не буду, самые основные – это увеличение мощности и уменьшение расхода топлива.

Соответственно, чтобы бензину противостоять самовоспламенению нужны специальные характеристики, отсюда и пошло понятие октановое число

Что такое октановое число?

Все просто – чем выше это число, тем дольше может сопротивляться бензин самовосплеменению при сжатии. Именно этот показатель и указывают в бензинах 92, 95, 98 и так далее.

Сейчас современные бензины при производстве (различного типа крекингах) имеют число равное примерно – «82-85». Чтобы довести его до нужного значения, в него добавляют специальные присадки, сейчас это спирты или эфиры, таким образом и получаются 92 – 100-е бензины.

100-й бензин

Таким образом, можно получить примерные показатели:

  • Если степень сжатия (СЖ) менее 10 – то нужно лить 92-й бензин
  • Если СЖ от 10 до 12 – нужно использовать 95-й
  • Выше 12 – 98-й
  • СЖ в 14 – 98 или даже 100-й

Есть ОЧЕНЬ редкие моторы, которые имеют СЖ от 14 до 16 в них используются редкие типы топлива с октановым числом от 102 до 109.

Отдельно стоит отметить ТУРБИРОВАННЫЕ моторы, у них при любой степени сжатия используется не менее 95-го бензина.

Что будет если залить низкий октан?

Простой пример — вам рекомендуется заливать 95-й, а вы льете 92-й – что будет? Вообще это не рекомендуется, потому как низкое октановое число (ОЧ), может вызвать детонацию двигателя, а это ОЧЕНЬ разрушительный процесс, который может быстро погубить ваш силовой агрегат.

НО! Так было с аналоговыми моторами, с механическим топливным насосом (карбюраторного типа), где всем управляла механика. Там впрыск, да и зажигание, не могло изменяться автоматически.

80-й бензин

СЕЙЧАС, современные агрегаты можно назвать «цифровыми», у них подача топлива, зажигание может изменяться автоматически, в зависимости от топлива которое в него залито. Контролируется это через кучу датчиков (детонации, кислорода – он же «лямбда-зонд» и т.д.) и уже ЭБУ решает что делать. Таким образом, смесь либо «обедняется», либо «обогащается» и мотор работает всегда как нужно.

Что будет если залить высокий октан?

ТО есть вам рекомендовано 92-й, а вы залили 95-й или 98-й? Многие пишут, что может прогореть прокладка головки блока! Так ли это на самом деле?

98 бензин

Опять не верно. ДА на карбюраторном моторе (с механической регулировкой) так бы и случилось, например раньше если залить вместо 76-го бензина 92-й, тогда реально прогорала прокладка и клапана.

92 бензин и выше

НО сейчас, опять же все выправит электроника (изменится зажигание) и ничего страшного не произойдет. Будет небольшой прирост мощности в районе погрешности 2 – 3% и все.

НО не всегда имеет смысл лить 100-й бензин, в мотор который рассчитан на 92-й. Просто вы не почувствуете разницу, можно залить 98-й эффект будет такой же. А вот в цене за литр топлива разница ощутима.

Таблица зависимости

НУ и в конце, как и обещал, небольшая таблица зависимости октанового числа и степени сжатия.

Октановое число Степень сжатия
АИ-76 8,0 – 8,5
АИ-80 8,5 – 9,0
АИ-92 10 – 10,5
АИ-95 10,5-12
АИ-98 12-14
АИ-100 более 14

НО повторюсь еще раз, если сейчас залить топливо с большим или меньшим октановым числом на современном моторе – НИЧЕГО СТРАШНОГО ПРОИЗОЙТИ НЕ ДОЛЖНО. Если октан ниже, то немного упадет мощность и вырастит расход. Если выше, то наоборот упадет расход и вырастит мощность. НО опять же на уровень погрешности около 3 – 4% не более.

Сейчас видео версия смотрим

НА этом заканчиваю, думаю моя статья, таблица и видео были вам полезны. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

(41 голосов, средний: 4,73 из 5)

Поговорим о бензине

Какой бензин лучше лить в своего железного коня, 92 или 95? Есть ли между ними критическая разница, и что будет, если вместо 95 использовать 92 бензин? Ведь он дешевле примерно на 5 – 10%, соответственно, с каждого бака будет идти реальная экономия! Но стоит ли так поступать и не опасно ли это для вашего силового агрегата…

Октановое число бензина

Октановое число бензина – это показатель, характеризующий детонационную стойкость топлива, то есть величина способности топлива противостоять самовоспламенению при сжатии для двигателей внутреннего сгорания. То есть, простыми словами, чем выше «октановый уровень» топлива, тем меньше вероятность самовоспламенения топлива при сжатии. При таком исследовании разграничивают уровни топлива по этому показателю. Исследования проводятся на одноцилиндровой установке с переменным уровнем сжатия топлива (называются они УИТ-65 или УИТ-85).

Работают установки при 600 об/мин, воздух и смесь 52°С, угол опережения зажигания составляет около 13°С. После таких испытаний выводят ОЧИ (октановое число исследовательское). Это исследование должно показать, как будет вести себя бензин при минимальных и средних нагрузках.

При максимальных нагрузках на топливо существует другой эксперимент, который выводит ОЧМ (октановое число моторное). Испытания проводятся на этой же одноцилиндровой, установке, только при 900 об/мин и температуре воздуха и смеси 149°С. ОЧМ имеет значение ниже ОЧИ. При эксперименте выводят уровень максимальных нагрузок, например, при дроссельном ускорении или при движении в гору.

Теперь давайте вернемся к выбору — 92 или 95. Любой вид, будь то 92, 95 или даже 80, при переработке на заводе не имеет такого конечного октанового числа, оно значительно ниже. При прямой перегонки нефти получается всего 42 – 58. То есть очень низкого качества. «Как же так?» — спросите вы. Неужели нельзя перегонять сразу с высоким показателем? Можно, но это стоит очень дорого. Литр такого топлива стоил бы в несколько раз дороже представленных на современном рынке. Выработка такого топлива называется каталитический риформинг. Производят таким способом всего 40 – 50 % от общей массы и в основном в западных странах. В России таким способом производят гораздо меньше бензина. Вторая технология производства, которая менее затратная, называется каталитический крекинг или гидрокрекинг. Бензин при такой обработке имеет октановое число всего 82-85. В него добавляют специальные присадки, чтобы привести к нужному показателю.

Присадки в бензин

1) Присадки, основанные на металлосодержащих составах. Например, на тетраэтилсвинце. Условно их называют этилированные бензины. Очень эффективные, заставляют топливо работать на всю, как говорится. Но и очень вредные. Как видно из названия «тетраэтилсвинец», в составе есть металл – «свинец». При сгорании образует газообразные соединения свинца в воздухе, которые очень вредны, оседают в легких, способствуя развитию тяжелых заболеваний, например, онкологии. Поэтому такие типы сейчас запрещены во всем мире. В СССР существовала марка АИ – 93, он-то как раз и базировался на тетраэтилсвинце. Условно можно назвать это топливо устаревшим и вредным.

2) Более совершенные и безопасные присадки основаны на ферроцене, никеле, марганце, но чаще всего применяют монометиланилин (ММНА), его октановое число достигает 278 пунктов. Эти присадки напрямую смешивают с бензином, доводя смесь до нужной консистенции. Но такие присадки тоже не идеальны, они образуют налет на поршнях, свечах, засоряют катализаторы и всевозможные датчики. Поэтому рано или поздно такое топливо закупорит двигатель, в прямом смысле слова.

3) Последние и самые совершенные — это эфиры и спирты. Самые экологические и не несут вред окружающей среде. Но есть и недостатки такого топлива – это низкое октановое число спиртов и эфиров, максимальное значение 120 пунктов. Поэтому в топливо требуется таких присадок довольно много, около 10 – 20 %. Еще один недостаток – агрессивность спиртовых и эфирных присадок. При высоком содержании они быстро разъедают резиновые и пластиковые патрубки и датчики. Поэтому такие присадки ограничивают в пределах 15 % от общего уровня топлива.

Степень сжатия и современный автомобиль

Степень сжатия — это отношение полного объёма цилиндра (надпоршневого пространства цилиндра двигателя внутреннего сгорания при положении поршня в нижней мёртвой точке, НМТ) к объёму камеры сгорания (надпоршневого пространства цилиндра при положении поршня в верхней мёртвой точке, ВМТ).

Собственно, почему мы начали рассказ с октанового числа и присадок? Да потому, что нужно учитывать самовоспламенение топлива или так называемую детонацию в современных агрегатах. Дело в том, что производители ради увеличения мощность и снижения расхода топлива немного увеличивают степень сжатия в цилиндрах двигателя.

Вот немного полезной информации:

• Для степени сжатия до 10,5 и ниже используют октановое число бензина АИ–92 (не учитываем ТУРБО-варианты моторов).

• От отметки 10,5 до 12 – заливаем топливо не ниже АИ – 95!
• Если степень сжатия 12 и выше, то рекомендуется заливать не ниже АИ–98.

• Конечно, есть еще очень редкие виды бензина, такие как АИ–102 и АИ–109, для них степень сжатия 14 и 16 соответственно.

А вот для турбированных агрегатов рекомендации по топливу не ниже 95-го. Также хочется отметить: не путайте степень сжатия с компрессией! (Компрессия — это максимальное давление воздуха в камере сгорания в конце такта сжатия)

Так что же произойдет, В ТЕОРИИ, если мы зальем 92 бензин в мотор, который рассчитан на 95? Да все просто: топливо от высокой степени сжатия будет самовоспламеняться, будут происходить «минивзрывы» — то есть будет проявляться разрушающий эффект детонации!

А чем опасна детонация? Тоже все просто: прогаром прокладки между головкой блока и самим блоком, разрушением колец (как компрессионных, так и маслосъемных), прогаром поршней и т.д.

Но, как и сказано выше – все это в теории, особенно у нас в России! Почему я это говорю? Многие производители поняли, что качественный бензин (сейчас говорим про 95 вариант) найти если и можно, ТО ОЧЕНЬ СЛОЖНО, даже в столичных регионах. Зачастую бензин «бадяжат» так, что октанового числа в 95 достичь нереально. Пару лет назад вышла статья с экспериментом: в столице брали пробы с большого количества заправок, и только в 20–25% случаев бензин приближался к нормам, остальные были далеки от цифры 95 и даже 92. Только вдумайтесь! А как вы проверите качество сами? Правильно – НИКАК.

Так если залить такое некачественное топливо – движок накроется? Сразу? Не совсем так. Машины сейчас умные, и для того, чтобы ваш мотор не пошел «в разнос», был придуман датчик детонации, который позволяет мотору работать с другим октановым числом. Он следит за механическими колебаниями блока двигателя, преобразует их в электрические импульсы и постоянно посылает их в ЭБУ.

Если импульсы «выходят за рамки нормального состояния», то ЭБУ принимает решение о корректировании угла зажигания и качестве топливной смеси. Таким образом, современный мотор, рассчитанный на 95 бензин, будет спокойно работать даже на 92.

Однако! Такая работа будет успешной на низких и средних оборотах, на высоких оборотах (почти максимум) датчик детонации работает не так эффективно, поэтому «жарить» на низкооктановой смеси НЕЖЕЛАТЕЛЬНО!

Давайте подведем итог.
Что будет если залить 92 вместо 95?

По сути, разница между 92 и 95 бензином минимальна, всего «3 числа». Если вы будете заправляться в компании, которая вам гарантирует именно «жесткие показатели», то есть «92 это 92», а «95 это 95», и вы будете в этом уверены, то разница будет проявляться для вашего мотора скорее на высоких оборотах и в незначительной (до 2–3 %) потере мощности, также на этот процент вырастет расход топлива.

И что самое интересное, если вы не часто раскручиваете свой силовой агрегат до 5000 – 7000 оборотов, а передвигаетесь с 2000 до 4000, то 92 не доставит вам каких-либо негативных моментов. Электроника все отрегулирует сама.

Предрассудки — что могут прогореть клапана. Прогорание клапанов было характерно для этилированных типов, которые имели металлические присадки. Высокооктановые этилированные бензины могли нанести вред двигателю, настроенному на использование АИ-76 (причем у него не было электронной коррекции угла зажигания и впрыска топлива). Сейчас такой опасности просто нет, потому что это топливо давно запрещено. Но в идеале нужно заправляться именно тем топливом, которое рекомендует ваш изготовитель. Ведь если вдруг новый мотор накроется, и выяснится, что поломка связана с бензином, то вы попадаете на очень дорогостоящий ремонт, причем за свой счет. Экономия в 10% на бензине вам «вылезет боком».

Какой конечный итог хочется вывести – каждому свое, и если ваш мотор не рассчитан на 92-й, то не стоит его лить! Все же это может быть чревато! Однако, если зальете, то современный двигатель автоматом отрегулирует углы зажигания, и вы можете даже не почувствовать подмены топлива (то есть и на 92-м можно ездить, не раскручивая свой мотор до максимума). Но если случится поломка, и гарантия выяснит, что залито не то топливо, ремонт будет за ваш счет! А это точно не стоит 2–3 рублей экономии с литра.

Ну а если так случилось, что вы на трассе, бензин на нуле и поблизости только одна заправка «Рога и копыта» – вам пригодятся наши средства–улучшайзеры для бензина, такие как AMSOIL DOMINATOR® Octane Boost и AMSOIL P.i. Performance Improver Gasoline Additive, которые вы заранее положили в свою «автоаптечку».

Продолжение следует, во второй части поговорим о марках бензина в других странах и о том, как правильно перевести их маркировку в нашу родную, российскую.

В статье использован материал с http://avto-blogger.ru.

Популярные статьи

Откуда в двигателе появляются отложения? И как этого избежать? Статьи Причина переходить на синтетику!

AMSOIL отвечает: почему темнеет масло? Статьи Что заставляет масло темнеть? Когда его пора менять? AMSOIL отвечает!

AMSOIL отвечает: к чему приводит окисление моторного масла? Статьи Кислород ускоряет окисление масла. Да, это третий самый распространенный элемент во вселенной. Да, без него мы все были бы обречены. Но именно он может вызвать проблемы в вашем двигателе.

Степень сжатия бензина: что это, таблица

Степень сжатия является одной из ключевых технических характеристик двигателя внутреннего сгорания, отражающих его КПД. Это свойство прямо связано с другим важным параметром бензинового топлива – октановым числом, демонстрирующим уровень стойкости жидкости к самовозгоранию.

  • Степень сжатия бензина: что это?
  • Степень сжатия бензина: таблица

Степень сжатия бензина: что это?

В двигателях внутреннего сгорания степень сжатия является показателем отношения объема камеры сгорания, включающей в себя объем всех деталей двигателя в пространстве, в котором происходит возгорание и горение горючего, к суммарному объему цилиндра, т.е. камере сгорания совместно с объемом цилиндра. Сокращенно это определение выглядит так:

СЖ = отношение V (цилиндр + камера сгорания) / V камеры сгорания

Что такое степень сжатия бензина

Являясь математической величиной с размерностью в единицу, фактически степень сжатия демонстрирует объем, который занимает бензин в пространстве во время попадания в цилиндр по отношению к объему, достаточного для того, чтобы произошло возгорание топлива. Вычисляется СЖ в момент, когда поршень достигает «мертвой» точки.

Чем выше показатель, тем производительнее работает двигатель, выходя на паспортные значения эффективности, при этом расходуя минимум топлива. Однако учитывая, что смесь в камере сгорания находится под давлением, возникает опасность самовоспламенения горючего. Поэтому рост степени сжатия неизбежно приводит к необходимости повышения октанового числа используемого топливного продукта.

В зависимости от типа горючего, СЖ колеблется в пределах от 7 до 18, достигая максимума 14 у бензина и 18 у дизеля. Напомним, за плавное и своевременное возгорание дизельного топлива отвечает цетановое число.

Степень сжатия бензина: таблица

Простой пример: степень сжатия 14 обозначает, что отношение объема цилиндра совместно с камерой сгорания по отношению к камере сгорания равно 14:1. Попадая в цилиндр, топливно-воздушное вещество сжимается в 14 раз.

Распределить бензин по степени сжатия нагляднее в табличной форме.

Фактическая степень сжатия

Допустимое октановое число по моторному/исследовательскому методу

Степень сжатия двигателя: формула, увеличение, бензин

Почему это важно? Сейчас все автопроизводители просто одержимы коэффициентом (степенью) сжатия двигателя, ведь это одна из основных его характеристик. Также очень важно знать о зависимости этого значения от используемого бензина, ведь его величина напрямую влияет на возникновение детонации топлива.

Что учесть? Чем больше степень сжатия двигателя, тем быстрее поедет машина. Но у этой аксиомы есть другая проблема – от этого больше выхлопов, быстрее износ деталей. Именно из-за этих причин производители не спешат увеличивать этот параметр.

В этой статье:

  1. Что такое степень сжатия двигателя
  2. Зачем производителям увеличивать степень сжатия двигателя
  3. Октановое число и степень сжатия двигателя

Как избежать штрафа до 100 000 р за ошибки в эксплуатации оборудования
Скачайте инструкции по безопасной эксплуатации

Что такое степень сжатия двигателя

Под степенью сжатия двигателя понимается соотношение между максимальным объемом рабочего цилиндра и объемом его камеры сгорания. Данный показатель выражается пропорцией, например 9:1.

Чтобы было понятнее, рассмотрим степень сжатия при работе цилиндра в двигателе внутреннего сгорания. Внутри рабочей зоны цилиндра находится поршень, двигающийся возвратно-поступательно. Если он достигает крайней нижней точки, то над поршнем остается наибольшая часть свободного объема. Это положение называется нижней мертвой точкой.

Аналогичным образом, когда поршень достигает крайнего верхнего положения, над ним остается наименьший свободный объем, это – верхняя мертвая точка. Разница между этими двумя объемами и обозначает степень сжатия двигателя. При достижении поршнем крайней верхней точки над ним сохраняется некоторое пространство, в котором и происходит сгорание топлива.

Далее приведем математическую иллюстрацию степени сжатия бензинового двигателя.

Допустим, в двигателе в момент пребывания поршня в нижней мертвой точке объем камеры сгорания составляет 10 кубических сантиметров. Когда впускной клапан головки двигателя запирается и поршень начинает движение вверх, выполняя такт сжатия, объем топливной смеси сжимается до 1 кубического сантиметра. Соответственно, в этом случае степень сжатия составит 10:1.

Также степень сжатия может иметь вид частного от наибольшего объема рабочей зоны, разделенного на ее минимальный объем. В этом случае полученное значение выражается не пропорцией, а целым числом. Оно показывает, насколько сжимается топливно-воздушная смесь при перемещении поршня из нижней крайней точки в верхнее крайнее положение.

Чем больше степень сжатия двигателя, тем меньше пространство, в котором помещается топливная смесь, соответственно, повышается давление. Аналогично при меньшей степени сжатия повышается объем и уменьшается давление.

Для расчета степени сжатия двигателя можно использовать следующую формулу.

ξ = (Р + С)/ С

Здесь Р обозначает рабочий объем цилиндра, С – объем камеры сгорания. Формула наглядно показывает, что для повышения степени сжатия требуется уменьшить объем камеры сгорания. Вместо этого можно также увеличить общий объем цилиндра при том же объеме камеры сгорания. Величина Р значительно превышает С. В этой связи допустимо считать, что ξ прямо пропорционален рабочему объему цилиндра и обратно пропорционален объему камеры сгорания.

При наличии данных о диаметре поршня (D) и расстоянии хода поршня (S) можно рассчитать рабочий объем цилиндра. Формула следующая:

Р = (π *D2 / 4) * ;S.

Камера сгорания имеет сложную конфигурацию, поэтому ее объем не высчитывают, а измеряют. Делается это весьма нехитрым способом: в камеру заливается жидкость до заполнения, а затем измеряется ее объем. Удобнее всего использовать воду, так как ее плотность составляет 1 грамм на 1 кубический сантиметр, что упрощает расчеты.

Зачем производителям увеличивать степень сжатия двигателя

Казалось бы, вполне понятно, для чего производители автомобилей пытаются повысить степень сжатия дизельного или бензинового двигателя. Чем она больше, тем выше давление на поршень при максимальном сжатии топливной смеси и тем больше крутящий момент. Однако это объяснение слишком упрощенное, в действительности ситуация выглядит сложнее.

Как известно, горючее передает свою потенциальную энергию на поршень в момент сгорания, заставляя его двигаться с определенной скоростью. Чем выше крайняя верхняя точка расположения поршня в цилиндре, тем большую мощность он развивает при перемещении вниз.

При высокой степени сжатия двигателя уменьшается и объем бензина, который необходим для развития определенного усилия. Однако в реальности при протекании данного процесса проявляются технические проблемы, для решения которых необходимо обратиться к термодинамике.

Еще раз обозначим основы. Нам известно, что при высокой степени сжатия двигателя растет и сила, с которой топливно-воздушная смесь воздействует на поршень. Это оказывает положительный эффект для динамики транспортного средства, позволяет понизить расход топлива.

Термодинамика объясняет, почему степень сжатия двигателя имеет ограниченное число. Например, степень сжатия 14:1 уже считается избыточной. Несмотря на экономию усилий, предаваемых на ось автомобиля, подобные силовые установки никто не производит.

Основная проблема, возникающая при неограниченном повышении степени сжатия двигателя на дизеле или бензине, – отсутствие подходящего металла для цилиндра. Он должен выдерживать резкое повышение давления внутри, не деформироваться и не терять твердой структуры. Однако, даже если бы такой материал существовал, перегрузки неизбежно приведут к сгоранию, расплаву иных узлов мотора, без которых невозможна его работа.

Таким образом, максимально допустимая степень сжатия двигателя равна величине, при которой все узлы двигателя могут работать исправно без разрушения его конструкции.

Максимальная степень сжатия важна в основном в автоспорте. Например, в гоночных болидах может играть роль разница в мощности всего на одну лошадиную силу. Но здесь речь идет о борьбе даже не за секунды, а за доли секунды.

Если же говорить об автомобилях массового производства, то им не требуется запредельная мощность. В городе редко удается разогнаться более чем до 50 километров в час. Даже на шоссе максимальная безопасная скорость движения ограничена. Гораздо важнее оказывается экономичность и экологичность.

Читайте также!

Чем интенсивнее расходуется топливо, тем дороже обходится содержание транспортного средства. В этом смысле малолитражные авто даже предпочтительнее. Хотя они и менее мощные, но бензина им требуется меньше. Водитель кроссовера с высокой степенью сжатия двигателя на 1.6 литра платит за топливо гораздо больше, чем владелец мотоцикла, объем мотора которого составляет несколько сотен кубических сантиметров.

Также нельзя забывать о воздействии выхлопных газов на экологию. Чем мощнее двигатель, тем больше вредных веществ выбрасывается в атмосферу. В Европе, например, это стало одной из главных причин, вызвавших рост популярности транспортных средств с малым объемом двигателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *