Транспондер в самолете что это
Перейти к содержимому

Транспондер в самолете что это

  • автор:

Транспондер

Транспондер (англ. transponder от transmitter-responder — передатчик-ответчик) — приёмопередающее устройство, посылающее сигнал в ответ на принятый сигнал, например:

  • автоматическое устройство, принимающее, усиливающее и передающее далее сигнал на другой частоте;
  • автоматическое устройство, которое передает заранее заданное сообщение в ответ на заранее определенный принятый сигнал;
  • приёмопередатчик, который всегда создаёт ответный сигнал при правильном электронном запросе.

Примеры использования

Спутниковые каналы связи образуются с использованием транспондеров — это обычно приёмопередатчик (трансивер) или повторитель (репитер).

При использовании цифрового сжатия и мультиплексирования сигналов, несколько звуковых и видеопотоков могут передаваться через один транспондер на одной и той же частоте. Изначально аналоговые видеосигналы передавались по одному каналу на транспондер — с поднесущими для звуковых дорожек и сервиса автоматической идентификации передачи (ATIS).

Системы опознавания во вторичной радиолокации и идентификации «свой-чужой». Транспондеры используются в авиации для опознавания сигналов на экране радара. Большинство авиационных транспондеров способны передавать информацию о типе, высоте и скорости воздушного судна и 4-значный идентификационный код ответчика (squawk code), присвоенный органом УВД.

Транспондеры для поиска лыжников, заваленных снегом, транспондеры для поиска домашних ключей (транспондер выдает сигнал на свист пользователя).

Гидролокационные транспондеры работают под водой и используются для измерения дистанции до объектов.

В автомобильном транспорте транспондеры часто используются для быстрого проезда пунктов оплаты на платных автомобильных дорогах, парковках и т. п.

Также транспондеры используются во всё более набирающей оборот технологии RFID.

Транспондер в гражданской авиации

Основная статья: Самолётный радиолокационный ответчик

Транспондеры, установленные на борту самолёта, используются для идентификации авиадиспетчером воздушного судна. Они отвечают на запрос вторичного локатора диспетчерской службы четырёхзначным кодом. Этот код (squawk code) предварительно выдается диспетчером и выставляется пилотом судна на панели управления транспондера (если диспетчер не выдал пилоту код, то в этом случае выставляется стандартный: 7000 — код полета по Европе и 1200 — код полета по Америке.) Диспетчер на мониторе локатора видит отметку о положении воздушного судна, вместе с кодом. Транспондер, способный выдавать только четырёхзначный код — режим А

Существует несколько специальных кодов (squawk code):
7700 — авария или другая катастрофическая ситуация борту
7600 — потеря связи
7500 — захват самолета
В этом случае в диспетчерской службе автоматически включается оповещение при отображении на экране радара данных кодов, обращая на себя внимание службы.

Существенной проблемой при использовании транспондеров режима А является отсутствие информации о высоте полете воздушного судна. Для решения данной ситуации был создан режим С. Он дополняет информацию четырёхзначного кода данными о барометрической высоте по стандартному давлению без коррекции.

Транспондеры режима А+С иногда называют RBS. В США они обязательны при полетах выше 10 000 футов (3 км) и в пределах 30 миль вокруг больших аэропортов.

Более интеллектуальным является транспондер режима S. Основной его особенностью является контроль за эфиром и передача данных только в том случае, когда он свободен. Это позволяет решить проблему засорения эфира в районе с повышенным количеством бортов (например, в зоне аэропорта). Эти транспондеры дополнительно передают в эфир: бортовой номер, позывной, заводской номер транспондера, высота полета ВС, скорость и GPS-координаты.
Транспондеры режима S бывают двух видов: ELS (ELementary Surveillance) и EHS (EnHanced Surveillance). ELS и EHS отличаются набором передаваемых параметров. В Европе требуется как минимум ELS, а в верхнем воздушном пространстве и для тяжёлых самолетов — EHS.

Следующим шагом в развитии является устройство TCAS (traffic collision avoidance system), он объединяет в себе радиолокатор и транспондер. TCAS выводит та экран бортового радиолокатора воздушного судна информацию об окружающих его бортах с транспондерами. Также он способен на основе полученной информации выдать пилоту предупреждение о опасном сближении с другими бортами и выдать команду о том, как изменить траекторию движения для уклонения от столкновения. Для этого на других бортах должен быть установлен транспондер как минимум режим C.

Рабочая частота для транспондеров режимов А, С, S: 1090 Мгц

Транспондеры в космической связи

На космических аппаратах (КА), используемых для передачи сигналов телевидения, радиовещания, интернета и космической связи используются транспондеры в С, Ku, Ka диапазонах.

Особенностью использования транпондеров в космических аппаратах является ограничение по мощности и частотному диапазону, что связано с ограниченнными мощностями солнечных батарей на КА. Траснпондеры на КА могут быть с обработкой сигналов и без обработки (только переизлучение на другой частоте).

На одном космическом аппарате может быть до нескольких десятков транспондеров [1] .

Транспондер (оптический, xWDM)

Транспондер оптический — устройство, обеспечивающее интерфейс между оборудованием оконечного доступа и линией WDM.

На входы оптического мультиплексора поступают оптические сигналы, параметры которых соответствовуют стандартам, определённым рекомендациями G.692. Такое соответствие достигается благодаря применению в аппаратуре DWDM специального устройства — транспондера. Это устройство имеет разное количество оптических входов и выходов. Но если на любой вход транспондера может быть подан оптический сигнал, параметры которого определены рек. G.957, то выходные его сигналы должны по параметрам соответствовать рек. G.692. При этом, если уплотняется m оптических сигналов, то на выходе транспондера длина волны каждого канала должна соответствовать только одному из них в соответствии с сеткой частотного плана ITU.

Оптические интерфейсы аппаратуры DWDM должны быть совместимы с аппаратурой СЦИ — STM — 16. Однако, согласно рекомендациям МСЭ G.957 для систем СЦИ (SDH) допустимые значения спектральных параметров на выходных оптических стыках (интерфейсах) имеют следующие значения: ширина спектральной линии Δλ≈±0,5 нм (для STM −16), а центральная длина волны может иметь любое значение в пределах диапазона 1530—1565 нм.

См. также

  • Трансивер
  • Радиолокация
  • Самолётный радиолокационный ответчик

Ссылки

Примечания

  1. Транспондеры на космических аппаратах

Что такое транспондер и код ответчика (Squawk Code)

Автор: Карач С.В. Дата: 27.11.2006 15:13
В статье описываются основные понятия, касающиеся работы бортовой радиостанции самолета (т.н. ответчика). Что такое режим «Чарли» и какие еще бывают режимы работы этого оборудования. Говорится, также, о цифровых кодах распознавания и настройке ответчика в симуляторе, при полетах в сети VATSIM.
Статья подготовлена для курсантов Авиационного учебного центра «Добролёт».

Обзорные радиолокаторы и Транспондер

Для осуществления радиолокационного сопровождения самолетов используют радиолокаторы. В пунктах диспетчерского контроля устанавливают обзорный радиолокатор (англ. Secondary Surveillance Radar), а на воздушном судне (далее ВС)) так называемый транспондер (англ. Transponder) – радиостанцию-передатчик. Главная задача этого оборудования – облегчить идентификацию метки ВС на радаре, а так же получить дополнительную информацию (высоту, скорость и т.д.) о ВС. Обзорный радиолокатор посылает запросы – а бортовая радиостанция (transponder) – передает ответ на этот запрос – информацию о самолете. Содержание ответа бортовой радиостанции – зависит от режима, в котором она работает. После того, как бортовая радиостанция предоставила информацию – около радарной метки самолета появляется текстовый блок информации. ВС, на котором нет транспондера (или передатчик выключен), виден на экране радара – только как метка, без какой либо дополнительной информации. Радиостанцию-передатчик (транспондер) – называют еще «ответчиком».

Как работает Транспондер

Наземные радары «видят» первичные и вторичные метки. Первичная метка отображается на основании информации полученной от отраженного (от борта самолета) сигнала. Вторичные метки на экране радара – метки, полученные от ВС, оборудованных Транспондером. Существует несколько режимов работы транспондера – “A”, “B”, “C” и “D”. Режим работы – определяется конструктивными особенностями передатчика. Большинство ответчиков способно работать в режиме “C” или поочередно в режиме “A” и “C”. Транспондер, работая в режиме “A” – передает код ответчика (squawk code). В режиме “C” – идет передача высоты полета.

Настройка ответчика в симуляторе

В симуляторе MS Flight Simulator транспондер (ответчик) может быть реализован:

  • в виде отдельного прибора того или иного самолета,
  • а так же транспондер управляется специальными кнопками в программе-клиенте сети VATSIM – FSInn или Squawk Box.

транспондер в FSInn:

750 Transponder-FSInn.jpg

750 transponder-russian-transp-SO-72M-small.jpg

Реальный отечественный прибор СО-72М:

транспондер в Squawk Box:

750 transponder-SBpanel.jpg

Ответчик в симуляторе может быть

  • в отключенном состоянии – S (Stand By) и
  • во включенном – C (Charley), который имитирует режим работы транспондера «С» и «А».

Ответчик включается перед тем, как занять ВПП (исполнительный старт) и отключается (переводится в режим Stand By («S»)) после посадки, когда вы освобождаете ВПП.

  • I (Ident) – используется для идентификации (выделения) метки ВС в общем поле меток на радаре. Используется по запросу диспетчера, если требуется быстро найти метку вашего ВС.

Пример использования Ident: Русская фразеология: Воздушное судно: Moscow-Center, CFG978, with you FL315, information Charlie Диспетчер: CFG978, Moscow-Control, good evening, sir, squawk ident, please [Пилот нажимает кнопку IDENT] Диспетчер: CFG978, radar identified, continue as filed, report IDERA intersection

Цифровые коды индивидуального распознавания

Цифровой код транспондера присваивается либо конкретному рейсу, выполняемому на основании расписания, либо отдельному воздушному судну. Цифровой код присваивается таким образом, что бы можно было понять дополнительную информацию относительно этого ВС – к примеру, выполняется ли полет по ППП или ПВП правилам, является ли самолет военным или гражданским и т.д.

Основные коды

Адресное пространство кодов ответчика делится на блоки. Распределение блоков зависит от региональных правил. ремарка автора:необходимо найти таблицу стандартных кодов для РФ

например коды ответчиков, используемые в Турции вы можете найти на странице: http://www.trvacc.org/web/training/ref/squawk.asp

Вот список наиболее известных цифровых кодов транспондера (ответчика):

  • 1200 — ПВП полеты над Североамериканским воздушным пространством (если не был присвоен другой код).
  • 7000 — ПВП полеты над бОльшей частью Европы и России
  • 0021 — ПВП полеты над воздушным пространством Германии (5000 футов и ниже)
  • 0022 — ПВП полеты над воздушным пространством Германии (выше 5000 футов)
  • 0001 — Код для военных высокоскоростных не контролируемых полетов службой УВД (США)
  • 7001 — Используется в случае незапланированного пересечения запрещенных высот во время проведения военных учений (Великобритания)
  • 2000 — Устанавливается экипажем самостоятельно, если по каким-либо причинам диспетчер не присвоил ВС код
  • 0000 — военный экорт (в США) или неожиданный выход из строя «транспондера» (радиостанции-передатчика) в Великобритании.

Важно: указанные коды используются при производстве полетов в неконтролируемом воздушном пространстве при отсутствии диспетчерских служб.

Аварийные коды ответчика

Применение аварийных кодов ответчика обусловлено необходимостью дополнительного информирования служб движения (диспетчерского контроля) о происходящих нестандартных ситуациях на борту. Применение такие кодов гарантирует повышенное внимание диспетчеров к ВС или выполнение наземными службами комплекса мер, направленных на устранение экстренной ситуации или решение проблемы. Приоритет у бортов, которые используют аварийные коды – самый высокий.
Список стандартных аварийных цифровых кодов ответчика:

  • 7700 — Основной аварийный код. Этот код говорит о том, что на борту возникла аварийная ситуация.
  • 7600 — Выход из строя радио или потеря голосовой связи. Этот код позволяет диспетчерам понять, что на борту технические проблемы с радиосвязью. При этом борт не аварийный и службы движения пытаются установить с бортом резервный канал связи – например сплитом (через другой борт) или посредством световых сигналов.
  • 7500 — Код означает – «самолет захвачен». Этот код требует подтверждения, которое ВСегда запрашивает диспетчер. Если код находится в диапазоне от 7500 до 7700 – то это означает, что самолет был захвачен внезапно. В случае, если экипаж не успевает установить код ответчика – сообщить о захвате судна можно голосом: “squawking 7–5-0–0”. После этого диспетчер запросит от вас подтверждение («[Callsign], confirm squawking 7500”). Подтверждение голосом или молчание – означают, что код был назван не ошибочно.

В VATSIM аварийные коды ответчика применять можно, но запрещаются к использованию коды, связанные с противозаконными действиями – например «захватом» самолета. При установке кода 7500 – происходит автоматическое удаление с сервера VATSIM. Согласно правил сети VATSIM Code of Conduct, см. секцию “B”, п.8:

Пилотам разрешается докладывать об авариях во время полета. Если, по какой-либо причине диспетчер контроля попросит прекратить симуляцию аварийной ситуации, то пилот должен выполнить это требование НЕМЕДЛЕННО или отключиться от сети VATSIM.

Что делать, если нет диспетчера?

При выполнении полетов в сети часто бывают случаи, когда нет диспетчерского контроля в аэропорту вылета. В этом случае, перед вылетом, виртуальный пилот может поступить двумя способами:

  1. Пилот должен сам назначить своему ВС цифровой код ответчика – 2000 или, как рекомендуют это делать в VATRUS (воздушное пространство бывшего СНГ) – 2200.
  2. Если пилот знает пул цифровых кодов ответчика аэропорта вылета, то, в этом случае, можно выбрать код из этого множества и присвоить своему ВС. Например, при вылете из Калининграда (UMKK), можно установить код ответчика из диапазона 0020–0077 – к примеру 0021, или 0022, или 0023 и так далее.

Список кодов ответчика для некоторых аэропортов СНГ:

Sheremetyevo UUEE 2501:2577
Domodedovo UUDD 2601:2677
Vnukovo UUWV 2701:2777
Nizhniy Novgorod UWGG 2201:2277
Minsk UMMS 2014:2177
Krasnoyarsk UNKL 3101:3377
Kurumoch UWWW 3301:3377
Khabarovsk UHHH 3501:3577
Kiev Borispol UKBB 4001:4077
Lvov UKLV 4501:4577
Odessa UKOV 4401:4477
Kharkov UKHV 4301:4377
Petersburg Pulkovo ULLI 5701:5777
Rostov URRV 6300:6577
Minvody URMM 6400:6477
Sochi URSS 6500:6577
Kaliningrad Khrabrovo UMKK 0020:0077

Например, вылетая из Пулково (при отсутствии диспетчера), вы можете назначить своему борту код ответчика 5701 (или 5702 и т.д. до 5777). При входе в контролируемую зону воздушного движения, ваш код останется прежним либо диспетчер даст указание на замену кода. Второй способ выбора кодов ответчика исключает вероятность появления множества бортов с одинаковыми кодами.

Литература

  1. VATSIM Code of Conduct – http://www.vatsim.net/codeofconduct.html
  2. ICAO – http://www.icao.int/
  3. Форум avsim.su – http://www.avsim.su/forum/.
  4. Правила эксплуатации самолетного ответчика – http://www.vatrus.net.ru/docs/icao/squawk/index_r.xhtml

Как следят за авиалайнером в полете?

А320 во время взлета

Согласно информации веб-сайта FlightRadar24.com, сигналы авиалайнера Airbus A320 авиакомпании EgyptAir, пропавшего над Средиземным морем в четверг, прервались, когда он был на высоте более 11 тысяч метров и летел со скоростью 988 километров в час.

Самолет, выполнявший рейс из Парижа в Каир, пропал сразу после того, как вошел в воздушное пространство Египта.

По словам властей Греции, Airbus A320 совершил два крутых маневра, после чего начал резко терять высоту и рухнул в море.

Транспондеры самолета прекратили передачу данных до совершения этих маневров.

Что же такое транспондеры и как следят за авиалайнерами в полете, попытался разобраться корреспондент Русской службы Би-би-си Павел Аксенов.

Что такое транспондер?

Транспондер — это сокращение от словосочетания «transmitter-responder», или «приемопередатчик». По-русски он правильно называется «самолетный радиолокационный ответчик».

Так называют устройство в самолете, которое автоматически передает информацию в ответ на запрос с земли.

Существует несколько типов ответчиков. Например, бортовой ответчик государственного опознавания, или система «свой-чужой». Однако нас интересует тот, который использует система управления воздушным движением.

Для слежения за лайнером с земли традиционно используется Secondary surveillance radar (вторичный радиолокатор обнаружения), или SSR — то есть тот, который в ответ на сигнал радара с земли передает в ответ некую информацию.

Обычный наземный радар, который следит за самолетом по отраженному от него радиосигналу, способен отслеживать расстояние до лайнера и его скорость, но на большом расстоянии ему сложно точно определить высоту.

Вторичные радары последнего поколения — SSR Mode S — способны в ответ на сигнал передавать на землю много параметров, включая самый главный — высоту, а также информацию о самолете и рейсе.

Приборная панель A320

В последнее время в авиации все шире применяется другая система — Automatic Dependant Surveillance Broadcast (автоматическое зависимое наблюдение-вещание), или ADS-B.

Она использует систему GPS, передает на землю больше информации и, что особенно важно, позволяет не только диспетчеру, но и пилоту видеть обстановку в воздухе там, где происходит полет. На панели приборов A320 дисплей ADS-B находится прямо перед летчиком.

В современных авиалайнерах обычно стоят обе этих системы. Авиалайнеры A320 оснащены и SSR Mode S и системой ADS-B.

Сайт FlightRadar24.com получает информацию систем ADS-B.

Транспондер

Транспондер

Транспондер — автоматический радиоприбор, посылающий данные о местонахождении судна или самолета на радары диспетчеров.

  • автоматическое устройство, принимающее, усиливающее и передающее далее сигнал на другой частоте, например транспондер цифрового кабельного телевидения (DVB-C);
  • автоматическое устройство, которое передает заранее заданное сообщение в ответ на заранее определенный принятый сигнал;
  • приемопередатчик, который всегда создает ответный сигнал при правильном электронном запросе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *