Тормозная лента акпп для чего нужна
Перейти к содержимому

Тормозная лента акпп для чего нужна

  • автор:

Для чего нужна тормозная лента: принцип работы тормозной ленты АКПП и регулировка

Автоматическая коробка передач (АКПП) представляет собой устройство, которое, несмотря на свою простоту в эксплуатации и управлении, обладает сложной структурой внутри автомобильной трансмиссии. Основой гидромеханической АКПП является планетарный механизм.

Этот механизм включает в себя несколько ключевых компонентов: солнечную шестерню, сателлит, водило и коронную шестерню. Кроме того, важной частью АКПП является гидротрансформатор.

В данной статье мы рассмотрим роль тормозной ленты в структуре АКПП, объясним, для чего она предназначена в коробке автомат, и разберем случаи, когда и почему необходимо проводить регулировку тормозной ленты АКПП.

Тормозная лента в автоматической коробке

Для чего нужна тормозная лента: принцип работы тормозной ленты АКПП и регулировка

Работа автоматической трансмиссии основана на способности переключать разные скорости вращения коронной и солнечной шестерен, и это достигается с использованием небольшого набора фрикционных дисков, или фрикционов. Преимущество автоматической трансмиссии заключается в её способности легко изменять передачи с помощью этих фрикционов.

Отличие от механической трансмиссии заключается в том, что для работы автоматической коробки передач требуется гидротрансформатор, также известный как конвертер крутящего момента. Во время торможения с включенной передачей гидротрансформатор «изолирует» двигатель от коробки передач.

Еще одной важной частью автоматической коробки передач является тормозная лента, которая временно блокирует элементы планетарного механизма. Давайте более подробно рассмотрим этот элемент. Чтобы понять, для чего он нужен, следует отметить, что одним из ключевых аспектов в работе автоматической коробки передач является обеспечение максимально плавных переключений передач.

Путем включения и выключения в определенной последовательности фрикционных дисков, муфт свободного хода и тормозной ленты происходит перераспределение крутящего момента от двигателя к планетарному механизму. Это обеспечивает гладкое переключение передач.

Тормозная лента АКПП является важной частью системы управления планетарным механизмом, аналогично фрикционным дискам и муфтам свободного хода. При неправильной настройке тормозной ленты АКПП может возникнуть рывок автомобиля при переключении на первую или заднюю передачу. Такая неисправность может сократить срок службы не только автоматической трансмиссии, но и самого двигателя.

Принцип крепления и работа тормозной ленты АКПП

Тормозная лента — это небольшая деталь, которая крепится к корпусу автоматической коробки передач. Расположение креплений тормозной ленты следующее: один конец ленты неподвижно закреплен на корпусе АКПП, в то время как второй конец ленты связан с двигающимся поршнем сервопривода.

Принцип, по которому планетарный механизм фиксируется с помощью тормозной ленты, напоминает работу тормозных башмаков и основан на «самозажиме». Все механизмы автоматической трансмиссии активируются с использованием трансмиссионной жидкости. Когда жидкость поступает в камеру сервопривода, давление этой жидкости заставляет поршень сервопривода двигаться.

Это приводит к зажатию тормозной ленты, которая блокирует элементы планетарного механизма на определенное время. По прошествии этого времени планетарный механизм разблокируется, и трансмиссионная жидкость передвигается в камеру освобождения сервопривода. Давление жидкости снижается, тормозная лента ослабевает, и затем поршень сервопривода возвращается в исходное положение. Тормозная лента разжимается и возвращается в состояние покоя.

Как эксплуатация АКПП влияет на тормозную ленту

Тормозная лента состоит из множества эластичных полос, изготовленных из гибкого и прочного к механическим воздействиям металлического сплава. На внутреннюю сторону ленты нанесено фрикционное покрытие, что увеличивает ее надежность и срок службы.

В процессе эксплуатации автоматической коробки передач металлические полосы и фрикционное покрытие тормозной ленты подвергаются износу, что приводит к ухудшению ее способности фиксации. В результате тормозная лента перестает выполнять свои функции и требует замены, при этом заменять следует весь комплект, включая тормозную ленту и натяжные болты.

Местоположение натяжных болтов может быть либо наружным, крепящимся снаружи коробки передач, либо внутренним, в зависимости от конструкции конкретной коробки. Преимущества обоих вариантов включают:

  1. Внутреннее размещение натяжных болтов:
    • Головка болта не подвергается воздействию загрязнений и коррозии.
    • Регулировка натяжения тормозной ленты может проводиться без необходимости снимать кожух автоматической коробки передач.
  2. Внешнее размещение натяжных болтов:
    • Регулировка натяжения тормозной ленты может быть выполнена без демонтажа кожуха коробки передач.
    • Позволяет владельцу автомобиля самостоятельно выполнять процедуру натяжения тормозной ленты без посещения автосервиса.

Причины некорректной работы и регулировка тормозной ленты АКПП

Во время эксплуатации автоматической коробки передач (АКПП) автомобиля могут возникать неисправности, связанные с блокировкой планетарного механизма, и это может иметь различные причины и последствия:

  1. Повреждение или износ фрикционного слоя тормозной ленты, что может привести к неполной блокировке планетарного механизма. При переключении передач могут возникать рывки и даже скрежет в АКПП.
  2. Обрыв или другие повреждения манжеты поршня сервопривода. В таком случае тормозная лента не может адекватно блокировать планетарный узел, и каждое переключение передач сопровождается рывками автоматической коробки передач.
  3. Повреждение штока поршня сервопривода. Механическое повреждение может привести к разрушению поршня, и обломки поршня могут попасть в рабочую жидкость, что может повредить различные компоненты АКПП. Если проблема не устранена своевременно, это может привести к поломке коробки.
  4. Износ или повреждение пружины и загрязнение открывающей полости сервопривода. В этом случае тормозная лента может «подклиниваться» и вмешиваться в движение подвижных частей АКПП. Это может привести к невозможности начать движение автомобиля или неработающей задней передаче и так далее.

В некоторых случаях регулировка указанной ленты может помочь устранить некоторые из этих проблем. В процессе эксплуатации автомобиля с АКПП часто возникают неполадки, связанные с переключением передач. С помощью регулировочных болтов или шпилек с контргайками, воздействующих на системные рычаги, можно изменять зазор между тормозной лентой и тормозным барабаном. Иными словами, это позволяет компенсировать износ и зазоры, что помогает избежать рывков и толчков при работе АКПП.

При регулировке тормозной ленты АКПП следует учесть следующие особенности:

  1. Для закручивания шпильки с контргайкой необходимо использовать динамометрический ключ.
  2. Важно не перетягивать тормозную ленту, чтобы избежать нежелательных последствий.
  3. В некоторых случаях может потребоваться демонтаж поддона коробки передач, особенно если регулировочный болт находится внутри картера коробки.
  4. Настройка зазора может потребовать специальных штоков, и это применимо только к некоторым разновидностям АКПП.

Также существует метод регулировки тормозной ленты АКПП без использования динамометрического ключа. Процедура следующая:

  1. Автомобиль должен находиться под небольшим уклоном.
  2. Чтобы предотвратить движение автомобиля, его следует установить на ручной тормоз и подложить под колесо упор или тормозной башмак.
  3. После этого снимите автомобиль с ручного тормоза и проверьте, удерживает ли его тормозной башмак.
  4. Затем снова установите автомобиль на ручной тормоз, но переложите тормозной башмак так, чтобы он находился в нескольких сантиметрах от колеса автомобиля.
  5. Ослабьте контргайку на регулировочном болте для удобства его закручивания.
  6. Затем закрутите регулировочный болт до легкого сопротивления.
  7. Постепенно снимите автомобиль с ручного тормоза, одновременно ослабляя регулировочный болт тормозной ленты, и дождитесь, пока автомобиль начнет двигаться.
  8. Затем закрутите регулировочный болт на 2-3 оборота (количество оборотов определяется экспериментально до того момента, пока не будет полного отсутствия рывков при переключении передач).

Что в итоге

Как можно видеть, тормозная лента в автоматической коробке передач (АКПП) играет важную роль в обеспечении плавных переключений передач, но в процессе эксплуатации подвергается износу и требует периодической регулировки. Владельцам автомобилей с АКПП необходимо знать, что регулировку натяжения ленты следует выполнять для устранения рывков в коробке при переключении передач, при условии, что другие причины не вызывают данную проблему.

Кроме того, регулировка тормозной ленты может потребоваться после замены самой ленты или в случае проведения других видов ремонтных или сервисных работ, связанных с АКПП. Эта процедура позволяет обеспечить максимальную плавность и точность работы автоматической коробки передач.

Перечень признаков неисправности АКПП и их причин

В данной статье представлены наиболее распространенные неисправности АКПП и описаны их причины. Статья создана на основе опыта автослесарей , занимающихся ремонтом АКПП.

1)Автомобиль без движения вперед. Пробуксовывает. Задняя скорость функционирует в рабочем режиме.
1. Изношенные фрикционные диски, муфты переднего направления.
2. Износ или обрыв манжет поршня муфты.
3. Кольца муфты изношены
4. Один из клапанов гидроблока заело.

2)Отсутствие задней скорости. Есть только 1-ая и 2-ая скорость, 3-я и 4-ая скорость отсутствует.
1. Изношенный фрикционный диск определенной муфты.
2. Износ или обрыв манжет поршня муфты.
3. Изношенные или разрушенные масляные уплотнительные кольца муфты.

3)Машина без движения назад или вперед. При переключении в P или N, а так же на любую передачу есть сильный толчок, происходит переключение скорости — но по-прежнему без движения.
1. Проблема с гидротрансформатором
2. Долейте масло.
3. Поменяйте масляный фильтр.

4)Движение только на 3-ей скорости
1. Изношенные фрикционные диски, муфты переднего направления.
2. Износ или обрыв манжет поршня муфты.
3. Кольца муфты изношены
4. Клапан гидроблока заело

5) Система автомобиля считала неисправность и переключила АКПП в Аварийный режим.

1.Требуется диагностика и готовится к ремонту.

6) Переключения на непрогретой коробке (на холодную) производятся с толчком.

1.Загрязнение гидроплиты или соленоидов.

2.Требуется диагностика и промывка гидроблока. Возможно потребуется замена расходников.

7) Отсутствует задняя передача.
1. Износилась тормозная лента.
2. Износ или обрыв манжет поршня тормозной ленты.
3. Обломался шток поршня тормозной ленты.
4. Неисправности системы торможения (пакет)

8) Машина не движется назад или вперед. Переключение с «P» или «N» на любую скорость, происходит без ощутимого толчка включения передачи.
1. Проблема с гидротрансформатором.
2. Неисправна ведущая шестерня масляного насоса. Отсутствует ее сцепление с гидротрансформатором
3. Долейте масло
4. Сетка фильтра загрязнена (почистить).
5. Изношены фрикционные диски, муфта и тормозной ленты.
6. Износ манжет поршней пакетов.
7. Изношенные или разрушенные масляные уплотнительные кольца муфты.
8. Проблема в соленоиде или в одном из клапанов гидроблока.

9) Нарастающий гул АКПП, вибрация при движении, другие непонятные звуки. Усиливаются в зависимости от оборотов двигателя.
1.Износился один из подшипников

10) Есть задняя передача, передние включаются только 1 и 2, на последующие передачи переключения нет. После прогрева АКПП и масла проблема может исчезнуть.
1.Заедает забитый клапан в гидроблоке или соленоид.

11) Автомобиль движется при положении селектора в «N».
1. Плохая регулировка троса или рычага привода управления АКПП.
2. 3аедание поршня одной из муфт (направление вперед).
3. Фрикционные диски сварились с остальными

12) Передачи переключаются при завышенных показателях скорости
1. Неправильная регулировка тросика дроссельного клапана.
2. Засорение фильтра
3. Неисправности дроссельного клапана

13) Автомобиль движется исправно, но на затяжном подъеме на последней скорости автомат пробуксовывает и переключается на пониженную.
1. Проверьте уровень масла (ATF) в АКПП
2. Изношены фрикционные диски, муфта и тормозная лента.
3. Изношен маслонасос.
4. Неисправность соленоидов гидроблока или максимальный износ проходов гидроблока.

14) Резкое нажатие на педаль газа не ведет к переключению пониженной передачи(кикдаун).
1. Неисправность датчика или кнопки «кикдаун» под педалью
2. 3аедание клапана гидроблока переключения на пониженную передачу
З. Неисправность с тросом управления дроссельной заслонкой
4. Обрыв цепи датчика кикдаун.

15) Когда автомобиль трогается с места происходит пробуксовка, но после набора скорости продолжает движение исправно, АКПП переключается на остальные скорости.
1. Большой износ шлицов ступицы турбинного колеса из-за чего проскальзывает вал АКПП
2. Износ или обрыв манжет поршня муфты.

16) Пробуксовка при переключении передач.
1. Засорение фильтра АКПП
2. Проверьте уровень масла
3. Неисправность или износ насоса АКПП

17) Отсутствие движения назад и вперед
1.Срезаны шлицы в ступице турбинного колеса гидротрансформатора

18) При переключении передач АКПП происходят сильные удары
1. Фрикционные диски сильно изношены.
2. Канальцы гидроблока или соленоидов забились.
3. Тормозная лента изношена

4. Насос АКПП изношен

19) Автомобиль при езде буксует и при переключении передач дергается
1. Неисправность муфты

20) Отсутствие движения назад и вперед
Отсутствует магистральное давление

1. Срезаны шлицы вала масляного насоса в корпусе передней крышки гидротрансформатора.
2. Срезало шлицы на валу реактора масляного насоса.

21) Движение автомобиля в норме до тех пор, пока не прогреется масло. Затем начинается пробуксовка, в конце концов автомобиль остается без движения.
1. Проблема в фрикционных дисках
Примечание: до тех пор, пока масло не прогрето его вязкость и давление несколько больше, чем в горячем состоянии, изношенные диски сильнее прижимаются друг к другу, тем самым создается тяга.
2. Фрикцион гидротрансформатора изношен.

3. Сильно загрязнен фильтр АКПП

Примечание: В масле содержится большое количество продуктов износа фрикционных дисков. Это приводит к загрязнению сетки фильтра АКПП.

22) Шум напоминающий биение металлического предмета на холостых оборотах
1. Фрикционные диски одного из барабанов имеют сильный износ

23) АКПП не переключает на пониженную передачу при «тапке в пол», обороты не развиваются, для того, чтобы увеличить скорость автомобиля. Отсутствует «кикдаун».
1. Проблема скорее всего связана с плохой работой двигателя.

24) Автомобиль трогается в натяг и скорость набирается чрезвычайно медленно. Проблема так же и с задней передачей.
1. Проверить герметичность лопаток вентиляторов насосного или турбинного колеса.
2. Обрыв все тех же лопаток

25) Вы обнаружили частицы железа в поддоне АКПП автомобиля. Форма острая, достаточно большие, превышают 1 мм.

1. Возможно, приходит конец срока службы планетарной шестерни.

26) Частицы алюминия на дне поддона.
1. Скользящий подшипник изношен до предела.
2. Возможно приходит конец срока службы планетарной шестерни.

27) Обнаружены частицы пластмассового материала в поддоне АКПП
1. Пластмассовая втулка изношена
2. Поломка какого-либо пластикового элемента.

28) Слышен металлический скрежет со стороны АКПП
1. Износ шестерен дифференциала
2. Износ подшипника дифференциала.

29) В поддоне обнаружены намагниченные ролики
1.Разрушен упорный роликовый подшипник.

30) Вспенивание масла в автомате. Нехарактерный цвет масла АКПП. .Возможна пробуксовка машины.

1.Внутрь автоматической коробки передач (АКПП) попала вода или охлаждающая жидкость.

31) Давление масла в магистрали низкое
1. Загрязненный гидроблок или соленоиды.
2. Необходимо проверить уровень масла
3. Проверьте клапан сброса в масляном насосе.

32) После включения скорости машина троит и глохнет. Если повышать обороты и погазовать движение есть.
1. Проверьте клапана переключения муфт передач
2. Проблемы гидротрансформатора АКПП

Тормозная лента АКПП: для чего она нужна, и как работает

MOTORAN.RU

Автоматическая коробка передач – достаточно сложный в техническом плане узел: в него входит гидроблок,тормозная лента АКПП, фрикционы, и др. И со временем эта сложность только увеличивается: производители стремятся сделать свою продукцию более надежной и комфортной. В частности, они стараются побороть такую известную проблему АКПП, как толчки при переключении передач. Устранение этого недостатка и является тем, для чего тормозная лента в АКПП необходима.

Что делает тормозная лента

Тормозная лента АКПП служит для кратковременной блокировки элементов планетарного механизма АКПП. Лента фиксируется на корпус коробки, ее конструктивные особенности обеспечивают надежное удержание на требуемый период времени.

Как работает тормозная лента

Принцип, по которому лента фиксирует планетарный механизм, похож на таковой для тормозных башмаков. Когда лента в коробке «отпускается», происходит смягчение толчка, сопровождающего смену АКПП передаточных чисел, так как фиксировавшемуся ею элементу планетарного ряда сообщается вращение, по направлению противоположное вектору силы торможения самой ленты. Происходит все очень быстро, буквально за доли секунды.

Лента имеет два конца:

  • один закреплен на корпусе коробки;
  • второй конец ленты соединен с поршнем сервопривода.

Схематически это можно изобразить следующим образом:

лента апп

Механизмы АКПП приводятся в действие трансмиссионной жидкостью (маслом), не является исключением здесь и блокировочный механизм. Когда масло попадает в полость включения привода, его давление перемещает поршень. По мере движения последнего лента зажимается, планетарный ряд фиксируется. Манипуляция исполняется требуемый промежуток времени.

Затем, когда настает время разблокировки «планетарки», масло поступает в полость выключения. По мере выравнивания давления жидкости лента ослабевает, на поршень начинает действовать особая возвратная пружина, и он возвращается в исходное состояние. Тормозная лента освобождается полностью.

Особенности эксплуатации

Обычно лента производится из гибкого металлического сплава и состоит из множества полос такового. Металл, при своей гибкости, достаточно прочен и выдерживает высокие нагрузки на истирание и разрыв. Чтобы сделать ленту более долговечной и надежной, на внутреннюю ее часть на заводе наносят фрикционное покрытие.

Читайте также. Селектор АКПП — Правильное переключение передач

Внешний вид тормозной ленты:

099л

Эксплуатация АКПП приводит к постепенному износу как фрикционного покрытия, так и самого металла ленты. Поэтому, после определенного пробега, может возникнуть необходимость в ее замене. В продаже можно найти как поставляемые отдельно ленты, так и укомплектованные натяжными болтами; желательно приобретать именно ленты в последнем варианте. Так выглядит болт:

болты

Справа от винта можно увидеть регулировочную шпильку с контргайкой, тоже могущую понадобиться при настройке ленты. Место установки натяжных болтов разнится в зависимости от фирмы, выпустившей АКПП: они могут располагаться как внутри коробки, так и с наружной ее стороны.

Внутреннее размещение винтов обладает рядом преимуществ:

  • они не подвергаются коррозии и не загрязняются;
  • регулировку ленты можно делать без демонтажа кожуха АКПП.

Последнее важно еще и тем, что натяжение ленты можно отрегулировать самостоятельно, не тратя время и деньги на дорогостоящие услуги автосервиса.

Проверять и регулировать натяжение следует не только после замены ленты, но и вообще после любых ремонтно-сервисных операций на автоматической коробке передач, включая долив и замену масла. Если коробка начала «пинаться» и давать рывки, также следует проверять натяжение ленты.

Проблемы с лентой АКПП и их симптомы

В блоке фиксации планетарного механизма могут возникать различные неисправности, ведущие к нештатному поведению авто и поломке всей коробки:

  • износ фрикционного слоя ленты. Планетарный узел при этом блокируется не полностью, при переключении водитель ощущает «пинок» коробки. Кроме того, из АКПП может доноситься скрежет;
  • повреждение манжет поршня (обрыв, физический износ). Лента полностью утрачивает блокирующую способность, и коробка дает рывки при каждой смене передаточного числа;
  • поломка штока поршня из-за механического повреждения. Поршень распадается на обломки, которые попадают в трансмиссионную жидкость и другие узлы АКПП. Масло загрязняется металлическими частицами, которые действуют на другие части коробки как агрессивный абразив, а крупные обломки могут сами по себе повредить или заклинить части АКПП. Даже недолгая поездка на такой коробке способно надолго вывести ее из строя, что приведет к дорогому капремонту АКПП или не менее дорогостоящей замене таковой.

Читайте также. «Супротек» присадка для «МКПП»- Когда и как применять

Изредка встречаются случаи, когда лента «подклинивает» подвижные элементы коробки. Проявляется это, если открывающая полость сервопривода загрязнена, или пружина изношена. Характерный признак проблемы – автомобиль отказывается начинать движение, или, например, не отрабатывает задняя передача.

Регулировка ленты

Настройка зазора между лентой и тормозным барабаном производится системой рычагов, на которые прикладывается усилие через регулировочную шпильку или винт. Если настройка делается шпилькой, то она закручивается динамометрическим ключом. Усилие, с которым проводится кручение, определяется автопроизводителем.

АКПП с установленной шпилькой:

шпилька акпп

Под воздействием на шпильку/винт происходит воздействие на крепление ленты в АКПП. Если механизмы регулировки доступны снаружи, дополнительных манипуляций не требуется, в противном случае придется демонтировать поддон коробки.

Интересно: некоторые разновидности «автоматов» регулируются с помощью специальных штоков различной длины. Настройка производится при разборе узла, установкой штока требуемой длины. Наборы штоков выпускаются производителями таких коробок.

Следует контролировать натяжение при малейшем подозрении на неполадки с лентой. Желательно проводить профилактическую диагностику и при замене масла, поскольку при этом, как правило, снимается поддон, и стоит воспользоваться данной возможностью.

Важно: не стоит излишне «перетягивать» ленту, это ускорит износ и ее самой, и коробки в целом.

Как делать регулировку в полевых условиях, без динамометрического ключа (желательно делать это вдвоем):

  • встать в месте с небольшим уклоном;
  • поставить авто на ручной тормоз;
  • подложить под колесо булыжник, кирпич, тормозной башмак для удержания машины;
  • отложить кирпич (башмак) на несколько сантиметров в сторону от колеса;
  • если есть напарник, он должен следить за машиной и сообщить, когда та начнет движение;
  • ослабить контргайку болта;
  • затянуть его, но не до конца – так, чтобы был легкий упор;
  • отпустить «ручник»;
  • постепенно ослаблять болт ленты, пока машина не начнет сама катиться;
  • завернуть винт на 2-3 оборота.

Читайте также. Как переключать скорости на механической коробке передач

Требуемое число оборотов определяется экспериментально, до тех пор, пока толчки коробки не пропадут. Этот метод не претендует на точность измерения момента силы при регулировке, но поможет устранить проблему с лентой в полевых условиях, после чего желательно посетить автосервис для более точной настройки и проверки, или сделать таковую самостоятельно, уже с динамометрическим ключом.

Тормозная лента АКПП: регулировка и замена при ремонте и техническом обслуживании»

В автоматических коробках, разработанных вплоть до начала ХХ века, для остановки деталей планетарных рядов использовался ленточный тормоз. Популярность конструкции определялась простой схемой работы и дешевизной деталей. Но по мере наращивания числа передач в АКПП в качестве тормозов стали использоваться фрикционные пакеты.

Ленточные тормоза также используются в грузоподъемных механизмах или станках и работают без подачи масла в зону трения.

Для чего нужна тормозная лента в АКПП

Ленточный тормоз в АКПП связан с гидравлическим цилиндром, который подключен к гидроблоку. При подаче масла под давлением эластичная полоса стягивается и плотно прижимается к барабану, обеспечивая временную блокировку компонентов планетарного редуктора (например, солнечной шестерни либо водила). Таким образом, ленточный тормоз является частью системы автоматического переключения передач.

Узел появился на первых автоматических коробках компаний Ford и GM, которые стали массово использоваться на автомобилях в 50-х гг. прошлого века.

Ленточный тормоз применяется и сейчас в бюджетных коробках с 4 передачами переднего хода. Но чаще используется более прогрессивное решение – фрикционный пакет, обладающий лучшим быстродействием и не требующий периодической регулировки.

Преимущества применения тормоза ленточного типа в АКПП:

небольшой вес;
простота конструкции;
отсутствие в АКПП сложного гидравлического механизма для привода ленты.

Но простота конструкции является причиной и ряда недостатков. Поверхностный слой на ленте истирается, что изменяет момент срабатывания. Для корректировки длины на картере АКПП имеется регулировочный винт.

Ленточный тормоз не позволяет плавно изменять скорость остановки барабана. Вибрации, неизбежные при работе двигателя и движении, разрушают посадочное гнездо в корпусе. Привод начинает подклинивать, а для ремонта необходимо менять картер АКПП либо рассверливать канал с установкой втулки.

Тормозная лента АКПП

Разновидности тормозных лент

Лента тормозная фрикционного типа используется не только в АКПП, но и для остановки механизмов (например, лебедок или лифтов). Автомобильные комплектующие различаются по составу материала и рассчитаны на работу в интенсивном режиме. Тормозные ленты лебедок могут иметь различный состав фрикционных накладок, предназначенный для сухой работы.

Пример классификации вальцованных тормозов с лентой сухого трения по российским стандартам:

  1. Модификация ЭМ-К, снабженная накладкой с содержанием латунной стружки. Выдерживает нагрев до +200⁰С и может эксплуатироваться при температуре воздуха до +60⁰С. Коэффициент трения варьируется в пределах от 0,39 до 0,54.
  2. Модификация ЭМ-1. Ленточный тормоз способен работать при давлении не выше 1,5 МПа. Допустимая температура в рабочей зоне составляет +200⁰С, коэффициент трения в интервале от 0,4 до 0,6.
  3. Модификация ЛАТ-2, рассчитанная на нагрев до +300⁰С и работу в механизмах при усилии сжатия до 5 МПа. Фрикционный состав базируется на асбестовой оплетке с армированием латунной проволокой. Коэффициент трения варьируется в пределах от 0,45 до 0,60.

Модификация ЭМ-КМодификация ЭМ-1Модификация ЛАТ-2

Принцип крепления и работа тормозной ленты автоматической коробки передач

Ленточный тормоз состоит из эластичной части прямоугольной формы с фрикционным слоем, на концах на заклепках установлены стальные кронштейны. Одну сторону тормоза подвижно ставят на винтовой регулировочный штифт в картере коробки (для корректировки износа).

Противоположный конец ленты прикрепляют без устройства настройки длины к штоку гидроцилиндра. Ленточный тормоз стоит отдельно от масляной ванны, жидкость к приводу подается под давлением насосом.

Соленоиды в гидроблоке распределяют потоки масла, которое попадает в исполнительный цилиндр. При смещении поршня шток натягивает тормоз, который прижимается к рабочей поверхности барабана.

При сбросе давления лента возвращается в исходное положение, снимая блокировку с узлов планетарного редуктора. Благодаря установке компенсационной пружины включение тормоза происходит плавно. Продукты износа остаются в картере АКПП и удаляются при ремонте.

Принцип крепления и работа тормозной ленты автоматической коробки передач

Где применяются

Ленточные тормоза используются:

  • в автоматических коробках передач;
  • в грузоподъемных механизмах (специальные ленты сухого трения);
  • в обрабатывающем оборудовании, при работе которого требуется временная остановка деталей (функции ленточных тормозов определяются конструкцией и назначением механизмов).

Вне зависимости от оборудования, схема действия сил в ленточном тормозе идентична. Полоса прижимается к цилиндрической поверхности рычагом, электромагнитом, сервомотором или гидравлическим поршнем. Для снижения габаритов привода в станках или лебедках применяют дифференциальные или суммирующие тормоза ленточного типа.

Грузоподъемные механизмы АКПП FN4A-EL

Как эксплуатация АКПП влияет на тормозную ленту

Роль тормозной ленты в АКПП заключается в остановке планетарных рядов при переключении скоростей. При контакте с барабаном поверхность изнашивается, что приводит к падению усилия торможения. В результате появляются толчки при повышении или понижении скоростей либо выборе режима движения.

Для корректировки износа в конструкции крепления ленты имеется регулятор (например, шпилька). Головка корректора может располагаться снаружи картера коробки либо находится внутри.

Место установки и алгоритм регулировки зависят от модели АКПП. Для повышения стойкости к нагреву ленту собирают из нескольких полос либо прорезают канавки для компенсации деформаций.

Порядок регулировки

Алгоритм настройки ленточного тормоза на примере АКПП RL4F03:

Nissan Teana

  1. Поставить машину на поверхность с небольшим углом наклона и затянуть ручной тормоз.
  2. Убедиться в надежной фиксации автомобиля стояночным тормозом.
  3. Установить на расстоянии 1-1,5 м от колеса в сторону уклона противооткатный упор либо брус толщиной 60-80 мм.
  4. Ослабить стопорную гайку регулятора.
  5. Перевести селектор в нейтральное положение, затянуть регулировочный болт тормозной ленты до упора.
  6. Попросить ассистента отпустить ручной тормоз, а затем ослабить затяжку регулятора до момента начала скатывания автомобиля.
  7. Отвернуть винт на 2-3 оборота, затянуть стопорную гайку.
  8. Проверить работу АКПП. При обнаружении толчков при переключении или плохого наката из-за перетяжки изменить регулировку ленточного тормоза.

Тонкости регулировки натяжения самостоятельно

Перед началом работ необходимо подготовить инструмент. Для затяжки рекомендуется использовать динамометрический ключ. При прикладывании избыточного усилия возможна поломка механизма регулировки ленточного тормоза.

Внешний корректор состоит из шпильки с отверстием под ключ Torx и внешней 6-гранной гайки для защиты от самопроизвольного откручивания. Число оборотов при настройке зависит от модели АКПП и состояния ленты.

Динамометрический ключ

Причины некорректной работы

Причины неправильной работы ленточного тормоза в АКПП:

Чрезмерный износ поверхности, который не удается компенсировать регулировкой. При работе коробки наблюдаются толчки (при выборе передач или переключении режимов селектором).

Разрыв ленты или поломка кронштейнов привода, что приводит к отключению части передач и переходу коробки в аварийный режим работы.

Заклинивание штока привода ленты из-за износа посадочного гнезда, приводящее к периодическим проблемам при переключении.

Устранить толчки можно путем настройки тормоза. Например, владельцы Nissan Almera Classic и других машин с АКПП старого типа и пробегами более 100 тыс. км часто сталкиваются с плохим переключением скоростей.

Для регулировки ленточной системы используется винт, расположенный под корпусом воздушного фильтра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *