Стойка стабилизатора для чего нужна
Перейти к содержимому

Стойка стабилизатора для чего нужна

  • автор:

Какого крена: как узнать, что пора менять стойки стабилизатора

Мы часто в материалах о подержанных автомобилях пишем что-то вроде «стойка стабилизатора – это расходник». Наверняка вы встречали такую фразу, например, в обзорах Бориса Игнашина. Говорит он так не потому, что не считает стойку дорогой или важной деталью, а потому что это факт: стойки стабилизатора выходят из строя чаще других деталей ходовой части, а цены на них обычно невысокие. Отсюда и отношение к ним как к расходникам. Однако это не значит, что деталь эта неважная. Она ещё какая важная, хотя при желании можно ездить и вовсе без неё. Но лучше так не делать.

Теория крена

Задача стоек стабилизатора – держать сам стабилизатор. Поэтому начнём с него.

Логично, что в повороте машина вынуждена крениться (центр тяжести у неё расположен всё-таки не в точке контакта колёс с дорогой, а значительно выше, так что от центробежной силы никуда не деться). Сам по себе крен – штука не самая приятная. И не из-за того, что в салоне качающейся машины всех быстро начнёт тошнить, а из-за того, что во время крена сильно изменяется нагрузка на внутренние и наружные по отношению к центру поворота колёса. А это влияет не столько на комфорт, сколько на управляемость. Стабилизатор поперечной устойчивости должен эту проблему решать.

Особенно актуально это для самой распространённой передней подвески типа МакФерсон. Теоретически углы развала колёс у неё постоянные, но как раз в крене, при большой разнице нагрузки на колёса, угол развала меняется. Вроде бы ничего с этим сделать нельзя – такая особенность конструкции, но стабилизатор всё-таки делает. Если возникает крен, противоположные концы стабилизатора начинают перемещаться в противоположных же направлениях. В средней части возникает момент, который препятствует относительному перемещению колёс. В итоге не только перестаёт расти крен, но и более равномерно распределяется нагрузка на внутреннее и внешнее колесо. Так что стабилизатор полностью соответствует понятию гениальности: очень простая, но эффективная железка. Конечно, бывают и сложные стабилизаторы, жёсткость которых регулируется автоматически или по команде ЭБУ, но это другая история. Сегодня речь идёт об обычных «стабах».

Стойки стабилизатора – это детали, которые крепят его к кузову. Конечно, приварить его было бы проще, но стабилизатор не может быть неподвижным. Его задача – шевелить концами для создания вращающего момента, который прижимал бы отрывающееся колесо обратно к дороге. Поэтому сам он стоит во втулках (чтобы немного вращаться), а его стойки имеют подвижные соединения. Иначе они бы просто отломились, а сама конструкция не смогла бы работать. Соединения бывают разными: с шаровыми шарнирами или со втулками. С одного конца у них может быть резьба, но с другого обязательно будет что-то подвижное. Наиболее распространённое крепление – шаровое соединение. Штука очень подходящая по своим возможностям, но, к сожалению, не вечная. Особенно в случае со стойкой, которая постоянно испытывает переменные нагрузки. Со временем шаровое соединение начинает люфтить, скрипеть и стучать. И это неизбежно.

Смазка, пыльник, но не ШРУС

Понятно, что именно это соединение и становится со временем причиной появления непотребных звуков. А конструкция здесь абсолютно типичная для многих других автомобильных шаровых соединений: стальной шаровый палец стоит в пластиковом посадочном месте, всё это обмазано смазкой и закрыто пыльником. Ничего нового. Нечто подобное есть и в наконечниках рулевых тяг, и в ШРУСах (кроме самого пальца), и во многих других местах. Основное преимущество такого соединения – дешевизна конструкции.

Почему стойка разваливается? Первая причина, конечно, обусловлена особенностью работы стойки. Стабилизатор её постоянно пытается то сжать, то растянуть. И при этом немного проворачивает. Само собой, во временем пластик стачивается, и шаровая начинает скрипеть (как, например, и шаровая опора колеса – тут тоже много общего).

Вторая причина – это естественное старение смазки. Тут объяснять нечего.

Третья – это порванный пыльник. Смазка из соединения вымывается, зато вместо неё туда попадают пыль, песок и вся остальная дорожная грязь.

Четвёртая причина – это наши дороги, помноженные на особенность управления автомобилем некоторыми личностями. Нет в ходовой части машины такой детали, которая относилась бы благосклонно к ямам и ухабам. И стойка стабилизатора – не исключение. Интересно, что часто мы их убиваем специально. Например, когда переезжаем рельсы или лежачие полицейские под углом. Это, конечно, бережёт другие детали, более дорогие, но заметно снижает ресурс стоек стабилизатора. Потому что они изнашиваются сильнее всего именно при диагональной нагрузке, которую пытаются всеми силами компенсировать. Кстати, именно поэтому на некоторых серьёзных внедорожниках стабилизатор можно отключать: это позволяет увеличить ходы подвески, ограниченные именно этим стабилизатором.

Разумеется, к этой же опере относится и скоростное прохождение поворотов. С одной стороны, стабилизатор со стойками для этого нужен, с другой, нагрузка при таком манёвре максимальная. С этим надо просто смириться.

Что и как?

Каждый владелец, который проехал на своей машине достаточно много, знает, как распознать износ стоек стабилизатора. Они издают такие неповторимые звуки, что перепутать их с чем-то другим очень сложно. А вот если пришлось сесть в незнакомую машину (например, после покупки на вторичном рынке), можно немного растеряться. Поэтому напомню, как понять, что стойки придётся менять.

Скажу сразу: определить износ стойки по поведению машины достаточно сложно. Часто говорят о том, что машина начинает сильнее крениться в поворотах, становится хуже управляемость, на трассе машина начинает рыскать. По-моему, это всё не так однозначно и может быть последствием очень разнообразных поломок, так что полагаться на эти признаки я бы не стал. Тем более что есть более однозначные – звуки.

Сильнее всего стойки стабилизатора реагируют на поперечные нагрузки (стабилизатор не зря называется стабилизатором поперечной устойчивости). Чаще всего они начинают скрипеть и стучать при попытке диагонального вывешивания. Если в машине ничего не стучит, но при медленном проезде глубоких ям слышен скрип или даже стук – это стойки стаба. Звук бывает довольно громким, но глухим. Его локализация изнутри салона часто затруднительна, но если покачать машину, источник выдаст себя скрипом в районе колеса. Похожим образом может скрипеть и шаровая опора, но обычно она ведёт себя тише (если ещё не совсем раздолбана).

Хороший способ убедиться в том, что источник звука определён верно – это не торопясь дважды проехать через «лежачего полицейского». Сначала это надо сделать строго перпендикулярно, потом – под углом. Если в первом случае ходовая молчала, а во втором заскрипела – это точно стойки стабилизатора.

Если рядом есть верный товарищ, можно пойти другим путём: вывернуть колеса в сторону и взяться за стойку рукой. Товарищ (не только верный, но и сильный) должен машину покачать. Чувствуете люфт – меняете стойки. Исправные стойки люфтить не должны.

Другой хороший способ поможет, если слышен только скрип. Можно попробовать брызнуть на шаровое соединение «вэдэшкой». Если звук после этой операции пропадёт или станет тише, то это опять-таки стойка. Кстати, звук может пропасть и на неделю, так что если он бесит, но менять стойки пока некогда, можно протянуть некоторые время на «вэдэшке».

Большого повода бояться стуков стоек нет. Машина может ездить вообще без них (и без самого стабилизатора тоже). Хуже, конечно, но может. Ломаются окончательно стойки тоже редко. Чаще они ломаются в самом тонком и, соответственно, слабом месте стержня стойки. Но и это тоже нестрашно, хотя стук будет сводить с ума. Кстати, сам стабилизатор тоже может сломаться. Но такое бывает у совсем старых машин, где в силу возраста стабилизатор просто сгнивает.

Жаль, но срок службы стоек действительно ограничен. Где-то они служат вообще по 20-30 тысяч километров, где-то могут прослужить и сто. В любом случае при первых звуках, которые начнут раздаваться из-под днища новой машины, первым делом нужно проверить именно стойки – деталь с наименьшим ресурсом.

Ну и последнее: стойка стабилизатора – не та деталь, которую можно ставить только оригинальной. Обычно есть большой выбор аналогов, которые ничем не уступают оригиналу, но стоят намного дешевле. И это прекрасно.

Для чего нужны стойки стабилизатора и когда их менять?

В автомобилях советского производства упругий стержень стабилизатора поперечной устойчивости крепился к рычагам и кузову жестко, на скобах. В современной конструкции передней подвески, претерпевшей модернизацию, между подвижными элементами и стержнем появился посредник – стойка с шарнирными пальцами. Каждому автомобилисту полезно будет знать, зачем она там установлена и какую роль выполняет, поскольку менять эту деталь приходится часто.

Стойки стабилизатора

Устройство и назначение стоек

Стабилизатор, представляющий собой упругую металлическую тягу, соединяет кузов автомобиля и элементы передней подвески с двух сторон – поворотные кулаки либо ступицы (в зависимости от марки авто). Его функция — не позволять подвеске действовать вразнобой на поворотах и таким путем препятствовать кренам кузова авто.

В старых многорычажных типах подвесок поперечный стержень можно было жестко прикрепить к нижним рычагам, колеблющимся только вверх-вниз. В подобных механизмах были не нужны стойки стабилизатора, поскольку его концы прижимались скобами, а демпферами служили резиновые втулки.

В ходовой части типа «Макферсон», установленной на большинстве новых машин, неподвижно закрепить тягу не получится, потому что ступицы и кулаки поворачиваются вместе с колесами. Шарнирные элементы, соединяющие стержень с этими подвижными деталями, — вот что такое стойки стабилизатора.

Стойки стабилизатора в подвеске автомобиля

Деталь представляет собой металлический шток длиной от 50 до 200 мм (зависит от модели автомобиля) с приваренными на концах шарнирными соединениями. Последние по устройству схожи с шаровыми опорами, только меньшего размера. Резьбовая часть верхнего шарового пальца входит в ответное гнездо поворотного кулака и прикручивается гайкой. Нижняя часть стойки может крепиться к стабилизатору такими способами:

  • с помощью второго шарнира;
  • на сайлент-блоке, входящем в проушину тяги.

В ходовой части авто применяется два таких элемента – по одному с каждой стороны. Причем в некоторых моделях они сделаны разной длины и потому не могут меняться местами. Конструкция стоек тоже бывает различной:

  • с двумя шарнирами, расположенными симметрично;
  • с шаровым пальцем с одного конца и резьбой – с другого;
  • с шарнирами, повернутыми на определенный угол друг относительно друга.

Исправный автомобиль должен уверенно держать прямую линию во время разгона и торможения, на что влияют стойки. Если в этом отношении появились отклонения, то необходимо произвести диагностику данных элементов и заменить в случае износа.

Признаки неисправности деталей

Мало понимать, что такое стойки стабилизатора, нужно еще вовремя обнаруживать их неисправность, ведь неработоспособные элементы отрицательно влияют на управляемость машины. Изношенность деталей можно определить по таким признакам:

  1. Корпус авто начинает сильнее крениться в поворотах.
  2. Становится заметно, что автомобиль описывает большую дугу при объезде препятствия.
  3. При интенсивном разгоне или резком торможении ощущается небольшой занос кузова.
  4. При резком вращении руля или проезде «лежачих полицейских» из передней части подвески доносится глухой стук.

Один из наиболее достоверных способов диагностики стоек – проведение «лосиного» теста. Суть заключается в том, чтобы на скорости 40—50 км/ч обогнуть неожиданно появившееся препятствие – условного «лося». Нужно выбрать свободную от движения площадку и поставить в удобном месте пару пластиковых бутылок. Затем разогнаться до указанной скорости и попытаться резко их объехать.

Проверка стоек стабилизатора

Если во время выполнения маневра передняя часть машины сильно кренится и «рыскает» в стороны, а от ходовой части слышен явственный стук, то стойки подлежат немедленной замене. В отдельных случаях автомобиль описывает настолько широкую дугу в процессе объезда, что может уйти в занос.

Удостовериться в том, что для замены нужны стойки стабилизатора, можно путем традиционного метода диагностики – раскачиванием деталей вручную. Для этого необходимо выполнить такие действия:

  1. Зафиксировать машину ручным тормозом.
  2. Повернуть передние колеса до упора, чтобы до правой или левой стойки можно было дотянуться рукой.
  3. Взяться за стержень возле шарового пальца и активно покачать его в разные стороны. Для верности стоит поддеть шарнир монтажной лопаткой, так обнаруживается люфт внутри втулки.

Если обнаружен заметный люфт, элемент нужно поменять. По причине плохих дорог на территории стран постсоветского пространства стойки постоянно испытывают высокие нагрузки и редко служат больше 20 тыс. км. Благо, что детали эти недорогие и меняются довольно быстро. При желании поставить можно новые детали самостоятельно, имея обычный набор слесарных инструментов, домкрат и съемник для выпрессовки шаровых пальцев.

Изношенные стойки стабилизатора не препятствуют дальнейшему движению, а только ухудшают управляемость машиной. Даже выскочивший из втулки палец позволяет двигаться дальше своим ходом. Этим пользуются нерадивые автолюбители, не обращающие внимание на подозрительное поведение авто и стук подвески. Подобная езда опасна и на высокой скорости может привести к потере управления и ДТП с непредсказуемыми последствиями.

Стойка стабилизатора: назначение

Стойка стабилизатора: назначение

Стойка (линк, тяга) стабилизатора служит для крепления собственно самого стабилизатора поперечной устойчивости с центральным элементом подвески. Это либо поворотный кулак, либо ступица.

Стабилизатор борется с кренами кузова при поворотах и отвечает за общую устойчивость автомобиля. А вот стойка устраняет жесткость соединения, играя роль демпфера и гася многочисленные разнонаправленные усилия, неизбежно возникающие при неравномерном движении и поворотах. Она связывает работу подвески и стабилизатора, создавая успешный тандем. Как следствие, сами тяги испытывают немалые нагрузки, что приводит к их разрушению. По сути они являются расходными элементами. Это справедливо, ведь дешевле и легче стойки стабилизатора купить, чем тратиться на более дорогие элементы подвески.

Конструкция стоек стабилизатора

Устройство стоек стабилизатора несложное, даже примитивное. Это обычный шток небольшой длины, как правило, от 5 до 25 см, к которому приварены шарниры либо сайлентблоки. К основным элементам (стабилизатору и поворотному кулаку) он крепится резьбовым соединением. Шарнир защищается пыльником, а внутрь закладывается смазка. Вариантов стоек множество и это диктуется различными конструктивными требованиями. Симметричные (устанавливаются на любую сторону, любым концом вверх), несимметричные (правые и левые, шарниры крепятся под разными углами). Задние стойки, в отличие от передних, симметричными не бывают.

Выход из строя

Испытывая постоянные нагрузки, линки изнашиваются чаще других элементов. В немалой степени «помогает» состояние наших дорог и излишнее лихачество водителя. Как не упустить момент выхода из строя и своевременно произвести замену? Диагностику облегчают характерные особенности поломки. Это глухой стук со стороны подвески и ощутимое изменение хода машины. Крены и раскачка увеличиваются, необходимо подруливать и «ловить» дорогу, тормозной путь удлиняется. С неисправной стойкой автомобиль, безусловно, ехать будет, но вероятность аварии возрастет значительно. Не нужно рисковать своей безопасностью и затягивать с ремонтом. Купить стойки стабилизатора можно на https://www.autoklad.ua/, это не проблема. Благо, запчасть недорогая и доступная, а процедура замены несложная. Производители на рынке предоставляют широкий выбор по цене и качеству. Ориентировочно тяги меняются через 20000 км пробега, но опять же, неподходящий стиль езды плюс плохое качество дорог сокращают эту цифру чуть ли не вдвое.

Коментарі

Ваш коментар буде першим.

Стойки стабилизатора поперечной устойчивости — назначение и возможные неисправности

Для многих начинающих автомобилистов ощутимый стук спереди при езде по неровностям — первый серьезный повод обратиться в автосервис. Это совсем неудивительно, учитывая состояние российских дорог. Эта статья расскажет о виновниках этого стука — стойках стабилизатора, о том, как их заменить, и продукцию какого бренда выбрать в качестве замены.

Что представляют собой стойки стабилизатора и зачем они нужны

Передний стабилизатор поперечной устойчивости это часть конструкции подвески машины. Он предотвращает крен автомобиля при вхождении в поворот. А стойки являются соединяющим стабилизатор и поворотный кулак элементом.

Конструктивно стойка стабилизатора передняя выполнена в виде штока. На ее концы приварены шарнирные соединения с соединительной резьбой, позволяющей крепить стойки к подвеске.

Благодаря подвижности шарнирного соединения стойки стабилизатора гасят возникающие в элементах подвески напряжения. Когда кузов автомобиля при вхождении в поворот стремится войти в крен, элементы подвески не дают колесам оторваться от асфальта, тем самым сильно нагружаются. При отсутствии стоек или их неисправности просто сломается стабилизатор.

Признаки неисправности стоек стабилизатора

Стойки стабилизатора — самый нагруженный и, как следствие, недолговечный элемент подвески. Менять их приходится каждые 20 тыс. км пробега, а если условия эксплуатации машины не самые благоприятные, то чаще.

Признаки износа или повреждения стоек стабилизатора:

  • при проезде по неровной поверхности ощущается стук спереди авто;
  • автомобиль неустойчив, начинает самопроизвольно отклоняться от курса;
  • ощущается крен кузова при вхождении в поворот.

Окончательно убедиться в неисправности стоек легко, нужно вывернуть колеса машины в сторону и монтировкой попытаться раскачать стойку. Если это удается это сделать, не прилагая при этом больших усилий, то диагноз подтвержден.

Замена стоек стабилизатора

Поменять передние стойки можно и собственными руками. Порядок действий такой:

  • автомобиль ставится на ручник;
  • устанавливаются противооткатные упоры (если их нет, то подойдут и кирпичи);
  • ослабляется на полтора оборота (не более) гайка штока;
  • приподнимается перед автомобиля, подставляются опоры;
  • откручивается верхний болт суппорта, потом нижний;
  • суппорт отводится в сторону;
  • понемногу прослабляются нижние гайки, крепежные болты;
  • полностью извлекаются болты;
  • вытаскивается стойка.

Стойки стабилизатора всегда меняются парами. После установки делать развал-схождение необязательно (если в автосервисе утверждают обратное, то вам просто хотят навязать необязательную услугу).

Выбор качественных стоек стабилизатора

Итак, вам нужно купить стойки стабилизатора. Старые пришли в негодность довольно быстро, поэтому хочется приобрести что-нибудь более качественное, но переплачивать за раскрученный бренд нет никакого желания. В таком случае рекомендуем обратить внимание на продукцию сингапурской компании IBERIS. Ее преимущества:

  • наличие сертификации ISO (европейской системы качества);
  • высокая механическая стойкость;
  • долговечность;
  • гарантия 12 месяцев;
  • приемлемая для российского покупателя цена.

На российском рынке компания IBERIS появилась недавно, но в других странах она ведет свою деятельность уже более 10 лет. При этом отзывы получает строго положительные.

Приобрести оригинальную продукцию IBERIS (на каждой упаковке есть защитная голографическая наклейка) с большим удобством вы можете в магазинах IXORA. Здесь вам помогут с выбором, дадут советы по установке и ответят на любые вопросы, касающиеся стоек стабилизаторов.

Производитель Номер детали Название детали Применяемость*
IBERIS IB112165 Стойка стабилизатора IBERIS передняя Subaru Subaru Forester, 2001-2010г
IBERIS IB112178 Стойка стабилизатора IBERIS передняя Toyota Toyota Rav4, 1994-2000г
IBERIS IB112184 Стойка стабилизатора IBERIS передняя Toyota Toyota Urban Cruiser, 2009г
IBERIS IB112007 Стойка стабилизатора IBERIS передняя Volkswagen Volkswagen Jetta, 1986-1991г
IBERIS IB112043 Стойка стабилизатора IBERIS передняя левая Honda Honda Accord VII, 2002-2008г
IBERIS IB112036 Стойка стабилизатора IBERIS передняя левая Honda Honda Civic, 2000-2005г
IBERIS IB112047 Стойка стабилизатора IBERIS передняя левая Honda Honda Civic, 2005-2012г
IBERIS IB112062 Стойка стабилизатора IBERIS передняя левая Hyundai Hyundai Elantra, 1990г
IBERIS IB112095 Стойка стабилизатора IBERIS передняя левая Kia Kia Rio, 2000-2005г
IBERIS IB112167 Стойка стабилизатора IBERIS передняя левая Lexus Lexus Rx300, 1996-2006г
IBERIS IB112137 Стойка стабилизатора IBERIS передняя левая Mazda Mazda 6, 2002-2007г
IBERIS IB112134 Стойка стабилизатора IBERIS передняя левая Mitsubishi Mitsubishi Galant, 1998-2003г
IBERIS IB112042 Стойка стабилизатора IBERIS передняя правая Honda Honda Accord VII, 2002-2008г
IBERIS IB112035 Стойка стабилизатора IBERIS передняя правая Honda Honda Civic, 2001-2005г
IBERIS IB112046 Стойка стабилизатора IBERIS передняя правая Honda Honda Civic, 2005-2012г
IBERIS IB112096 Стойка стабилизатора IBERIS передняя правая Kia Kia Rio, 2000-2005г
IBERIS IB112168 Стойка стабилизатора IBERIS передняя правая Lexus Lexus Rx300, 1996-2006г
IBERIS IB112136 Стойка стабилизатора IBERIS передняя правая Mazda Mazda 6, 2002-2007г
IBERIS IB112133 Стойка стабилизатора IBERIS передняя правая Mitsubishi Mitsubishi Galant, 1998-2003г
IBERIS IB112176 Стойка стабилизатора IBERIS передняя правая Toyota Toyota Land Cruiser Prado, 2002-2009г

* Применяемость деталей конкретно для Вашего автомобиля уточняйте у менеджеров по телефону: 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Полезная информация:

  • Производитель автозапчастей IBERIS: качество может быть доступным!
  • Стойки стабилизатора. Диагностика неисправностей и порядок замены.

Получить профессиональную консультацию при подборе товара можно, позвонив по телефону 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Разрешите представиться, торговый дом IBERIS

Производитель автомобильных запасных частей и аксессуаров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *