Что делать если сломались ламели коллектора
Перейти к содержимому

Что делать если сломались ламели коллектора

  • автор:

коллектора.

Так выглядят коллекторы вполне пригодные под восстановление.
Слева, от печки, с ламелями полностью выгоревшими до изолятора, на него придется намотать виток к витку оголенный провод диаметром около 0,2мм. В середине от стартера, но уже проточеный под наращивание. На нем заметно выгорание одной ламели до основания и предельный износ остальных, но крепление ламелей не нарушено, а провода к ламелям приварены. Стандартный диаметр 45мм проточено до 41мм. Справа коллектор тоже от печки, вполне пригодный под восстановление без доработок, достаточно только зачистить.

Якорь под наращивание придется подготовить, поскольку он не совсем обычный и изготовить импровизированую ванну.
Для этого подойдет половинка пластиковой бутылки. Вал якоря нужно обмотать скотчем, и торец коллектора замазать пластилином, чтобы зря на торцы ламелей не наростала медь и чтобы не просочился электролит между валом и изолятором коллектора, контакт электролита с железом недопустим. Из изоленты ПХВ нужно намотать пробку, чтобы она плотно входила в горлышко бутылки изнутри.

У коллектора моторчика нужно куском оголенного провода хорошо соединить все ламели между собой и подвесить на перекладине в простой банке с электролитом так чтобы электролит не касался крючков, но полностью покрывал место износа.

Расположение коллектора в электролите, анодом служит шинка от сгоревшего стартера, общая площадь ее должна быть примерно в два раза больше наращиваемой поверхности. Шинка сворачивается спиралью, чуть больше диаметра сосуда и при помещении в сосуд плотно прилегает к стенке. Минус источника питания подключается к наращиваемой детали, плюс к шинке. Ток подбирается из рассчета 1,5А на 1 дм2. Питать можно от зарядного устройства для телефона, а регулировать ток включением последовательно лампочек разной мощности. Лампочки нужны еще и для защиты от возможного КЗ на ванне.
Состав электролита:
медный купорос —200г
серная кислота 1,84 —40г

спирт —5г
кипяченая вода —800мл.
спирт можно заменить тройным количеством водки.

Через сутки получаем не совсем приглядный вид нарощенного коллектора.

Но после проточки он выглядит уже так, поскольку меди наростает хоть и не ровно, но значительно больше чем нужно.
Конечно мал объем ванны, можно поэкспериментировать с составом электролита, но нужно ли это. при таком режиме медь наращивается очень твердая, хоть и не ровно. Прорезать пазы между ламелями можно бормашинкой, или просто заточенным ножовочным полотном и обязательно проверить на отсутствие замыканий между пластинами.

Так выглядит готовый под сборку якорь стартера, его диаметр стал на 1мм больше стандартного, но это ничему не мешает, а походит подольше. По небольшой щербинке можно заметить где была сгоревшая ламеля. Справа готовый под намотку якорь моторчика, коллектор тоже увеличен на 1 мм. Таким методом можно восстановить практически любой коллектор, если конечно он не развалился на части.

Ремонт коллектора якоря стартера.

Так выглядит якорь, подлежащий ремонту.
Это якорь того стартера, на примере которого показана перемотка полюсных катушек.
Он 24х вольтовый 5,5 кВт. При полном износе щеток, когда провода упираются в щеткодержатель, во время работы возникают разрывы тока и как следствие дуга, которая и выплавляет ламели. На 12и вольтовых такое случается реже, там чаще износ или разнос. Разнос можно победить только заменой коллектора, износ можно вылечить гальваническим наращиванием меди с последующей обработкой на токарном станке. Такое повреждение тоже можно исправить наращиванием меди, но это долго, а машина грузовик и ее простой дорого стоит. Поэтому можно применить другой метод.

Так выглядит щетка и щеточный узел, контактировавший с этим коллектором.


Для начала нужно очистить якорь и минимально проточить коллектор только для снятия наплавившейся меди и удалив все видимые замыкания между ламелями и проверить на ППЯ и если есть какие либо замыкания, устранить их. Этот якорь оказался чист.

Здесь видно, что ламеля выгорела не полностью, ласточкин хвост остался внутри пластмассы и держится прочно.

В этом месте медь выгорела полностью, но форма ласточкиного хвоста в пластмассе осталась. Его следует очистить и слегка расширить бором. Теперь нужно подобрать кусок провода такого диаметра, чтобы он свободно проходил в щель, а второй кусок такого же провода проходил в щель и плотно прижимался к другой стороне паза, и чтобы вместе эти два куска держались в ласточкином хвосте плотно и вместе их нельзя было вытащить. Теперь зачистиь и подравнять бором остатки меди и плотно уложить зачищеные подготовленые повода и облудить их не жалея припоя, лишний при впаивании ламели вытечет.

Так подготавливается форма под впайку ламели. Остатки изолятора подравнивать нужно минимально.

Вот готовый паз под новую ламелю, чуть дальше видна уже впаяная.

Такую заготовку, плотно входящую в подготовленый паз, нужно изготовить из подходящего куска меди. Заметно, что она значительно выше, но тоньше ее делать не нужно, так удобней паять.

Так нужно облудить, чтобы припоя было значительно больше нужного. Канифоль и лишний припой выдавятся, а тот что останется плотно обожмет пломбу в пазу. Теперь нужно уложить пломбу в паз и прижать к ней паяльник. После полного расплавления припоя, придержав шилом пломбу, убираем паяльник и ждем остывания.

Вот уже впаяная пломба. Теперь можно лишнее сточить напильником и начисто проточить на токарном станке, соблюдая соосность с посадочным шипом подшипника, стараясь снимать как можно меньше меди. Отдельные раковины на ламелях не страшны. К сожалению фотку готового, проточеного и шлифованого якоря я утерял.
Такой метод может вызвать недоверие у тех кто с ним не встречался, но такие якоря работают и пломбы выпаиваются только при полном износе щеток, что можно считать вполне удовлетворительным, поскольку дугу не выдерживает и цельномедная ламеля.

Вот так восстанавливается щеточный узел; пластинка из стеклотекстолита вырезается по образцу сгоревшей и привинчивается винтами с гайками или в нарезаную в теле резьбу. Хорошо заметна пайка щеточного вывода и видно, что провод не насосал припоя. Существует много мнений по поводу припайки щеток: у одних насасывает припой и провод становится не гибким, у других отпаивается, третьим возиться долго. Но если нет специального аппарата точечной сварки пайка лучший вариант, но паять нужно качественно, а не просто помазать припоем. На исправном стартере место пайки никогда не может нагреться до температуры плавления припоя. Даже когда выгорают ламели при полном износе щеток, место пайки остается целым. Ни разу не встречал (своей) отпаявшейся шетки, но встречалась такая пайка где фактически припаяны только несколько жил, а остальные как были грязными так и остались, только внутри припоя. Такие «пайки» распаиваются потому что переходное сопротивление в месте пайки слишком велико, потому и греется. Чтобы провод не насосал припоя нужно сделать из медной шинки толстоконечный пинцет и через него сжать провод выше места пайки пассатижами. Медный теплоотвод не даст нагреться проводу и засасывание припоя будет невозможно. Как очищать окислившийся провод под пайку описано ТУТ

Склеивание коллектора двигателя

ArhiCO

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Подписчики 0

Последние посетители 0 пользователей онлайн

Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

  • IPS Theme by IPSFocus
  • Политика конфиденциальности
  • Обратная связь
  • Уже зарегистрированы? Войти
  • Регистрация
Главная
Активность
  • Создать.

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.

Успешный ремонт «неисправного» якоря коллекторного двигателя переменного тока

R9X

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Последние посетители 0 пользователей онлайн

Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

  • IPS Theme by IPSFocus
  • Политика конфиденциальности
  • Обратная связь
  • Уже зарегистрированы? Войти
  • Регистрация
Главная
Активность
  • Создать.

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *