Что меняется при срабатывании подушек безопасности
Перейти к содержимому

Что меняется при срабатывании подушек безопасности

  • автор:

Условия срабатывания подушек безопасности

Во многих ДТП даже при сильных повреждениях автомобиля, подушки безопасности могут не раскрыться. Условия срабатывания подушек безопасности, изложены в Руководстве по эксплуатации автомобиля. Как правило, к таким условиям открытия, например, фронтальных подушек безопасности, относят следующее:
— скорость автомобиля должна быть более 20 км/час;
— угол контактирования между автомобиля (продольными осями в момент столкновения) не более 30 градусов.

Кроме того, на очень многих автомобиля подушки безопасности не срабатывают при его опрокидывании.

Как известно, одним из главных условий, при котором подушки безопасности могут сработать, является достижение порогового значения замедления (ускорения) автомобиля. Величина замедления (ускорения) при помощи датчиков фиксирует электронный блок системы подушек безопасности (системы «SRS»). Если данная величина превышает величину замедления, заложенную в программное обеспечение системы, то произойдет срабатывание ремней и подушек безопасностей.

Для некоторых автомобилей величина замедления для срабатывания подушек безопасностей должна превысить 15-20g, где g-ускорение свободного падения – 9,8 м/с2. (для примера, замедление автомобиля при резком торможении составляет около 4,5-6 м/с2).

Как показывает экспертная практика, для открытия передних подушек безопасностей, автомобиль должен совершить жёсткое, блокирующее контактирование (с другим автомобилем или препятствием), при этом после столкновения он не должен двигаться вперёд по ходу своего движения (в данной случае пороговое значение замедления не будет достигнуто). Передние подушки безопасности практически в 100% случаях должны раскрыться, если автомобиль после столкновения «отскочил» назад (на 180 градусов от направления своего движения) и у него значительно деформировались передние лонжероны (или рама). Боковые подушки безопасности (и оконные подушки) не раскрываются при незначительных боковых столкновениях. Боковые подушки безопасности практически в 100% случаях должны раскрыться, если автомобиль в результате бокового столкновения совершил принудительное перемещение (отклонение) по направлению удара (резко поменял траекторию движения на 90 градусов) со следами сдвига (волочения), оставленных от колес и у него значительно деформировались силовые элементы кузова (лонжероны), боковые стойки, пороги.

В рамках трасологической и автотехнической экспертизы, возможно установить, должны ли были сработать подушки безопасности в ДТП.

Всем удачи! Эксперт-автотехник Кученин И.И.

Устройство автомобиля. Как работают подушки безопасности?

На протяжении многих лет ремни безопасности оставались единственной системой пассивной безопасности в наших машинах. Было много споров по поводу их безопасности, особенно при перевозке детей, но, со временем, использование ремней стало обязательным во многих странах. Согласно статистике, ремни безопасности спасли жизни тысяч людей, которые могли погибнуть при столкновении. Как и ремни безопасности, технология подушек безопасности — мягкая подушка, которая выбрасывается при аварии — используется уже много лет. Впервые надувное устройство, срабатывающее при аварийной посадке самолета, было запатентовано во время Второй мировой войны. Первые автомобильные подушки безопасности стали устанавливаться в 1980-х годах. Начиная с 1998 года выпуска, все новые автомобили, продаваемые на территории США должны быть оборудованы подушками безопасности со стороны водителя и пассажира (к легким грузовикам это требование стало применяться с 1999 г). На сегодняшний день, согласно статистике, подушки безопасности снижают риск смертельного исхода при прямом лобовом столкновении на 30%. Позднее подушки безопасности стали устанавливать в сидения и двери. Сегодня можно встретить автомобили с шестью или даже восемью подушками безопасности. Вокруг подушек безопасности развернулись споры, затрагивающие вопросы законодательства, а также промышленные исследования и испытания, точно также, как раньше спорили о необходимости ремней безопасности. В этой статье мы расскажем о том, как устроены и как работают подушки безопасности, а также о том, какие могут возникнуть проблемы.

Законы механики

Прежде чем более подробно говорить о подушках безопасности, давайте освежим в памяти законы механики. Прежде всего, все мы знаем, что все движущиеся тела обладают инерцией (в следствие наличия у тела массы и скорости). Движущееся тело сохраняет величину и направление скорости, если на него не действуют внешние силы. Автомобиль включает в себя несколько объектов, а именно само транспортное средство, незакрепленные объекты внутри него и, конечно же, пассажиры. Если данные объекты не закреплены, то их движение будет продолжаться со скоростью движения автомобиля, даже при его столкновении. Для прекращения движения тела по инерции требуется приложение силы в течение некоторого времени. При аварии, для прекращения движения незакрепленного тела требуется очень большая сила, т.к. скорость движения автомобиля резко изменяется, а скорость пассажира — нет. Целью любой системы пассивной безопасности является остановка движения пассажира с нанесением минимально возможных травм. Подушка безопасности предназначена для снижения скорости движения пассажира до нуля, устраняя или снижая степень серьезности травм. Подушка безопасности работает в чрезвычайно жестких условиях. Подушка безопасности раскрывается в пространстве между пассажиром и рулевым колесом или приборной панелью за долю секунды. Даже такое малое время очень важно, учитывая, что требуется равномерно замедлять движение пассажира, а не резко останавливать его. В следующем разделе мы расскажем о конструкции подушки безопасности и о том, как она срабатывает.

Срабатывание подушки безопасности

Подушка безопасности предназначена для того, чтобы за долю секунды максимально равномерно снизить скорость движения пассажира вперед. Система подушки безопасности состоит из:

  • Самой подушки, изготовленной из тонкой нейлоновой ткани, сложенная и расположенная в рулевом колесе или приборной панели, а с недавнего времени, еще и в сидении или двери.
  • Датчика, который дает команду срабатывания подушки. Подушка срабатывает при столкновении, сила которого равна столкновению с кирпичной стеной на скорости 15-25 км/ч. Контактный выключатель переключается, замыкая электрический контакт, сообщая датчику, что произошло столкновение. Датчик считывает информацию с акселерометра, встроенного в микросхему.
  • При срабатывании подушки безопасности, происходит реакция между азидом натрия (NaN3) и нитратом калия (KNO3), в результате которой выделяется газообразный азот. Подушка надувается при выбросе азота.

Подушка безопасности и газогенератор, установленные в рулевом колесе.

При первых попытках адаптировать подушки безопасности для использования в автомобилях возникли трудности, связанные с очень высокой стоимостью и отсутствием технического решения для хранения и подачи сжатого газа. Конструкторов волновали следующие вопросы:

  • Где в автомобиле разместить баллон с газом?
  • Должен ли газ находиться под высоким давлением в течение всего периода эксплуатации автомобиля?
  • Как обеспечить быстрое и надежное наполнение подушки при различных температурах окружающей среды без оглушительного хлопка?

Газогенератор состоит из заряда твердого топлива и пиропатрона.

Они искали способ запустить химическую реакцию, в результате которой будет выделяться азот, наполняющий подушку. В 1970-х годах появились компактные твердотопливные газогенераторы. Пиропатрон воспламеняет твердое топливо, которое чрезвычайно быстро сгорает с выделением большого объема газообразного азота, достаточного для наполнения подушки. После этого подушка буквально выстреливает со скоростью около 300 км/ч — быстрее, чем мы успеем моргнуть! Уже через секунду газ начинает быстро выходить через небольшие отверстия в подушке для того, чтобы обеспечить нам возможность двигаться. Несмотря на то, что весь процесс занимает четверть секунды, этого времени достаточно для того, чтобы предотвратить серьезные травмы. Порошкообразное вещество, выделяемое при срабатывании подушки — не что иное, как обычный кукурузный крахмал, или тальк, который используется производителями для сохранения эластичности и предотвращения слипания подушек. Далее мы расскажем о некоторых мерах предосторожности, особенно касающиеся перевозки детей.

Меры предосторожности

  • Отодвиньте сидение назад, при этом Вы должны комфортно доставать до педалей.
  • Немного измените наклон спинки сидения. Несмотря на различные конструкции автомобилей, большинство водителей может без труда соблюдать расстояние в 25 см, отрегулировав наклон спинки сидения. Если при изменении наклона спинки у Вас снижается обзор, вы можете отрегулировать высоту сидения (регулировка высоты есть не во всех автомобилях!) или подложить нескользящую подушку.
  • Регулируя положение рулевого колеса (возможно не во всех автомобилях), направьте подушку безопасности себе в грудь, а не в голову или шею.
  • Дети до 12 лет должны ехать пристегнутыми в специальном детском кресле, соответствующем возрасту ребенка, установленном на заднем сидении автомобиля.
  • Никогда не перевозите детей в креслах, которые устанавливаются против движения автомобиля (для детей до года и весом менее 10 кг) на переднем сидении, если в автомобиле установлена подушка безопасности пассажира.
  • Если Вы вынуждены везти ребенка старше года на переднем сидении с подушкой безопасности пассажира, то необходимо использовать детское кресло, установленное по ходу движения, при этом бустер, ремни и сидение должны быть максимально отодвинуты назад.

Отключение подушек безопасности

  • Подушка водителя и пассажира — Лица с медицинскими показаниями, при которых риски получения вреда здоровью при срабатывании подушки безопасности превышают риски при ее отсутствии.
  • Подушка водителя (помимо медицинских показаний) — Лица, которые не могут занять правильное положение при эксплуатации транспортного средства — не менее 25 см от центра крышки подушки безопасности водителя.
  • Подушка пассажира (помимо медицинских показаний) — Лица, вынужденные перевозить ребенка в детском кресле, установленном на переднем сидении против движения, т.к. в автомобиле отсутствует заднее сидение, заднее сидение слишком мало или при необходимости постоянно проверять состояние здоровья ребенка.
  • Подушка пассажира (помимо медицинских показаний) — Лица, вынужденные перевозить ребенка в возрасте от 1 до 12 лет на переднем сидении, т.к. (а) в автомобиле отсутствует заднее сидение, (б) необходимо перевезти больше детей, чем может поместиться на заднем сидении или (в) при необходимости постоянно проверять состояние здоровья ребенка.
  • наличие кардиостимулятора
  • ношение очков
  • ангина
  • эмфизема
  • астма
  • мастэктомия
  • перенесенная операция на спине или шее
  • преклонный возраст
  • остеопороз
  • артрит
  • беременность

Будущее подушек безопасности

Непрерывно ведется деятельность по повышению качества и полезного действия подушек безопасности. Были введены новые критерии повреждений манекенов при проведении краш-тестов. До недавнего времени большинство мер автомобильной безопасности предпринимались для лобовых столкновений и ударов сзади, несмотря на то, что более 40% всех серьезных травм при ДТП получаются в результате боковых ударов, а 30% всех ДТП составляют боковые удары. Многие производители автомобили приняли во внимание эту статистику (в результате чего были приняты новые стандарты) и усилили двери, дверные коробки, днище и крышу. Но автомобили с боковыми подушками вышли на новый уровень безопасности. По словам конструкторов, боковые подушки безопасности гораздо сложнее разрабатывать по сравнению с фронтальными. Это объясняется тем, что значительная часть энергии от лобового столкновения поглощается бампером, капотом и двигателем, при этом проходит около 30-40 мс прежде чем она доходит до водителя и пассажиров. При боковом ударе водителя или пассажира от другого автомобиля отделяет лишь тонкая дверь и пара сантиметров от нее. Это значит, что боковые подушки безопасности должны раскрываться всего за 5-6 мс! Инженеры Volvo экспериментировали с местами размещения боковых подушек безопасности и остановились на установке в спинке сидения, т.к. такие подушки обеспечивают защиту пассажиров любого телосложения вне зависимости от расположения сидения. При такой установке, датчик срабатывания помещается по бокам нижней части подушки сидения со стороны водителя и переднего пассажира. Это предотвращает срабатывание подушки с неповрежденной стороны автомобиля. Установка подушек безопасности в спинке сидения также позволяет избежать ненужного срабатывания подушек, вызванное столкновением с пешеходом или велосипедом. Раскрытие боковой подушки происходит при столкновении на скорости около 20 км/ч. Конструкторы BMW остановили свой выбор на дверных подушках безопасности. В двери больше места, что позволяет большую подушку со значительной площадью охвата. Головная подушка безопасности, или Встроенная подушка-труба (ITS), похожа на большую сосиску и, в отличие от других подушек безопасности, остается надутой в течение примерно пяти секунд для защиты водителя или пассажира от последующих ударов. Совместная установка головных и боковых подушек безопасности обеспечивает более надежную защиту при боковых ударах. В качестве защиты головы при боковых ударах также используются шторки безопасности. Нужно понимать, что поиск новых возможностей для подушек безопасности продолжается, и ведутся постоянные разработки. Возможно вскоре появятся новые технологии, основанные на данных проводимых краш-тестов и реальных аварий.

Что делать, если сработала подушка безопасности в автомобиле

Александр Никоненко

Александр Никоненко

взорвались подушки безопасности что делать фото

Уже несколько десятилетий ни один автомобиль не сходит с конвейера без установленных в нём подушек безопасности. Их предназначение – уберечь водителя и пассажиров от травм во время ДТП. Но, несмотря на продвинутость современных систем безопасности, сработать подушки могут только один раз. И тогда у автовладельцев возникает вопрос – что делать, как вернуть работоспособность выстрелившим защитным устройствам? Советов по этому поводу в сети можно найти множество. Но, к сожалению, не все они действительно полезны. Пытаясь справиться с проблемой самостоятельно, или устанавливая на место раскрывшейся подушки безопасности заглушку, вы очень рискуете. Чтобы уберечь себя, и всех, кто будет находиться рядом с вами в салоне авто при аварии, необходимо обеспечить гарантированное срабатывание устройства. Давайте посмотрим, что для этого нужно делать, а чего лучше избегать.

Что происходит, когда выстреливает подушка безопасности

  • Взорвавшийся пиропатрон одноразовый, и восстановлению не подлежит.
  • Вещество в газогенераторе, обеспечивающее наполнение подушки безопасности газом, строго дозировано. Выполнившее своё предназначение опустевшее устройство необходимо менять.
  • Оболочка, хотя и обладает высокой прочностью, при стремительном наполнении газом может получить повреждения. Но, даже сохранив свою целостность, она требует тщательной укладки особым способом, обеспечивающим её беспрепятственное раскрытие в дальнейшем.
  • На блоке управления остаётся запись о ДТП, и система постоянно будет выдавать ошибку, если его не перепрошить или не поменять на новый.
  • Выстреливая на огромной скорости, сработавшая подушка безопасности разбивает прикрывающие её панели и разрывает швы обшивки. Чтобы исправить эти повреждения, нужно очень тщательно подбирать подходящий к исходному материал. Иначе «заплаты» будут грубо выделяться, и портить внешний вид салона.

В некоторых марках автомобилей, чтобы предотвратить возгорание при ДТП, если сработали подушки безопасности, автоматически перекрывается подача топлива. И если производителями не предусмотрена кнопка разблокировки, нужно проводить дополнительные восстановительные работы.

Что нужно и чего не нужно делать, если подушки безопасности сработали

Лучшее, что можно сделать после того, как подушки безопасности выполнили свое предназначение – отогнать машину в хороший автосалон. Но из-за дороговизны услуг мастерских, некоторые автовладельцы, особенно собираясь продавать машину после ДТП, предпочитают просто поставить заглушки, замаскировав места повреждений.

выстрелила подушка безопасности что делать фото

Но делать этого не стоит – ценой такой экономии может стать чья-то жизнь. Продавая автомобиль с заглушками, непременно предупредите об этом нового владельца. А если в роли покупателя выступаете вы, то обязательно проверьте наличие подушек безопасности.

Второй вариант, часто предлагаемый в сетях – выполнить ремонт своими руками. Но даже если вам удастся достать все необходимые комплектующие и оборудование, делать его самостоятельно не рекомендуется. Если из-за неточности в инструкции, или от недостатка опыта, вы сделаете что-то не правильно, подушки безопасности не смогут прийти вам на помощь, и сработать в нужный момент.

Поэтому лучше всего всё-таки обратиться в надёжную автомастерскую, в которой имеется всё, что нужно для качественного ремонта сработавших подушек безопасности:

  • Опытные специалисты, знающие все тонкости проведения работ;
  • Оригинальные пиропатроны и оболочки;
  • Современное диагностическое и ремонтное оборудование;
  • Большой выбор материалов, позволяющих восстановить первоначальный вид салона.

Из всего вышесказанного можно сделать единственный вывод: всё, что вам нужно делать, если сработали подушки безопасности – найти достойный доверия автосалон. А всё остальное специалисты сделают сами.

Подушки сработали! Менять или восстанавливать?

Все современные автомобили оснащаются системой SRS (Supplemental Restraint System) – дополнительная удерживающая система. Сюда входят ремни безопасности с преднатяжителями и подушки безопасности, по-английски именуемые airbag (воздушный мешок). Система доказала свою эффективность, надежно защищая водителя и пассажиров при ДТП. Однако после аварии приходится восстанавливать не только поврежденный автомобиль, но и саму систему безопасности, и те повреждения, которые случились в салоне авто при ее срабатывании.

Масштаб бедствия

Какие детали потребуют замены после срабатывания подушек? Конечно, сами «воздушные мешки». В современных машинах их минимум два. В зависимости от комплектации к фронтальным могут добавляться боковые и коленные подушки, шторки безопасности.

При активации подушка надувается горячим газом от пиропатрона и разрушает элемент обивки, под которым скрывалась. Для фронтальных подушек это средняя часть руля и верх передней панели со стороны пассажира. Причем на части машин страдает единая, монолитная панель, а на других – отдельная деталь, заменить которую намного дешевле. Кроме того пассажирская подушка нередко разбивает ветровое стекло. Иногда, под воздействием горячих газов, оплавляется электропроводка.

Итого замене подлежат: два блока подушек, передняя панель, возможно, стекло и проводка. Электронный блок управления подушками нужно менять или перепрограммировать после аварии. Еще подлежат замене натяжители ремней и, желательно, сами ремни. Достаточно серьезная плата за безопасность.

Экономим на безопасности?

Вместо того чтобы сказать системе защиты «спасибо» и собирать деньги на восстановление подушек безопасности, отдельные товарищи начинают экономить. Видимо они руководствуются принципом: «Снаряд дважды в одну воронку не падает» — и считают, что в аварию больше не попадут.

Самый дешевый способ – установить вместо новых подушек так называемую «обманку». Контрольная лампочка не горит, подушки вроде бы есть, но… их нет. Отличное, очень бюджетное решение, которое будет радовать хитрого владельца своей низкой стоимостью. Но только до следующего ДТП, когда голова прилетит не в мягкий airbag, а в твердое рулевое колесо. Цена такой экономии – здоровье, а может быть и жизнь.

Другой вариант экономии на безопасности – ремонт подушки безопасности. Нужно всего-то поменять пиропатрон, уложить обратно подушку, проверить исправность электропроводки, перепрограммировать блок управления и заменить поврежденные панели обивки. Кто-то пытается провести такие работы самостоятельно. Некоторые обращаются к доморощенным «мастерам». Вопрос лишь в том, каким будет результат кустарного ремонта? Сработает ли восстановленная подушка штатно в аварийной ситуации. Стоит ли проводить подобные опыты на себе?

Замена поврежденных деталей на подержанные, снятые с других машин, вполне допустима. Только исправные, не сработавшие подушки безопасности – не частый гость на автомобильных разборках. Машины туда попадают, чаще всего, после аварий. Не попытаются ли вам продать кустарно восстановленный airbag? С не новыми деталями нужно всегда быть начеку.

Обращайтесь к профессионалам.

Самый надежный способ – обратиться в авторизованный сервисный центр. Здесь специалисты проведут необходимую диагностику, заменят отработавшие свое узлы и детали, проверят работоспособность системы после ремонта. И главное – дадут гарантию на выполненные работы. Вас всегда ждут в технических центрах официального дилера FAVORIT MOTORS. Доверьте заботу о вашей безопасности профессионалам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *