Трансмиссия и коробка передач в чем разница
Перейти к содержимому

Трансмиссия и коробка передач в чем разница

  • автор:

Трансмиссия или коробка передач: как правильно говорить

Нередко встречаются люди, которые, описывая свой автомобиль, говорят, например, о наличие в ней пятиступенчатой трансмиссии. Другие, слыша подобные слова, заявляют о грубой ошибке. Есть ли среди них тот, кто прав в данной ситуации? Существует ли разница между такими часто употребляемыми терминами?

Встречая в тексте фразу «шестиступенчатая трансмиссия», любой человек, хотя бы отдаленно разбирающийся в автомобилях, понимает, что речь идет о коробке передач. И, скорее всего, начнет и дальше так говорить, полагая, что оба термина обозначают одно и то же.

На самом деле, разница между ними существует, причем она значительная. Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента, передающегося на ведущую ось, в пределах, недоступных современным двигателям. В свою очередь, трансмиссия объединяет весь комплекс механизмов, благодаря которым указанный крутящий момент подается на колеса. Получается, что в большинстве современных автомобилей трансмиссия берет свое начало на педали сцепления либо на гидротрансформаторе, устанавливаемом вместе с автоматической коробкой передач, и заканчивается на ступицах, расположенных на ведущих колесах. Стоит отметить, что сегодня имеются машины, лишенные вовсе трансмиссии. Это электромобили, у которых ротор является одним из элементов ведущих колес. К ним можно отнести автомобили, разработанные более 100 лет назад знаменитым Фердинандом Порше.

Из сказанного следует, что коробка передач является одним из элементов, составляющих трансмиссию. Значит, правильнее говорить «5-ступенчатая КПП», а не «5-ступенчатая трансмиссия».

Трансмиссия и коробка передач в чем разница

Трансмиссия и коробка передач часто используются как синонимы. Именно так данные термины и привыкли употреблять большинство автовладельцев. Но на самом деле это не совсем правильно. Почему?

Трансмиссия и коробка передач в чем отличие

Трансмиссия и коробка передач в чем отличие

Трансмиссия – это сам узел, в который входит КПП. Помимо неё, в её составе также — сцепление, передний мост, задний мост, карданный вал, раздаточная коробка. Количество этих деталей может варьироваться в зависимости от типа автомобиля.

Коробка передач – это часть трансмиссии. Она отвечает только за переключение передач во время движения авто. При помощи топлива коробка заставляет колёса крутиться. Вследствие этого машина движется. При этом КПП выбирает нужную передачу, в зависимости от скорости движения, а также от того, вперёд или назад едет авто.

Поэтому трансмиссия и коробка передач – это совершенно разные понятия. И путать их, конечно, не стоит.

Как и в каком случае нужно говорить? Конечно, правильнее говорить, когда речь идёт обо всём узле, — трансмиссия, а когда только о его конкретной части – коробка переключения передач. Именно так должны выражаться грамотные водители, автомеханики и продавцы автосалонов. Ну, и, конечно, профессиональные эксперты по автомобилям, инженеры автоконцернов.

Трансмиссия и коробка передач одно и тоже или нет?

Конечно, это неправильно, но на практике эти понятия часто подменяются. Мы уже давно привыкли, что эти термины используются как синонимы. Поэтому, когда человек говорит, что у него автоматическая трансмиссия или коробка-автомат, мы понимаем, о чём идёт речь.

Также нам понятно, если мастер в сервисе сообщает, что нужно поменять масло в механической трансмиссии. Это значит, что в МКПП будет заливаться новая жидкость.

Кроме того, иногда такой подменой наименований грешат и профессионалы. Это можно заметить в интервью автоэкспертов или по видеороликам известных автомобильных блогеров.

Поэтому, наверное, эту ошибку никогда не искоренить. А для правильного понимания таких слов, просто нужно задумываться, в каком контексте это сказано.

Трансмиссия автомобиля: виды и основные неисправности

Фото: Shutterstock

Трансмиссия автомобиля — это совокупность различных узлов и механизмов, передающих крутящий мо­мент от двигателя к ведущим колесам и изменяющий его по величине и направлению. Другими словами, именно трансмиссия позволяет автомобилю тронуться с места, ускоряться и двигаться, в том числе, задним ходом.

Ее конструкция тесно связана с изначальной компоновкой транспортного средства, то есть как расположен двигатель и ведущие колеса относительно друг друга. У переднеприводных авто двигатель и трансмиссия это по сути единый узел под капотом. При заднеприводной компоновке двигатель спереди, а ведущие колеса — задние. Есть и более экзотические варианты, например, с центрально- и заднемоторной компоновкой.

Дополнительно трансмиссия усложняется при наличии полного привода. В этом случае ведущими будут четыре колеса, и тут есть свои нюансы — в каком соотношении распределяется мощность по осям, тип блокировки и прочее.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Кроме того, есть специфические трансмиссии, которые или не нашли массового применения, или используются на тяжелой строительной, сельскохозяйственной и военной технике.

Назначение трансмиссии

Основное назначение трансмиссии — преобразование и передача крутящего момента. От ее конструкции и характеристик отдельных узлов также зависит:

  • динамика и показатели управляемости;
  • безопасность;
  • эффективный расход топлива. Слаженная работа всех элементов трансмиссии обеспечивает максимально возможный КПД с минимальной потерей мощности.

Устройство трансмиссии

Устройство трансмиссии варьируется от типа привода и компоновки, но в самом общем виде к ее основным узлам относят:

  • сцепление — в классическом варианте передает энергию вращения маховика и позволяет включать/отключать трансмиссию от ведущего вала. На автоматах это делает гидротрансформатор.
  • коробка передач — предназначена для изменения крутящего момента в широком диапазоне, для адаптации скорости вращения двигателя к разным режимам движения. Бывают ступенчатыми и бесступенчатыми.
  • кардан — это несколько механических элементов (валы), которые передают вращение к расположенным на расстоянии элементам. Например, при задне- или полноприводной компоновке.
  • дифференциал — благодаря ему пара ведущих колес, то есть расположенных на одной оси, могут вращаться с разными скоростями. Это необходимо, например, при поворотах, в том числе, для исключения пробуксовки.
  • шарниры равных угловых скоростей (ШРУС) — элемент передне- и полноприводных авто, который передает момент под изменяющимся углом (до 70 градусов) относительно оси. Делятся на внешние и внутренние.
  • раздаточная коробка — применяется опционально. Позволяет передавать крутящий момент на все четыре колеса и использовать понижающую передачу.

В трансмиссии все эти элементы, с поправкой на полный привод и компоновку, последовательно связаны друг с другом и в классическом варианте (заднеприводном) работают так:

  1. через сцепление от маховика крутящий момент передается на первичный вал КПП;
  2. от нее вращение, в соответствии с выбранной передачей, передается на вторичный вал. Он в свою очередь соединен с карданом и главной передачей;
  3. от них мощность перераспределяется по оси на каждое из колес.

У переднеприводных автомобилей выходной вал КПП напрямую соединен с объединенным в один узел главной передачей и дифференциалом. Момент на ведущие колеса, которые в движении постоянно меняют свое положение относительно КПП, помогают передать ШРУСы. При полном приводе, когда ведущие все колеса, за распределение крутящего момента отвечает раздаточная коробка.

Виды трансмиссии

В первую очередь стоит определиться, что брать за основу классификации. Например, все трансмиссии можно разделить по типу привода — передний, задний или полный.

Еще одна классификация, которая часто приводится в специализированной литературе — по способу передачи энергии: механические, гидростатические, гидрообъемные, электромеханические и другие. В массовом легковом сегменте нашли применение не все из них и наиболее распространена первая — та, где мощность передается путем вращения и трения механических узлов.

Но чаще всего под трансмиссией подразумевают все же тип коробки передач: механическая или автоматическая. Такое разделение уже прочно вошло в лексикон, и в этом случае трансмиссия и коробка по факту становятся синонимами (что не совсем так).

Неисправности трансмиссии: советы эксперта

Проблем и поломок у трансмиссии автомобиля может быть ровно столько, сколько рабочих элементов в ее составе. Но редко когда поломка случается внезапно. Любой неисправности, которая без должного внимания способна перерасти в полноценный дефект, предшествуют симптомы. Некоторые из них лучше диагностировать у специалистов, другие можно проверить самостоятельно. Разбираемся с экспертом в наиболее распространенных из них.

Проблемы КПП

В целом, коробка переключения передач — надежный узел в трансмиссии автомобиля. При правильной эксплуатации и соблюдении регламента обслуживания, серьезных проблем может не возникнуть на протяжении всего срока владения автомобилем. Но насторожиться стоит в случае, когда:

  • появился шум и скрежет при переключении;
  • передача не включается или ее выбивает;
  • «коробка», если это автомат, зависает, чувствуются пинки или провалы;
  • очевидная утечка трансмиссионной жидкости.

Юрий Гордеев, мастер-консультант отдела слесарного сервиса АвтоСпецЦентра Nissan Химки:

«В случае, когда не получается сдвинуть рычаг МКПП при выжатом сцеплении, проверяют уровень и качество трансмиссионной жидкости.

Если на АКПП при движении селектор самостоятельно уходит в нейтральное положение, то проводят диагностику синхронизатора и электроники. Когда коробка «зависает», например работает только на третьей передаче и далее не переключается, потребуется диагностика соленоида блокировки переключения, а также проверка датчика переключения. Повышенный шум или воющий звук могут указывать на износ подшипника первичного вала.

Блокировка задней передачи и рывки при смене четных скоростей на DSG требуют диагностики износа фрикционной многодисковой муфты и уровня истирания соленоидов мехатроника».

Трансмиссия и коробка передач — в чем между ними разница?

Одни без тени смущения говорят о «6-ступенчатой автоматической трансмиссии», другие же считают это грубой ошибкой, требуя называть агрегат «коробкой передач». Кто прав — и есть ли разница в значениях этих, широко использующихся профессионалами и дилетантами терминов?

Когда в тексте упоминается «5-ступенчатая трансмиссия» или «механическая трансмиссия», — несложно догадаться, что речь идет о коробке передач. Многие неравнодушные к автомобилям люди считают, что два этих термина обозначают один и тот же агрегат. И один можно без зазрения совести заменять другим — примерно как писать «гиппопотам» вместо «бегемота». На суперкаре Nissan GT-R ради хорошей развесовки коробку передач отодвинули к задней оси, что усложнило конструкцию трансмиссии: часть крутящего момента, «добежавшего» до задней части автомобиля и «пробежавшего» по валам КПП, по второму карданному валу отправляется в обратный путь — к передним колесам. На деле же разница есть — и ощутимая. Что такое коробка передач — объяснять вряд ли требуется. Трансмиссия же — это весь комплекс агрегатов и механизмов, с помощью которого сгенерированный двигателем крутящий момент добирается до ведущих колес. Таким образом, на большинстве привычных нам автомобилей трансмиссия начинается со сцепления (или гидротрансформатора автоматической коробки передач) и заканчивается ступицами ведущих колес. Хотя есть и автомобили, не имеющие трансмиссии вовсе, — точнее, электромобили с мотор-колесами, где на ступице закреплен статор, а ротор является составной частью колесного диска. Знаменитые ныне гибриды Фердинанда Порше, построенные больше ста лет назад, обходились без трансмиссии благодаря передним мотор-колесам. Одним словом, коробка передач — это всего лишь один из элементов трансмиссии. Поэтому говорить о «6-ступенчатой механической трансмиссии» все-таки не совсем корректно. Тем более что наличие механической КПП не исключает наличия в трансмиссии управляемых электроникой межосевых и межколесных муфт, которые, как правило, умеют перераспределять крутящий момент в автоматическом режиме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *