Почему дизель называют соляркой
Перейти к содержимому

Почему дизель называют соляркой

  • автор:

Почему дизельное топливо еще называют «соляркой» и правильно ли это?

К современности наибольшее распространение получили два вида жидкого топлива для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Это обще известные: бензин и дизельное топливо. Хоть таким автомобилям наступают на пятки современные электрокары, автомобили с ДВС еще долго будут ездить по дорогам во всем мире. Многие водители и другие кто связан с техникой применяют и используют название дизельного топлива, которое укоренилось в народе как «солярка» или «соляра». Этот термин широко используется в просторечном обиходе и не вызывает никаких проблем с пониманием. Почему часто используется такое обиходное название? Откуда оно появилось? — Давайте разбираться.

Количество грузовых и легковых автомобилей и другой самой разнообразной техники используемой во всех отраслях промышленности нашей страны огромно. Вся эта техника имеет либо бензиновые, либо дизельные двигатели. Для работы двигателей всей этой техники необходимо топливо, часть автомобилей работает на бензине, определенная доля техники работает на дизельном топливе. Да и ни одна страна мира не обходится без использования бензина и дизельного топлива, несмотря на все большую популярность электрических решений. Какова же этимология слова «солярка» так часто применяемого в разговорной речи для обозначения дизельного топлива?

Прежде всего немного остановимся на процессе получения топлива. Ископаемая нефть — основа, основ для получения топлива. На нефтеперерабатывающих заводах при высоком нагреве сырую нефть перерабатывают, получают фракции, которые условно можно разделить на три основные группы.

1. Легкие — бензин, керосин, газойль. Они имеют низкую температуру кипения и используются в качестве топлива для автомобилей, реактивных двигателей, а также применяются в химической промышленности.

2. Средние — соляровые масла, мазуты. Используются в качестве дизельного топлива, а также как сырье для получения масел и смазок.

3. Тяжелые — гудрон, битум, кокс. Используются для производства дорожных и строительных материалов, а также для получения электроэнергии на ТЭС.

Каждая фракция имеет свои уникальные свойства и применение, что делает процесс переработки нефти сложным и многоступенчатым. Каждая из этих фракций подвергается дополнительной переработке, и они подразделяются и разнятся температурами выкипания.

Некоторые ошибочно считают, что соляра и дизельное топливо это синонимы. Но это не совсем так. Дизельное топливо получается путём прямой перегонки и содержит наряду с соляровыми фракциями, керосиновые и газойливые составляющие. «Солярка» получила своё название и происходит от немецкого слова «Solaröl» (солнечное масло), которое, в свою очередь, является производным от латинского слова «solar» — солнечный. «Солнечный» созвучный корень тут легко улавливается. Изначально так называли более тяжелые фракции, полученные из нефти, из-за их характерного желтого цвета, напоминающего солнце.

Термин «солярка» для обозначения дизельного топлива появился и вошел в обиход в раннюю советскую эпоху, когда продукты дизельной перегонки нефти стал называться «соляровым маслом». А этот термин известен с 19 века, так обозначалось очень вязкое топливо для уличных фонарей. Так, с течением времени, советские водители стали по привычке называть все дизельное топливо «соляркой».

Но солярка — это самостоятельный вид топлива, его уже не применяют в современных автомобильных двигателях (как скажем и спирт для бензиновых). Даже вязкость у солярки (до 9 кв. мм/с) примерно в два раза выше чем у дизельного топлива с обычной заправочной станции. Настоящая солярка применяется только в двигателях с низким числом оборотов для тихоходных машин. Такие двигатели устанавливаются в основном на крупногабаритной технике: сельскохозяйственных тракторах, дизельных тепловозах, на кораблях помимо мазута. Дизельное топливо существенно отличается от солярки наличием большого числа сложных углеводородов, имеет низкую температуру закипания, небольшую вязкость и другое содержание серы (она нужна для обеспечения смазывающих свойств).

Но назвать это топливо словом «дизель» тоже не совсем правильно, так как это название типа двигателя по имени изобретателя Рудольфа Дизеля.

Что будет если перепутать дизельное топливо и бензин на заправке.

Есть ли отличие между соляркой и дизельным топливом

Чем отличается солярка от дизельного топлива, применяемого для двигателей внутреннего сгорания? Кроме названия разницы между ними нет никакой. Это один и тот же нефтепродукт, получивший множество синонимов, имеющих абсолютно одинаковое определение. Дизельное топливо – вещество жидкой консистенции, получаемое путем прямой перегонки нефти с использованием керосиновых и газойлевых фракций.

Свое название солярка получила благодаря немецкому слову Solaröl, что в переводе с немецкого – солнечное масло

1-est-li-otlichie-mezhdu-solyarkoy-i-dizelnym-toplivom-1.jpg

Почему дизтопливо называют соляркой

Среди версий, почему дизтопливо называют соляркой можно выделить одну – сходство с соляровым маслом. Когда впервые началась его перегонка из сырой нефти, материал стал очень популярен. Его использовали для смазки и освещения. Со временем слова «дизтопливо» и «солярка» стали взаимозаменяемы. Чаще всего солярой ДТ называют те, кто работает с сельхозтехникой.

Соляровое масло является нефтяной фракцией и проходит щелочную очистку. Его характеристики:

  • Вскипание – при t°240-400°С.
  • Застывание – при t°не выше -20°С.
  • Вспышка – при t° не ниже 125°С.
  • Вязкость при t°50°С – 5-9 сст.
  • Содержание серы – не выше 0,2%.

Слово солярка сугубо разговорное, его не встретишь в технической литературе и словарях

Для чего подходит дизельное топливо (солярка)

Солярка – это дизельное топливо, получившее широкое применение в разных сферах деятельности. Его используют для заправки транспортных средств:

  • Железнодорожных.
  • Автомобильных.
  • Водных.

Недорогой нефтепродукт необходим для обслуживания как военной, так и сельскохозяйственной техники, спецоборудования. Кроме того, его добавляют к различным средствам, предназначенным для смазки и охлаждения. Также вещество смешивают с закалочными растворами, необходимыми для механической и термической обработки металлов.

Остаточное дизельное топливо все чаще используют для заправки оборудования в котельных

1-est-li-otlichie-mezhdu-solyarkoj-i-dizelnym-toplivom-2.jpg

Дизельное топливо и солярка – в чем различие марок

Дизельное топливо и солярка – различие выпускаемых видов заключается в характеристиках, позволяющих использовать ДТ в различных климатических условиях. Можно выделить три основных марки дизеля:

  • Летнюю (ДТЛ).
  • Зимнюю (ДТЗ).
  • Арктическую (ДТА).

Наиболее часто встречаемые вопросы и ответы о топливе можно найти в соответствующем разделе на сайте ООО ТК «АМОКС». Если же вы хотите понять, как выбрать подходящий класс солярки, стоит ориентироваться на температурные показатели, такие как:

  • Диапазон использования.
  • Вспышка ДТ.
  • Застывание вещества.

Характеристики дизельного топлива в соответствии с ГОСТом 305-82

1-est-li-otlichie-mezhdu-solyarkoj-i-dizelnym-toplivom-3.jpg

Солярка и дизельное топливо одно и то же, при этом отличаться может сырье, произведенное в РФ, предназначенное для использования в стране, от того которое будет экспортировано. Показатели ДТЭ приведены в таблице:

Основные характеристики

Марки

Летнее ДТ

Зимнее ДТ

Что такое солярка, почему дизельное топливо называют соляркой, как её отличить от бензина

«Солярка» и «дизельное топливо» — это слова, которые в разговорной речи между водителями употребляются для обозначения одного и того же нефтепродукта. С точки зрения химической технологии, это две разных фракции, но с некоторыми общими эксплуатационными особенностями.

  • Что такое солярка
  • Почему дизельное топливо называют соляркой
  • Как отличить солярку от бензина
  • Сколько весит литр солярки
  • При какой температуре замерзает солярка

Что такое солярка

Впервые термин «солярка» был употреблен в середине XIX века. Несмотря на неблагозвучность термина (по сравнению с тем же солидным «дизелем»), в переводе с немецкого он обозначает «солнечное масло». Действительно, внешне жидкость имеет светло-желтый оттенок, цвет мягкого дневного солнца. В XIX веке соляркой называли одну из тяжелых фракций, которая получается при прямой перегонке нефтяного сырья.

Что такое солярка

«Солнечное масло» выпускала отечественная автопромышленность во времена СССР. Соляровая жидкость изготавливалась и хранилась в соответствии с ГОСТ. Она была пригодна для заливки в дизельные двигатели тракторов и водных судов.

Что такое солярка и дизельное топливо с точки зрения процесса производства нефтепродуктов? Это два различных компонента. Фракции выбираются в процессе прямой перегонки в разное время, хотя обе жидкости – тяжелые.

Соляровое масло является частью тяжелых фракций нефти, и в том числе входит в состав чистого дизельного горючего наравне с другими компонентами.

Почему дизельное топливо называют соляркой

Если углубляться в филологию, то внятного происхождения слова «солярка» в советском пространстве мы не найдем. Обозначение использовалось только как прилагательное для описания конкретных нефтяных фракций. Соляровые фракции использовались в качестве питания для моторов малогабаритных транспортных средств быстрого и тихого хода, используемых в сельском хозяйстве и промышленности.

Почему дизельное топливо называют соляркой

Простыми словами — термин «солярка» имеет народное происхождение. И соляровая фракция, и дизель используются для питания дизельных моторов, но различных транспортных средств. Так получилось, что в разговорной речи границы стерлись, и «соляра» вдруг стала горючим для легковых и грузовых авто. Примечательно, что, говоря «солярка», мы понимаем под ним вовсе не оригинальное соляровое масло, а сам дизель – продукт прямой переработки нефти, выделяющийся из керосиново-жидкоуглеводородных фракций.

Как отличить солярку от бензина

Дизель и бензин, будучи оба продуктами обработки нефтяного сырья, представляют собой две субстанции с различными химическими и физическими данными.

Основные отличия жидкостей следующие:

  1. Воспламенение бензиновых марок происходит от контакта с искрой зажигания. Для дизельного топлива этого недостаточно. Дизель также необходимо «сжать», изменив давление. Атмосферные бензиновые двигатели внутреннего сгорания не сконструированы таким образом, чтобы обеспечить все условия плавного горения дизеля.
  2. У дизеля более высокая плотность, топливо является термозависимым, т.е. быстро густеет при достижении низких температур.
  3. У солярки нет октанового числа – параметра, определяющего стойкость состава к самовозгоранию. Вместо этого качество солярки оценивают по цетановому числу – показателю, указывающему на быстроту и плавность возгорания. Октановые числа автомобильных марок бензина – от 92 и выше, среднее цетановое число дизеля высшего качества – от 51 пункта.
  4. Различается и состав выброса в атмосферу от двигателей, работающих на указанных типах горючего. Солярка способствует увеличению содержания оксидов азота и углерода в выхлопе, поэтому экологические требования к составу ужесточаются с каждым годом.

Как отличить солярку от бензина

Указанные физические особенности можно использовать для определения, какой точно состав находится перед Вами – бензин или дизель. Визуально дизтопливо будет плотнее, а если к нему прикоснуться, то субстанция будет напоминать легкое масло. Бензин больше похож на воду и очень летуч, то есть быстро испаряется. Часто цвет бензина светлее, чем у дизтоплива, но один этот параметр не может быть решающим.

Когда две жидкости смешиваются между собой, солярка оседает на дно, так как имеет большую плотность, чем бензин. Последний является самой легкой фракцией, получаемой при обработке жидкой нефти, в то время как солярка относится к классу тяжелых.

Если поместить в холодильник по 100 мл того и другого состава, то солярка замерзнет, а бензин – нет.

Другой способ можно использовать только в хорошо проветриваемых помещениях, оснащенных средствами пожаротушения. Слегка обмакните края ветошей в оба состава (по одной ткани на емкость) и подожгите. Бензин вспыхнет мгновенно. Быстро потушите огонь с помощью песка. Очистите помещение.

Сколько весит литр солярки

Солярка меняет плотность в зависимости от температуры окружающей среды. Именно поэтому топливо считается сезонным – то есть летом для заливки в бак пригодна одна марка дизеля, а зимой – другая, обогащенная специальными антиморозными присадками.

Учитывая сказанное, вес одного литра дизеля разных марок будет отличаться.

Сколько весит литр солярки – этот параметр определен лабораторно и является энциклопедическим. Это значит, что исследования проводились при определенной температуре для каждой марки горючего, и результаты могут применяться для любых других расчетов.

Сколько весит литр солярки

Итак, определение веса горючего происходит при стандартной температуре +20 градусов. При этом вес одного литра объема смеси будет равняться:

  • летний дизель – 860 грамм
  • зимний дизель – 840 грамм
  • арктический дизель – 830 грамм

Чтобы определить вес большого объема горючего, нужно воспользоваться формулой:

Общий вес в кг = количество литров * лабораторное значение веса литрового объема для данного вида солярки.

Вес 20 литров зимнего дизеля будет высчитываться так: 20 * 0,84 = 16,8 кг.

При какой температуре замерзает солярка

Солярка, или дизель, быстро реагирует на снижение температуры. При минусовых значениях начинается процесс парафинизации, горючее густеет и уже не может беспрепятственно миновать форсунки и топливные магистрали. Оно становится непригодным для использования.

При какой температуре замерзает солярка

В летнем дизеле указанные процессы протекают при снижении температуры уже до -5 градусов. Зимняя солярка более морозостойкая из-за наличия в субстанции специальных добавок, которые препятствуют «слипанию» частиц н-парафинов между собой. Такое горючее можно смело использовать до -35 градусов. В регионах с особо суровыми условиями целесообразно заливать в бак арктический дизель, который сохраняет свои эксплуатационные качества даже при -55 за окном.

Чтобы обезопасить внутренние механизмы транспортного средства от попадания в них «застывшего» дизеля, автолюбители разбавляют топливо специальными присадками – антигелями. Рекомендуется использовать добавку к зимнему дизелю, улучшая термоустойчивость состава. А вот добавление антигелей в летнюю солярку вряд ли принесет пользу – несмотря на мощность добавки, «разбавить» уже застывший объем без снижения качества горючего не получится.

Солярка. Почему дизельное топливо называют соляркой?

Солярка- популярное слово ,под которым подразумевается дизельное топливо, но что самое интересное, услышать этот термин можно только в разговорном обиходе. Если попробовать заглянуть в словари и поискать слово солярка, то к всеобщему удивлению мы там его не найдем . Единственное, что указывает на связь ,это происхождение от слова «соляр» и «соляровое масло».Соляровое масло (фракция нефти, прошедшая щелочную очистку. Выкипает в интервале примерно 240—400 °С; вязкость 5—9 сст (при 50 °С); содержание серы не более 0,2%; температура застывания не выше —20 °С; температура вспышки в открытом тигле не ниже 125 °С. С. м. служит топливом для тихоходных тракторных, стационарных и судовых дизелей, применяется для пропитки кож в кожевенном производстве, а также при механической и термической обработке металлов в качестве охлаждающей и закалочной жидкости). изначально использовалось для светильников, так как горело ярче ,чем существующие аналоги на тот момент. Также как и дизельное топливо , соляровое масло ( или солярка уже в этом случае) добывалось методом перегонки из сырых нефтепродуктов а точнее продукт перегонки нефти и каменноугольного дегтя, удельный вес 0,85 употребляется как смазочный материал и для освещения. Впоследствии названия дизельное топливо и солярка часто пересекались и были взаимозаменяемы. В дальнейшем слово солярка приобретает популярность у работников сельского хозяйства и особенно у трактористов. Впрочем и на сегодняшний день солярка занимает свое место в лексиконе обозначения дизельного топлива ,хотя ученые мужи настаивают на том ,чтобы техническое обозначение в литературе и в нормативных документах должно быть именно дизельным топливом, а не иначе.

Но как убедить обычного труженика села не употреблять слово солярка, да и старшее поколение говорит в основном солярка , а не дизтопливо… Но это уже особенности российского менталитета.

Ди́зельное то́пливо (соляровое масло, солярка) — жидкий продукт, использующийся как топливо в дизельном двигателе внутреннего сгорания, а также — и в газодизелях . Обычно под этим термином понимают топливо, получающееся из керосиново — газойлевых фракций прямой перегонки нефти .

Применение

Основные потребители дизельного топлива — железнодорожный транспорт , грузовой автотранспорт , водный транспорт и сельскохозяйственная техника. Кроме дизельных и газодизельных двигателей, остаточное дизельное топливо (соляровое масло) зачастую используется в качестве котельного топлива , для пропитывания кож, в смазочно-охлаждающих средствах при механической и закалочных жидкостях при термической обработке металлов.

Основные характеристики топлива

Различают дистиллятное маловязкое — для быстроходных, и высоковязкое, остаточное, для тихоходных (тракторных, судовых, стационарных и др.) двигателей. Дистиллятное состоит из керосино-газойлевых фракций прямой перегонки и до 1/5 из газойлей каткрекинга и коксования . Вязкое топливо для тихоходных двигателей является смесью мазутов с керосиново-газойлевыми фракциями. Теплота сгорания дизельного топлива в среднем составляет 42624 кДж/кг (10180 ккал/кг).

Вязкость и содержание воды

Различают так называемое зимнее и летнее дизельное топливо. Основное отличие в температуре предельной фильтруемости ASTM D 6371 и температурах помутнения и застывания ASTM D97, ASTM D2500, указанной в стандартах на это топливо. Производство зимнего топлива обходится дороже, но без предварительного подогрева невозможно использовать летнее топливо при −20 °C, например. Ещё одной проблемой является повышенное содержание воды в дизельном топливе. Вода отслаивается при хранении дизтоплива и собирается внизу, так как плотность дизтоплива меньше 1 кг/л. Водяная пробка в магистрали полностью блокирует работу двигателя. Требования межгосударственного стандарта ГОСТ 305-82 «Топливо дизельное. Технические условия» регламентируют кинематическую вязкость при 20 °C для летних сортов в пределах 3,0÷6,0 сст , для зимних сортов 1,8÷5,0 сст, для арктических 1,5÷4,0 сст. Этот стандарт требует также отсутствия воды во всех марках топлива.

Воспламеняемость от сжатия

Основной показатель дизельного топлива — это цетановое число (Л-45). Цетановое число характеризует способность топлива к воспламенению в камере сгорания и равно объёмному содержанию цетана в смеси с α-метилнафталином, которое в стандартных условиях ASTM D613 имеет одинаковую воспламеняемость по сравнению с исследованным топливом. Температура вспышки , определённая по ASTM D93, для дизельного топлива должна быть не выше 70 °C. Температура перегонки , определённая по ASTM D86, для дизельного топлива не должна быть ниже 200 и выше 350 °C.

Содержание серы

В последнее время в рамках борьбы за экологию жёстко нормировано содержание серы в дизельном топливе. Под серой здесь понимается содержание сернистых соединений — меркаптанов (R-SH), сульфидов (R-S-R), дисульфидов (R-S-S-R), тиофенов, тиофанов и др., а не элементарная сера как таковая; R — углеводородный радикал. Содержание серы в нефти находится в пределах от 0,15 % (легкие нефти Сибири), 1,5 % (нефть Urals) до 5—7 % (тяжёлые битуминозные нефти); допустимое содержание в некоторых остаточных топливах — до 3 %, судовом топливе — до 1 %, а по последним нормативам Европы и штата Калифорния допустимое содержание серы в дизельном топливе не более 0,001 % (10 ppm). Понижение содержания серы в ДТ, как правило, приводит к уменьшению его смазывающих свойств, поэтому для ДТ с ультранизким содержанием серы обязательным условием является наличие присадок.

Порядковый номер согласно принятой ООН системы: 1202, класс — 3.

Физические свойства

Летнее дизельное топливо: Плотность: не более 860 кг/м³. Температура вспышки: 62 °C. Температура застывания: −5 °C. Получается смещением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180—360 градусов Цельсия. Рост температуры конца выкипания приводит к усиленному закоксовыванию форсунок и дымности.

Зимнее дизельное топливо: Плотность: не более 840 кг/м³. Температура вспышки: 40 °C. Температура застывания: −35 °C. Получается смещением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180—340 °C. Так же зимнее дизельное топливо получается из летнего дизельного топлива добавление депрессорной присадки, которая снижает температуру застывания топлива, однако слабо меняет температуру предельной фильтруемости. Кустарным способом в летнее дизельное топливо добавляют до 20 % керосина ТС-1 или КО, при этом эксплуатационные свойства практически не меняются.

Арктическое дизельное топливо: Плотность: не более 830 кг/м³. Температура вспышки: 35 °C. Температура застывания: −50 °C. Получается смещением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180—330 градусов Цельсия. Пределы кипения арктического топлива примерно соответствуют пределам выкипания керосиновых фракций, поэтому данное топливо — по сути утяжеленный керосин . Однако чистый керосин имеет низкое цетановое число 35-40 и плохие смазывающие свойства (сильный износ ТНВД ). Для устранения данных проблем в арктическое топливо добавляют цетаноповышающие присадки и минеральное моторное масло (лучше тепловозное или камазовское) для улучшения смазывающих свойств. Более дорогой способ получения арктического дизельного топлива — депарафинизация летнего дизельного топлива.

Альтернативы классическому дизельному топливу

Биодизель — биотопливо на основе растительных или животных жиров ( масел ), а также продуктов их этерификации . Растительное масло переэтерифицируется метанолом , реже или этанолом или изопропиловым спиртом (приблизительно в пропорции на 1 т масла 200 кг метанола + гидроксид калия или натрия) при температуре 60°С и нормальном давлении. Применяется на автотранспорте в чистом виде и в виде различных смесей с дизельным топливом . В США смесь дизельного топлива с биодизелем обозначается буквой B; число после буквы означает процентное содержание биодизеля. В2 — 2 % биодизеля, 98 % дизельного топлива . В100 — 100 % биодизеля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *