Почему не работает аккумулятор на машине
Перейти к содержимому

Почему не работает аккумулятор на машине

  • автор:

9 признаков необходимости срочной замены аккумулятора

Признаки плохого аккумулятора автомобиля известны опытным и начинающим водителям далеко не в полном объеме. Для большинства основным симптомом разряженного АКБ является проблемный запуск двигателя в холодное время года. Это верно, но по сути аккумуляторная батарея отвечает не только за приведение мотора в движение. Любой АКБ выполняет 3 функции:

  • запускает стартер, который включает двигатель;
  • питает бортовую электронику при выключенном моторе;
  • помогает генератору, если он не справляется с нагрузкой.

Заряд аккумулятора нужно поддерживать на оптимальном уровне, в противном случае он не будет выполнять свои основные функции. Разряжающийся АКБ еще может справляться с некоторыми задачами, но делает это на порядок медленнее и хуже. Во избежание критических ситуаций нужно понимать главные признаки умирающего аккумулятора автомобиля. Специалисты компании «ПАК» расскажут о 9 распространенных ситуациях, при которых АКБ сел и требует оперативной замены.

1. Двигатель заводится с трудом

признаки умирающего аккумулятора автомобиля

Умирающий или нерабочий свинцовый АКБ обязательно проявит себя в момент запуска двигателя. Аккумулятор отвечает за включение стартера, который начинает проворачивать коленчатый вал (один из основных узлов мотора). В нормальных условиях машина должна заводиться в течение нескольких секунд после проворачивания ключа или нажатия на стартовую кнопку. При наличии проблемного АКБ старт автомобиля будет происходить по-другому:

  • на запуск уходит больше времени, независимо от погодных условий;
  • при заведении авто вал начинает проворачиваться медленнее обычного;
  • при проворачивании ключа или попытках нажать на кнопку слышны частные щелчки реле стартера.

Причиной появления подобных признаков скорее всего является разряженная или неисправная батарея. При обнаружении даже слабых подозрений рекомендуется проверить АКБ, чтобы при необходимости зарядить или заменить ее.

2. Постоянно горит индикатор необходимости зарядки АКБ

Панели современных автомобилей оснащены специальным контрольным индикатором, показывающим состояние батареи. Сигнализатор имеет вид лампочки с изображенным на красном светофильтре аккумулятором. Индикатор загорается в момент включения зажигания и гаснет сразу после пуска мотора. В ряде ситуаций лампочка не выключается, а горит постоянно. Это свидетельствует о наличии проблем с генератором или аккумулятором.

Неисправности с АКБ также можно заподозрить, если на панели спонтанно загорается Check Engine (проблемы в системе работы двигателя). Когда других заметных отклонений нет, но индикатор продолжает гореть, стоит оперативно обратиться за диагностикой.

3. Механические повреждения корпуса аккумулятора

признаки неисправности аккумулятора

Внутренняя конструкция батарей представлена набором решетчатых свинцовых пластин, которые покрыты специальным активным веществом (намазкой) и погружены в электролит (кислотную токопроводящую жидкость).

В результате механического воздействия (удары, сильная тряска из-за плохой фиксации) корпус АКБ деформируется, снаружи покрывается сколами и трещинами. Это способствует серьезным внутренним повреждениям (осыпанию намазки или полному разрушению пластин), может привести к утечкам электролита или частым микро замыканиям. Наличие каких-либо деформаций – опасная ситуация, при которой требуется срочная утилизация аккумуляторной батареи с заменой на новую.

4. Вздутие батареи

признаки плохого аккумулятора

Некоторые признаки плохого аккумулятора можно определить путем простого визуального осмотра устройства. Вздутие корпуса – один из них. Внутри батареи постоянно происходят химические реакции. Для их осуществления должны соблюдаться оптимальные условия, особенно это касается температуры.

Воздействие жары и мороза плохо влияют на электролит, находящийся в банках (ячейках) батареи:

  • при перегреве внутри АКБ происходит избыточное газообразование, которое раздувает корпус;
  • при сильных заморозках жидкость затвердевает и деформирует корпус (при условии долгого простоя на улице или в неотапливаемом гараже).

Вздутый корпус – явный признак мертвого аккумулятора. Спасти его не получится.

5. Темный цвет электролита

Химические вещества, нанесенные на свинцовые пластины, из-за старости, перепадов температур или механических повреждений могут осыпаться и оседать в электролите. Накапливаясь, продукты разрушения начинают менять цвет токопроводящей жидкости с прозрачного на более темный (от серого до черного). При обнаружении данного симптома следует быстро заменить электролит либо купить новую батарею. Езда с разрушенными пластинами опасна, возможен взрыв на ходу.

6. Гнилостный запах из банок АКБ

При возникновении каких-либо проблем внутри батареи могут появиться посторонние, неприятные запахи. К вероятным причинам появления гнилостного аромата относятся:

  • замыкание пластин;
  • перезарядка;
  • замерзание или перегрев электролита.

Все эти неисправности влекут за собой выделение газа, который по запаху напоминает протухшие яйца. На начальных этапах аромат будет доноситься только из-под капота, а с усугублением ситуации начнет проявляться и в салоне авто.

7. Низкая плотность электролита

Полноценная зарядка батареи занимает около 8-10 часов. После завершения процедуры нужно проверить уровень плотности электролита. Параметр должен превышать значение 1,25 гр./см 3 в каждой ячейке. Даже если плотность токопроводящей жидкости по результатам проверки снижена только в одной банке, ездить с таким АКБ опасно. Низкий уровень электролита в сочетании с другими «нездоровыми» симптомами – явные признаки неисправности аккумулятора автомобиля.

8. Не работают вспомогательные системы авто

АКБ питает вспомогательные модули машины при выключенном двигателе. Сюда относятся фары, стеклоподъемники, климат-контроль, мультимедиа, охранные блок и другие связанные системы. Когда аккумулятор сел или находится в сильно разряженном состоянии, эти модули начинают сбоить или вовсе не работают. Типичные проявления проблем с батареей:

  • блеклый свет фар;
  • медленные стеклоподъемники;
  • выключающийся кондиционер;
  • слабая ответная реакция на включение охранного режима;
  • сбоящая магнитола (самостоятельно выключается при повышении громкости или переключении режима).

Виной такому поведению может быть плохой контакт на клеммах аккумулятора, признаки в этом случае будут спонтанно проявляться и исчезать. Когда наличие подобных проблем наблюдается постоянно и в комплексе, то можно судить о точной неисправности батареи.

9. Срок эксплуатации

признаки замены аккумулятора автомобиля

Среднестатистическая автомобильная батарея служит 5 лет или меньше (3-4). Срок эксплуатации во многом зависит от условий содержания автомобиля, числа глубоких разрядов, частоты перезаряда, температуры использования и прочих факторов. Спустя 3 года активной езды стоит проверить батарею на наличие каких-либо внутренних или внешних проблем. При отсутствии неисправностей аккумулятором можно пользоваться еще какое-то время, но при условии ежегодной диагностики. При обнаружении проблем батарею стоит заменить.

Основные причины смерти батареи

К перечню основных причин относят:

  • Сульфатацию. Нарушение правил эксплуатации батареи, длительный простой, неполная или нерегулярная зарядка, малый уровень токопроводящей жидкости в банках – причины, по которым на решетчатых пластинах начинает образовываться кристаллический сернокислый свинец. Этот процесс называется сульфатация. Наличие сернокислого свинца мешает проведению химических реакций внутри АКБ, провоцируя его порчу.
  • Регулярные короткие замыкания. Микро замыкания способствуют осыпанию активного вещества с поверхности пластин в электролит. Из-за этого токопроводящая жидкость начинает нагреваться, что влечет снижение ее плотности. Признаки замкнутого аккумулятора могут не проявится сразу, но с накоплением негативного эффекта появятся и другие симптомы мертвого АКБ: темный цвет электролита, щелчки реле стартера, проблемы с вспомогательными системами машины.
  • Окисление клемм. В процессе езды электролит может протекать или испарятся, оставляя следы окислов на местах контактов. Своевременная очистка клемм не даст аккумулятору сесть, в противном случае АКБ быстро разрядится и станет непригодным.

Другие причины порчи батареи: попадание в электролит посторонних веществ, прерывание цепи передачи тока, неправильное подключение к токовыпрямителю, регулярная перезарядка.

Что делать с нерабочим аккумулятором?

В первую очередь нужно найти источник проблемы, убедиться, что действительно сбоит разряженный аккумулятор. Важно учесть, что сложности с запуском двигателя могут быть связаны с поломками других узлов (электропроводка, стартер, генератор, топливный насос).

Спасти разряженную батарею можно методом глубокого разряда и полного заряда, а также с помощью переполюсовки. Второй способ предполагает смену полюсов батареи (плюс на минус или наоборот). Многие неприятные признаки останутся после переполюсовки банок аккумулятора, поэтому иногда рациональнее заменить старое устройство новым.

Обменять АКБ на новый с доплатой можно в специализированных точках продажи, но это самый невыгодный путь. В магазинах стоимость батарей завышена, в то время как мертвые устройства выкупаются за копейки. Гораздо выгоднее сдать автомобильный аккумулятор в пункте приема компании «ПАК». У нас стабильно высокие цены и широкая сеть площадок в Москве. Прием ведется по предварительной записи.

Как понять, что аккумулятор умер 30.11.2021

Не все аккумуляторы будут сигнализировать о том, что скоро выйдут из строя. Просто в один день ваша батарея по определенным причинам не сможет завести автомобиль. Как не допустить этого и на что первым делом следует обратить внимание, чтобы предотвратить поломку оборудования. Ниже приведено несколько вещей, которые вам укажут на то, что нужно срочно отвезти аккумулятор на диагностику либо заменить старую батарею на более новую.

Признаки неработоспособной батареи аккумулятора

maxresdefault

Чтобы предотвратить поломку аккумулятора, нужно понимать, на каких вещах следует заострить внимание и когда следует обратиться за ТО.

  • Медленный старт при зажигании. В зимнее время, когда температура снижается до двадцати градусов, частота вращения двигателя обычно снижается. Чем ниже температура, тем ниже показатель вращения. Если вы заметили снижение данного показателя, но температура окружающей среды оптимальная, проверьте батарею. Вероятнее всего, неправильный аккумуляторный разряд, который создает сильное напряжение аккумулятора, садит его. Перенапряжение батареи может повредить электрическую систему автомобиля и привести к замыканию.
  • Плохо светят фары. Функция аккумулятора — зажигать двигатель и направлять стартеру полную дозу мощности. В случае, когда АКБ разряжена или неисправна, она не может обеспечить передачу мощности, которая будет достаточна для освещения. В этом случае важно также проверить автозвук и освещение в салоне. Если вы слышите щелчок при включении света или радио, это первый признак неисправности батарейки. Но помните, что в этом случае очень не рекомендуется запускать двигатель от внешнего источника, поэтому проверьте аккумулятор, а не используйте сразу резервный генератор.
  • Не работает радио. Не думайте, что это мелочь. Если с автомобильной зарядкой все хорошо и она работает исправно, вся электроника будет также работать. Если что-то перестает включаться, это первый симптом того, что аккумулятор разряжен или поврежден.
  • Неестественный размер разряженной батареи. Если вы видите, что батарея толстая и распухшая, то это признак скопления в ней газообразного водорода, который поступает от нерабочего аккумулятора.

Это первые маячки, что ваша система вот-вот выйдет из строя, но, если вдруг по каким-то причинам вы не смогли распознать и предотвратить поломку и машина перестала заводиться, тогда, вероятнее всего, аккумулятору пришел конец. Итак, как же все-таки понять, что умер аккумулятор?

Признаки умершего аккумулятора

Один из способов узнать, что АКБ сто процентов умерла

depositphotos_72554653-stock-photo-change-car-batteries

  • Вы только недавно зарядили батарею, а утром уже не смогли завести автомобиль.
  • Аккумулятор не держит напряжение (либо совсем не заряжается и при зарядке держит ноль, либо заряжается за считаные минуты), при зарядке может замыкать систему.
  • Жидкость в аккумуляторе потемнела и стала мутной. Емкость АКБ с электролитом может поменять цвет, это означает, что пластины сильно окислились, что привело к изменению работы батареи.
  • Одна из банок аккумулятора сильно греется при заряде и долго не остывает после заряда.
  • Аккумулятор плохо пахнет. Его работу очень хорошо определять на нюх. Если появился резкий неприятный запах — верный признак менять АКБ.

Здоровую батарею очень легко определить по количеству тока, которое она держит. Чтобы аккумулятору не пришлось умирать, вам следует приобрести вольтметр и систематически измерять напряжение в системе.

Здоровая банка батареи держит ток 12.7 В и выше, если цифра опускается до 12.4, следует срочно подзарядить батарею. В случае опускания показателя до 12 В ваш аккумулятор будет постепенно сдыхать.

Как продлить жизнь аккумулятору

Чтобы аккумулятор прослужил вам долгие годы, следует придерживаться следующих рекомендаций, которые не требуют больших денежных трат и времени.

  • Сведите к минимуму короткие поездки. Когда двигатель заводится, он дает большую энергию бортовой системе, что сильно разряжает автомобильный аккумулятор. За короткую поездку аккумулятор не успевает зарядиться.
  • Не забывайте выключать электроприборы и фары, когда двигатель отключен. Классика жанра, когда водитель забывает выключить фары и они целую ночь разряжают аккумулятор. К тому же это может замкнуть систему.
  • Регулируйте температурный режим. Не допускайте перегрева и переохлаждения автомобиля, поддерживайте одну температуру.
  • Не оставляйте автомобиль на долгое время. Даже если вы не пользуетесь авто, хотя бы время от времени подзаряжайте аккумулятор, включайте зажигание и давайте авто немного поработать.
  • Хорошо закрепите аккумулятор и следите за количеством жидкости в нем.

Дополняющая статья — «Что следует заливать в аккумулятор — воду или электролит»

Надеемся, эти советы помогут, и вам не придется менять аккумулятор! Чтобы провести более точную диагностику, обратитесь к специалистам, которые с помощью профессионального оборудования сделают оценку вашего аккумулятора.

Как проверить исправность автомобильного аккумулятора

Есть подозрение, что аккумулятор вашего автомобиля плохо держит заряд? Не спешите тратить средства и покупать новый, возможно, проблема не в батарее. Воспользуйтесь советами специалистов интернет-магазина Автолонг, чтобы быстро проверить исправность аккумулятора наиболее удобным для вас способом.

Проверка аккумуляторной батареи с помощью мультиметра

Данные бортового компьютера о заряде аккумулятора часто ошибочны. Потери возможны не на самой батарее, а в проводке, поэтому итоговая цифра может оказаться меньше, чем реальное напряжение. Воспользуйтесь стрелочным или цифровым мультиметром (тестером) для измерения напряжения. Для этого красный щуп прибора прикладывают к положительному (красному) выводу батареи, черный — к отрицательному (черному).

Тестер автомобильный многофункциональный

При работающем двигателе

Когда автомобиль заведен, напряжение на АКБ должно составлять 13-14 Вольт. Высокое напряжение (больше 14,2В) говорит о низком заряде батареи и попытках генератора его поднять, работая в усиленном режиме. Однако это еще не свидетельствует о том, что аккумулятор вышел из строя. Возможно, он разрядился за ночь из-за мороза или сбоит бортовая электроника, неправильно измеряя температуру окружающего воздуха. В нормальной ситуации при работе на холостом ходу в течение 5-10 минут напряжение само падает ниже 14 Вольт. Если же этого не происходит, возникает угроза вскипания электролита.

Напряжение при работающем двигателе менее 13В, когда отключены все потребители энергии (фары, музыка, кондиционер, печка и т.д.), говорит о том, что батарея не заряжается полноценно. Однако низкое напряжение может быть не только при выходе из строя батареи, но и при окислении контактов. Попробуйте зачистить их и провести повторные измерения.

Пуско-зарядное устройство для автомобиля 6В/12В 2/10/55А

Как еще тестируют АКБ при включенном моторе

Если при включенном двигателе напряжение на батарее находится в пределах нормы, начните поочередно включать потребление: ближний свет, музыку, кондиционер и т.д. При подключении каждого потребителя напряжение должно падать на 0.1-0,2В, но при максимальной нагрузке не перейти границу минимально допустимого значения (12,8 В).

Проверка при выключенном двигателе

Измерения проводят на заглушенном двигателе, когда автомобиль давно находится в состоянии покоя, а на аккумуляторе нет поверхностного напряжения. Лучше всего проводить тестирование до начала поездки. При нормальной работе напряжение должно находиться в пределах 12,5-13В. Исправный АКБ держит заряд несколько дней. Если он упал ниже 11,9—12В, батарея разряжена и скорее всего уже сульфатирована, а автомобиль может не завестись.

Провода прикуривателя 700А (сварной кабель)

Проверка АКБ с использованием нагрузочной вилки

Мультиметр позволяет понять, заряжен ли аккумулятор, но не дает полной картины — насколько исправно работает устройство. Чтобы оценить работоспособность, используют другой прибор — нагрузочную вилку. Тестирование проводят на полностью заряженном аккумуляторе и при заглушенном моторе. Температура окружающего воздуха должна быть выше нуля. Для исследования используют как ручные, так и автоматические нагрузочные вилки, главное, чтобы модель подходила для заданной емкости батареи.

Соблюдая полярность, нагрузочную вилку закрепляют к клеммам аккумулятора. Она вызывает короткое замыкание, энергия от батареи передается на корпус вилки, который в свою очередь разогревается. Исправность АКБ определяют по степени просадки напряжения под нагрузкой, чем она меньше, тем лучше работает аккумулятор.

В каталоге интернет-магазина Автолонг вы найдете современные тестеры для проверки заряда аккумулятора, а также качественные пуско-зарядные устройства га 12-24 В для АКБ.

Вопросы и отзывы

Мультиметр небольших размеров, но очень удобный в работе, хватает для всего. Автолонгу и менеджеру Леониду спасибо за отлично подобранный товар!

Тестер заряда до Тюмени дошел очень быстро, курьер ТК привез по адресу. Прибор не плохой, но инструкция только на английском. Есть перевод?

Проверил аккумуляторный тестер, работает нормально, показывает вольтаж точно. Теперь будет чем проверять аккумуляторы при покупке, а то дважды пытались восстановленный вместо нового всучить.

Вам также могут быть интересны наши обзоры:

  • Средства увязки грузов: прижимные (стяжные) ремни
  • Вспомогательные средства для перевозки груза
  • Правила эксплуатации стяжных ремней для грузоперевозок
  • ГОСТ, разновидности и особенности стяжных ремней и строп для автовоза
  • Как увязывать грузы оптимально
  • Болты, гайки колеса
  • Генераторы
  • Гидроцилиндры
  • Датчики
  • Датчики давления
  • Датчики температуры
  • Другие Запчасти
  • Замки кабины
  • Клапана
  • Колодки
  • Краны
  • Крыльчатка
  • Мотор печки, отопителя
  • Мотор стеклоочистителя, стеклоомывателя
  • Насос ГУР
  • Насос подъема кабины
  • Насосы ситемы отопления и охлаждения
  • Насосы топливной системы
  • Патрубки радиатора
  • Переключатели подрулевые
  • Привода спидометра
  • Привода Стартера
  • Ремкомплекты
  • Ролики натяжители ремня
  • Ручки двери, Личинки замков
  • Рычаги регулировочные
  • Синхронизаторы
  • Стартеры
  • Стремянки
  • Термостаты
  • Тормозные камеры
  • Фильтра
  • Электродвигатели отопителя
  • Энергоаккумуляторы

Читайте также интересные статьи

ПДД: что изменилось в 2023 и что ждёт нас в 2024 году

ПДД: что изменилось в 2023 и что ждёт нас в 2024 году

Защитные чехлы для сидений грузовых автомобилей

Защитные чехлы для сидений грузовых автомобилей

Рост спроса на китайские грузовики: качество, возможности и преимущества китайской техики

Рост спроса на китайские грузовики: качество, возможности и преимущества китайской техики

Соединители (фитинги) для тормозных трубок

Соединители (фитинги) для тормозных трубок

Заказ и доставка

Как сделать заказ? Первый и наиболее удобный способ — это оформить заказ через сайт. Найдите нужные Вам товары в нашем каталоге.

Вот уже более 15-ти лет команда Автолонг ставит своей задачей обеспечение водителей грузовиков нашей и не только страны, качественными.

Нашим постоянным покупателям мы всегда рады предоставить самый широкий ассортимент и постоянное наличие самых востребованных аксессуаров.

Скачайте наш полный прайс лист в формате xls. При желании вы можете проставить нужное вам количество напротив необходимых позиций.

Будьте в курсе новостей и акций

Подпишитесь на рассылку и получайте первым информацию об акциях Autolong.ru

Аксессуары к грузовым машинам оптом и в розницу

Информация на сайте https://autolong.ru/ не является публичной офертой

Покупателям
  • Офлайн магазины
  • Как заказать
  • Оплата
  • Доставка
  • Гарантии и возврат
  • Статьи и Видео
  • Вопросы и ответы
  • Контакты
  • Доставка по
    Московской области
магазин и склад
Адрес

Московская область, город Видное, 27-й километр Каширского шоссе, 24/3

Признаки того, что акб отработал или как понять, что аккумулятор в автомобиле пора менять на новый.

Аккумуляторная батарея подвержена естественному износу в результате ряда очевидных факторов:

  • выкипания электролита
  • сульфатации
  • разрушения активной массы пластин

В нормальных условиях эксплуатации средняя батарея служит по 3–5 лет.

При редких непродолжительных поездках, дополнительной нагрузке и без своевременного обслуживания ресурс АКБ сокращается, что приводит к падению емкости, пускового тока и невозможности запуска двигателя. Чаще всего проблемы проявляются в холодное время года из-за увеличения нагрузки на батарею и снижения эффективности её зарядки.

Screenshot (1)

О том, как умирает аккумулятор автомобиля, какие признаки указывают на это и как понять, когда пора менять АКБ на автомобиле – расскажем в этой статье.

Основной признак, что аккумулятор в автомобиле пора менять — быстрое падение напряжения даже под небольшой нагрузкой во время стоянки (при условии, что ток потребления в этом режиме в пределах нормы – не выше 80 мА). Даже если напряжение подсевшего АКБ удалось поднять до 12,7 В с помощью зарядного устройства, но после установки на автомобиль и стоянки более 12 часов оно вновь просаживается до 12,5 и ниже — меняйте. В противном случае в какой-то момент (зачастую морозным утром) не сможете запустить двигатель. НО! Именно это легко перепутать с обычной избыточной утечкой, поэтому оговорка про ток потребления это ключевой момент.

В целом важно не путать очевидные проверяемые признаки с тем, что «кажется».
Признаки износа аккумулятора на авто обычно наиболее явно проявляются при запуске двигателя и при повышении нагрузки на бортовую сеть. Некоторые из них могут указывать как на исчерпание ресурса самой батареи, так и просто на падение уровня заряда из-за неисправности генератора или повышенного энергопотребления, вызванного неправильной работой оборудования.

Основные симптомы умирающего аккумулятора автомобиля:

  • стартер с трудом приводит в движение маховик, в особенности при низкой температуре, обороты явно замедляются при удержании ключа или кнопки запуска более 2–3 секунд;
  • сильно падает яркость свечения ламп фар и освещения салона при заглушенном моторе, а после старта скачкообразно растет;
  • аккумулятор садится в ноль после 12-часовой стоянки;
  • обороты холостого хода падают при включении дополнительных потребителей, а при включении кондиционера иногда глохнет мотор;
  • включение потребителя (габариты и фары, аудиосистема, компрессор для подкачки колес) на стоянке с заглушенным двигателем вызывает заметную просадку напряжения АКБ;
  • при заглушенном двигателе стеклоочистители, стекла и люк с электроприводом движутся слишком медленно и с трудом.

При выявлении описанных симптомов необходимо заглянуть под капот и осмотреть АКБ. Явные признаки выхода аккумулятора из строя и их причины перечислены в следующем разделе.

Признаки и причины умирающего аккумулятора на автомобиле

Исчерпавший свой ресурс аккумулятор может отказать в любой момент. Помимо того, что машина может не запуститься при похолодании или после нескольких коротких поездок, возможно разрушение корпуса АКБ с вытеканием электролита, сбои в бортовой электронике из-за перепадов напряжения и т. д. Кроме того, существенно повышается нагрузка на генератор. Заметив признаки умирающего аккумулятора, необходимо принять меры для устранения причин их появления, после чего зарядить батарею или заменить её.

Признаки умирающего автомобильного аккумулятора и их причины:

Проблема с АКБ

Почему это происходит

Что делать

Аккумулятор быстро разряжается

1. Падение уровня электролита.

2. Разрушение активных пластин.

1. Долить электролит, если это возможно.

Серый светлый налет на пластинах

Глубокий заряд или неоптимальный режим заряда АКБ.

Выполнить зарядку с десульфатацией аккумулятора или заменить батарею.

Вздулся корпус (без повреждения)

1. Излишне активное газообразование из-за перезаряда или падения уровня электролита.

2. Засорение вентиляционных отверстий.

1. Устранить причину перезаряда, восстановить уровень электролита и з арядить АКБ .

2. Прочистить вентиляционные отверстия.

Трещины и потеки на корпусе АКБ

1. Превышения давления внутри корпуса из-за повышенного газообразования.

2. Замерзание электролита из-за падения плотности.

Низкое напряжение и плотность электролита после зарядки

Сера из электролита переходит в сульфат свинца и оседает на пластинах, но не может раствориться обратно из-за чрезмерного кристаллообразования, поэтому плотность электролита снижается. Возможно также выкипание электролита.

Зарядить аккумулятор и скорректировать плотность электролита . Если не помогает – менять АКБ.

Электролит темного цвета или с осадком

Разрушение активной массы пластин или образование нерастворимого сульфата.

Батарея требует замены, так как не подлежит восстановлению.

Налет на клеммах АКБ

Выкипание электролита при зарядке из-за сульфатации АКБ.

Долить дистиллированной воды, провести зарядку с десульфатацией, если не помогает – менять АКБ.

Срок службы АКБ зависит от ее типа:

  • обычные свинцовые сурьмянистые и малосурьмянистые – около 1–4 года;
  • гибридные и кальциевые – около 2–5 лет;
  • AGM – 5-10 лет;
  • гелевые (GEL) – 5–10 лет.

Признаки износа аккумулятора автомобиля могут появиться и раньше при коротких пробегах, частых запусках, большом количестве дополнительного оборудования, например, нештатной мультимедийной системе с усилителями и динамиками большей мощности, либо неисправностях, приводящих к недостаточному заряду или переразряду. В то же время в хороших условиях и при своевременном обслуживании АКБ может прослужить в 1,5–2 раза дольше положенного срока.

Как проверить, нужно ли менять аккумулятор?

Однозначно на необходимость замены автомобильного аккумулятора указывают лишь повреждение корпуса, разрушение или замыкание пластин. В остальных случаях можно попробовать продлить срок службы батареи, попытавшись зарядить ее и проведя испытания. Для предварительной оценки износа автомобильного аккумулятора перед тестированием нужно:

  • Измерить напряжение. На исправной АКБ с нормальным остаточным ресурсом оно должно быть не ниже 12,6 Впри измерении спустя 3 часа после зарядки. Более низкие значения свидетельствуют о критическом износе, а если вольтаж не достигает 11 В, то есть вероятность КЗ одной из ячеек.

09f19dfd6ec6fc9cf1c7bcc6ba0394f2

  • Проверить плотность электролита. В норме на исправной заряженной аккумуляторной батарее она должна составлять около 1,27–1,28 г/см 3 при комнатной температуре.
    Проверить плотность можно и на разряженной батарее, но тогда для оценки ее состояния нужно сравнивать полученные значения с табличными.
    Нормальная зависимость плотности от температуры и заряда указана на иллюстрации.
  • Проверить уровень электролита. В норме электролит должен иметь уровень на 1,5–2 см выше краяпластин. Во многих АКБ внутри сервисных отверстий есть метки уровня, в некоторых моделях он отображается с помощью поплавкового индикатора. Если уровень ниже нормы, его можно восстановить дистиллированной водой.

batteries-plates

  • Проверить сульфатацию. В обслуживаемых АКБ с пробками, выкрутив их, можно визуально осмотреть пластины. В идеале в заряженном состоянии на них не должно быть светло-серого налета, небольшое количество допустимо, а вот отложения на большей части площади указывают на высокую степень износа аккумулятора автомобиля.

Достоверно выявить износ аккумуляторов автомобилей можно с помощью диагностического оборудования или тестов.

Тест 1: Испытание штатной нагрузкой

Узнать остаточный ресурс аккумулятора только по внешним признакам и напряжению не всегда возможно. Более правильный подход – испытание под нагрузкой. Самый простой способ определить умирающий аккумулятор – нагрузить его штатными электроприборами. Для теста необходимо:

  1. После подзарядки или длительной поездки подождать от 1–2 часов до нормализации напряжения на АКБ.
  2. Включить свет фар.
  3. Подождать около 30 минут.
  4. Запустить мотор снова.

Если АКБ еще исправная, а мотор в порядке, то он запустится с первой по пытки, стартер будет крутить бодро. При изношенном аккумуляторе пуск окажется затрудненным (или вовсе невозможным) и должно быть слышно, как стартер работает «в натяг», его обороты проседают.

Проверка нагрузочной вилкой.

Быстро определить, что аккумулятор пора менять, можно с помощью нагрузочной вилки. Тест проводится на заряженной батарее в таком порядке:

  1. Подключить нагрузочную вилку ненагруженным выводом и измерить напряжение разомкнутой цепи (НРЦ).
  2. Подключить нагрузочную вилку вторым выводом и измерить напряжение под нагрузкой большим током.
  3. Выдержать вилку подключенной около 5 секунд и проследить за изменениями напряжения на ее шкале или экране.

В хорошем состоянии заряженная АКБ должна выдавать 12,6–13 В без нагрузки. После подключения вилки напряжение будет проседать и по величине просадки можно приблизительно оценить степень износа. На полностью исправной автомобильной батарее 55–75 А/ч должно происходить падение не ниже 10,5–11 В.

Если аккумулятор «уставший», но еще пригодный к работе, то напряжение в нагрузке составит 9,5–10,5 В. Если значения падают ниже 9 В, то такую АКБ вскоре придется заменить.

Характер изменения показаний – второй показатель износа. Если под нагрузкой напряжение на приборе стабильно или даже немного растет, то батарея исправна. Постоянное снижение вольтажа свидетельствует, что АКБ уже изношена и не держит нагрузку.

Измерение ёмкости нагрузкой

Емкость аккумулятора измеряется в А/ч и указывается на АКБ. Это значение получают путем разрядки батареи нагрузкой 5% от номинальной емкости, то есть 2,5 А для 50 А/ч или 5 А для 100 А/ч. Необходимо зарядить АКБ, а затем действовать в следующем порядке:

  1. Измерить НРЦ заряженной и отстоявшейся несколько часов батареи.
  2. Подключить нагрузку соответствующей мощности (для легковой АКБ подойдет лампочка на 12 В до 30–40 Вт).
  3. Оставить АКБ с нагрузкой на 5 часов.

Если АКБ разрядилась до напряжения ниже 11,5 В на этом этапе, итог уже понятен: ее ресурс исчерпан!

  1. Отключить нагрузку, подождать несколько минут для стабилизации НРЦ и измерить его, чтобы оценить степень заряда батареи по напряжению.
  2. Определить процент разряда. Например, если по напряжению АКБ имеет уровень 70%, то полностью заряженная батарея разрядилась на 30%.
  3. Рассчитать остаточную емкость по формуле Cост.=(нагрузка в А)*(время в часах)*100/(процент разряда).

Если лампа потребляет 3,3 А, а батарея емкостью 60-65 А/ч за 5 часов разрядилась на 40%, то Cост.=3,3*5*100/40=41,25 А/ч, что свидетельствует о наличии заметного, но еще приемлемого износа. Такая АКБ будет работать, только в сильный мороз возможны трудности запуска.

В некоторых случаях емкость батареи, упавшую из-за сульфатации пластин, можно немного поднять с помощью нескольких циклов заряд-разряд малым током или в импульсном режиме, доступном в ряде моделей автоматических зарядных устройств.

Измерение внутреннего сопротивления

Еще один способ, позволяющий понять, что аккумулятор на авто умирает, состоит в измерении внутреннего сопротивления АКБ.

Сделать это можно прямым и косвенным методом:

  • Прямой. Используется специальный тестер.
  • Косвенный. Величина внутреннего сопротивления определяется по падению напряжения при известной нагрузке.

Исправная и заряженная свинцовая АКБ, при испытании тестером, должна показать внутреннее сопротивление порядка 3–7 мОм (0,003-0,007 Ом). Чем больше емкость – тем ниже должна быть величина. Рост значения вдвое свидетельствует об исчерпании ресурса примерно на 50%.

DSC_0164.MOV_snapshot_00.27.395

Для косвенного расчета сопротивления понадобится мультиметр или вольтметр и нагрузка с известным током потребления. Лучше всего подходит автомобильная лампочка мощностью 60 Вт.

Как проверить ресурс аккумулятора путем расчета сопротивления:

  1. На заряженной и отстоявшейся батарее измеряется НРЦ.
  2. К аккумулятору подключается нагрузка, которая выдерживается до стабилизации напряжения – обычно около минуты.

Если напряжение резко падает ниже 12 В, не стабилизируется и постоянно снижается даже под небольшой нагрузкой – износ АКБ уже очевиден и без дальнейших тестов.

  1. Измеряется напряжение АКБ под нагрузкой.
  2. Рассчитывается величина падения НРЦ (ΔU).
  3. Полученная величина ΔU делится на ток (I) нагрузки (5 А для лампы на 60 Вт) для получения величины сопротивления по формуле Rпр.=ΔU/ΔI. ΔI будет равна 5 А для лампы 60 Вт.
  4. Рассчитывается теоретическое внутреннее сопротивление АКБ путем деления его номинального напряжения на указанный пусковой ток по формуле Rтеор.=U/I.
  5. Теоретическое значение сравнивается с практическим и по их разнице определяется состояние АКБ. Если батарея исправна, то отставание фактического результата от теоретического будет небольшим.

Для примера возьмем АКБ на 60 А*ч и пусковым током 600 А, заряженную до 12,7 В. Её теоретическое сопротивление Rтеор.=12,7/600=0,021 Ом или 21 мОм.

Если перед НРЦ составило 12,7 В, а при замерах после нагрузки – 12,5 В, в примере это будет выглядеть следующим образом: Rпр.=(12,7-12,5)/5=0,04 Ом или 40 мОм. По итогам измерений можно рассчитать пусковой ток АКБ с учетом износа по закону Ома, то есть I=12,7/0,04=317,5 А (от заводских 600 А)

Если до замеров напряжение составляло 12,65 В, а после – 12,55, то Rпр.=(12,65-12,55)/5=0,02 Ом или 20 мОм. Это сходится с теоретическими 21 мОм, и по закону Ома получаем I=12,67/0,021=604 А, то есть батарея в идеальном состоянии.

Самый простой и доступный тест.

Использование аккумуляторного тестера. Самостоятельно или в сервисном центре Вы можете попросить протестировать подобным прибором своб батарею. Причем нет существенной разницы в точности показаний между моделями дешевой категории и профессиональными аналогами.

54200b35eb762f148ab93dfe8d606623

Самая важная функция подобных приборов, они показывают реальную силу тока (конечно же они её не измеряют, а вычисляют импульсным методом). В зависимости от модели эти приборы имеют разное количество единиц измерения тока по разным стандартам, но самые ходовые стандарты есть везде. Многие модели показывают еще и внутреннее сопротивление. По этим двум показателям можно сделать многие выводы. Даже без глубоких знаний можно будет понять, что при силе пускового тока, упавшей на треть или почти вдвое по сравнению с показателями новой батареи — жить батарея долго не будет, или же наоборот, высокий показатель тока пусть даже у неновой батареи недвусмысленно намекнет, но на пенсию аккумулятор не собирается.
Высокое внутреннее сопротивление сообщит о плохом состоянии пластин, что особенно важно для батарей с герметичными корпусами.
В общем, штука полезная. Но еще правильнее будет обратиться к специалисту, который измерит батарею совокупно тестером, нагрузочной вилкой и ареометром, и грамотно проанализирует состояние аккумулятора. Прогнозам добросовестного специалиста вполне можно доверять. Часто ожидаемый срок службы даётся с точностью до месяца или температуры.
Прогресс сильно упростил нам задачи по диагностике. Но не освободил от необходимости быть внимательными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *